|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Вместо снижения ставок министр обещает приструнить налоговиков ("Главбух", 2005, N 11)
"Главбух", 2005, N 11
ВМЕСТО СНИЖЕНИЯ СТАВОК МИНИСТР ОБЕЩАЕТ ПРИСТРУНИТЬ НАЛОГОВИКОВ
Кудрин Алексей Леонидович - министр финансов Российской Федерации
Одна из "горячих тем" в парламенте и Правительстве России - налоговая реформа. Продолжать ли снижать налоговые ставки? Как совершенствовать администрирование? Нужны ли налоговые задания? Нашему корреспонденту удалось узнать о планах Минфина из первых уст.
- Как Вы оцениваете результаты налоговой реформы? - Как безусловно положительные. Я считаю, что среди ее успехов - первая часть Налогового кодекса Российской Федерации. Не хочу сказать, что это идеальный документ. Но он работает, и это главное. Перечислять то, что сделано, можно долго. Но, на мой взгляд, важнее другое - то, что еще предстоит сделать. Мы только начинаем создавать налоговую систему, которая отвечала бы всем мировым требованиям и не тормозила бы развитие российского бизнеса. - Что предстоит сделать в первую очередь?
- На первом месте - налоговое администрирование, а не снижение ставок. То есть совершенствование системы налогового контроля. В частности, ограничение срока проведения выездных проверок. Кроме того, нужно определить перечень документов, которые налоговые органы могут потребовать от предприятия в ходе камеральной проверки. Сейчас нет разницы между камеральной и выездной проверкой - налоговые органы могут запрашивать неограниченное число документов, по сути превращая камеральную проверку в выездную. - А как повысить защищенность налогоплательщиков от налогового контроля? - В настоящее время в действующем законодательстве предусмотрена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями. Будут рассмотрены поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях по установлению ответственности должностных лиц за превышение своих полномочий. - Допустим, будет предусмотрено наказание за незаконные действия для налоговиков. А кто будет нести ответственность за последствия, к которым привели эти действия чиновников? - Причиненные налогоплательщикам убытки должны возмещаться за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Необходимо найти механизм реализации указанных норм. В настоящее время этот вопрос прорабатывается. - Останется ли практика "налоговых заданий"? - Такая практика должна быть, безусловно, прекращена. - Будут ли продолжать снижаться налоговые ставки? - По мнению многих бизнесменов, нужно прежде всего продолжать снижать ЕСН, чтобы поддержать бизнес в выводе зарплат из тени. Но в ближайшее время этого не произойдет. Хочу напомнить, что с 1 января 2005 г. ставка ЕСН была существенно снижена. Нужно время, чтобы оценить результаты этого решения, в том числе в направлении намеченной легализации "серых" зарплат. Ведь ЕСН - источник формирования Пенсионного фонда, фондов социального и медицинского страхования. Даже если мы увеличим сборы за счет легализации зарплат, мы в ближайшие годы не перекроем выпадающие доходы по ЕСН. Более того, демографическая ситуация в стране привела уже к тому, что мы не можем только за счет ЕСН поддерживать Пенсионный фонд. Поэтому дальнейшее снижение ЕСН в ближайшие годы проблематично. Что касается снижения ставок по другим налогам, то этот вопрос требует дополнительного анализа. При этом в любом случае снижение налоговых ставок не должно привести к невыполнению обязательств государства. - А изменится ли ставка НДС? - Не изменится. Правительство решило пока воздержаться от снижения ставок НДС, в том числе в виде установления единой ставки. Для ряда отраслей это было бы повышением налоговой нагрузки. А идти на существенное снижение ставок мы не готовы - нужно ведь обеспечивать стабильность бюджетов. - Ставка не изменится, но предложения по совершенствованию администрирования НДС все же обсуждаются. Что будет сделано прежде всего? - Мы предлагаем перейти к НДС по методу начисления - в налоговую базу будет включаться стоимость реализованных товаров с момента их отгрузки, а налоговые вычеты будут производиться по приобретенным товарам без их обязательной оплаты. Кроме того, с 2006 г. предлагается перейти к возмещению НДС по капитальным вложениям по мере осуществления строительства до введения построенного объекта в эксплуатацию. С 2007 г. мы предлагаем перейти от разрешительного к заявительному порядку возмещения экспортного НДС, сократив количество подтверждающих документов. Из налогооблагаемой базы будут также исключены авансовые платежи по экспортным поставкам. - Какие еще налоговые нововведения ожидаются в ближайшее время? - В целях стимулирования инвестиционных процессов предлагается дополнить уже начиная с 2006 г. действующий режим применения налога на прибыль следующими мерами. Во-первых, будет введена "амортизационная премия" в виде разрешения относить на расходы при расчете налоговой базы 10 процентов стоимости введенных в действие основных фондов. Сделать это можно будет в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию. Также будет увеличен с 30 до 50 процентов верхний предел для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы. Начиная с 2007 г. может быть решен вопрос о принятии переходящих убытков в полном объеме. Кроме того, в ближайшие два года должна быть закончена реформа имущественного налогообложения за счет введения местного налога на недвижимость жилого назначения. Но в целом хочу отметить, что налоговая реформа в России идет к концу. Поэтому не стоит ждать от нее кардинальных изменений. Считаю, что ближайшие годы должны наконец-то стать периодом налоговой стабильности.
Беседовала Л.Зимина Подписано в печать 25.05.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |