Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Выездная налоговая проверка ("Право и экономика", 2005, N 6)



"Право и экономика", 2005, N 6

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА

Наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении налоговых проверок. Зачастую причиной возникновения конфликтов является плохая информированность налогоплательщиков о содержании и процедуре налоговых проверок.

Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля (ст. 82 Налогового кодекса РФ). Функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

При этом органы внутренних дел могут по запросу налоговых органов участвовать в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Кроме того, при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (см. Приказ МНС России N АС-3-06/37 и МВД России от 22 января 2004 г. N 76).

Налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки.

Кроме того, в НК РФ содержатся понятия "встречная", "повторная", "дополнительная" проверка.

Кодекс вводит своего рода "ограничение" на проведение проверок. Так, в соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки. Указанный календарный срок обусловлен трехгодичным сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Например, в 2005 г. может быть проверена деятельность предприятия за 2002 - 2005 гг.

Выездная налоговая проверка наиболее "тяжело переносится" налогоплательщиком, т.к. связана с необходимостью присутствия сотрудников налоговых органов на проверяемом предприятии и истребованием первичной документации налогоплательщика, что, в свою очередь, может серьезно повлиять на текущую работу предприятия.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован НК РФ.

Суть выездной налоговой проверки - контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, указанных в решении на проведение проверки, на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Указанное решение должно иметь ряд реквизитов, придающих ему юридическую силу:

наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения;

наименование налогоплательщика, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указываются наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган может проводить как проверку организации с учетом всех ее филиалов и обособленных подразделений, так и проверку филиалов и представительств организации независимо от проведения проверки самой организации;

период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка;

вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Налогоплательщику следует обращать внимание на виды налогов, подлежащих проверке. Например, в решении была указана проверка налога на прибыль. Если в ходе проверки у налогового органа возникнет необходимость проверки налога на имущество, то им должно быть принято новое решение о назначении проверки. В ином случае результаты проверки налога на имущество могут быть признаны недействительными по формальному признаку - отсутствие в решении указания на проверенный налог. Кроме того, по общему правилу действует запрет на проведение проверок по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период;

Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина.

Форма решения утверждена Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318 (в ред. от 7 февраля 2000 г.) "Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок".

В случае если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, должно быть вынесено решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки) по соответствующей форме (Приказ МНС России от 7 февраля 2000 г. N АП-3-16/34). Несоблюдение этого требования также может привести к отмене результатов проверки.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Продолжительность выездной налоговой проверки не должна быть более двух месяцев.

В исключительных случаях срок проверки может быть увеличен до трех месяцев. Срок проверки должен быть продлен решением вышестоящего налогового органа (Письмо МНС России от 29 апреля 2004 г. N 06-4-03/640).

В срок проведения проверки не засчитывается период между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ.

В соответствии с данной статьей у налогоплательщика имеется пять дней для представления требуемых документов.

По общему правилу проверка проводится вне места нахождения налогового органа. В ряде исключительных случаев, например, когда у налогоплательщика отсутствует возможность принять налоговых инспекторов на территории предприятия, проверка проводится "в стенах" налогового органа, но по правилам проведения выездной проверки.

Налоговый орган не имеет права проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Из этого правила есть следующие исключения:

независимо от времени проведения предыдущей проверки могут проводиться: проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией организации; проверки вышестоящего налогового органа в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

В ходе выездной налоговой проверки проводятся следующие мероприятия:

истребование документов;

инвентаризация имущества;

осмотр;

выемка (изъятие) документов;

встречные проверки;

привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков;

проведение экспертиз.

Порядок проведения вышеперечисленных мероприятий регламентирован ст. ст. 90 - 98 НК РФ.

В ходе выездной налоговой проверки должностными лицами налоговых органов исследуются документы, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления и уплаты проверяемых налогов и сборов.

В ходе проверки, как правило, проверяются следующие документы:

устав организации;

учредительные документы;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

налоговые декларации;

бухгалтерская отчетность;

банковские и кассовые документы;

счета-фактуры и другие первичные документы;

другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии с п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Требование о представлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов. Указанное требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку, и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Форма требования о представлении документов утверждена Приказом МНС России от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138 "Об утверждении инструкции МНС России N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах".

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ).

Если налогоплательщик отказался выдать документы добровольно, то должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, производят выемку документов.

Выемка документов производится на основании постановления, которое может быть утверждено руководителем налогового органа как предварительно, так и по итогам выемки.

Как правило, в процессе выемки изымаются только копии документов. Однако возможно изъятие и подлинных документов. При изъятии подлинников налоговые органы изготавливают с них копии и передают лицу, у которого они изымаются. Изъятые документы должны быть описаны и перечислены в акте выемки или прилагаемых к нему описях.

Выемка оформляется протоколом и проводится с обязательным присутствием понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов.

Должностное лицо налогоплательщика может быть вызвано в качестве свидетеля для дачи показаний о любых обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

В соответствии с Инструкцией МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт выездной налоговой проверки.

Форма акта приведена в указанной Инструкции. Инструкция устанавливает единые требования к составлению и форме акта выездной налоговой проверки налогоплательщиков, к порядку вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки, а также к порядку производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками.

Акт подписывается уполномоченными должностными лицами налоговых органов и налогоплательщиком либо его представителем.

Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные объяснения, возражения, а также документы, их обосновывающие.

По истечении двухнедельного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и выносит одно из трех решений:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Содержание решений о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения обычно не вызывает у налогоплательщика вопросов.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля выносится при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.

В процессе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, как правило, проверяются дополнительно представленные налогоплательщиком документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; назначаются экспертизы, налогоплательщик дает пояснения по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля.

Ю.Лермонтов

Подписано в печать

25.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Недобросовестность" налогоплательщика в контексте недействительности гражданско-правовой сделки ("Право и экономика", 2005, N 6) >
Вопрос: Работнику за сложность выполняемой работы была установлена персональная надбавка к должностному окладу, однако за совершенный проступок эта надбавка была снята. Работник с этим не согласен и заявил, что будет обжаловать действия руководителя организации. Кто прав в данной ситуации? ("Право и экономика", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.