Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности применения МСФО в Российской Федерации ("Финансовая газета", 2005, N 21)



"Финансовая газета", 2005, N 21

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой совокупность следующих документов:

предисловие к положениям МСФО;

принципы подготовки и представления финансовой отчетности;

стандарты;

разъяснения к стандартам.

Эти документы образуют единую систему и не могут применяться по отдельности. Вместе с тем каждый документ - элемент системы и имеет свое индивидуальное значение.

В предисловии к положениям МСФО изложены цели и порядок деятельности Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (далее - КМСФО), разъяснен порядок применения международных стандартов.

Принципами подготовки и представления финансовой отчетности определены основы подготовки и представления финансовой отчетности для внешних пользователей. В них рассмотрены цели финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и т.д. Сами принципы не являются стандартом и предназначены в основном для содействия Комитету по МСФО в разработке новых и пересмотре действующих стандартов, национальным органам стандартизации в работе над национальными стандартами, составителям финансовой отчетности в применении МСФО и определении порядка составления отчетности по тем вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты, аудиторам в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО.

МСФО являются системой положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Стандарты предназначены для подготовки той финансовой отчетности, которая рассматривается пользователями в качестве основного источника финансовой информации о компании.

Разъяснения к МСФО подготавливает Постоянный комитет по разъяснениям. Принимает разъяснения Правление Комитета по МСФО. В разъяснениях толкуются положения стандартов, содержащие неоднозначные или неясные решения. Это обеспечивает единообразное применение стандартов. Разъяснения касаются как вопросов, по которым имеется неоднозначная практика применения стандартов, так и новых вопросов, возникающих по мере развития экономических отношений.

КМСФО как международная профессиональная неправительственная организация был создан в 1973 г. аудиторскими организациями ряда стран. В начале 90-х годов МСФО начали активно применяться в деятельности крупнейших мировых рынков. В 2000 г. КМСФО был реорганизован. Крупнейшие страны мира приняли планы перехода или сближения национальных стандартов с МСФО. ЕС обязал компании, чьи ценные бумаги обращаются на европейских биржах, применять с 2005 г. МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности.

В Российской Федерации вопрос о применении МСФО при составлении отчетности был впервые поставлен в 1992 г. Среди первых компаний, применивших МСФО, были АвтоВАЗ, крупные нефтяные компании. Аналогичные процессы шли в банковском секторе, где сотрудничество с западными финансовыми институтами стало невозможным без составления отчетности по международным стандартам. Сегодня все крупнейшие российские банки составляют финансовую отчетность по МСФО.

Необходимо отметить, что применение МСФО требует совершенно новых знаний и навыков работы. МСФО не являются сводом строгих, детальных правил, это, скорее, набор принципов и требований. Подход к их реализации определяется организацией самостоятельно исходя из конкретной экономической ситуации. В системе МСФО нет обязательных для российской бухгалтерии плана счетов, бухгалтерских записей, форм первичных документов и учетных регистров. МСФО - это стандарты отчетности, т.е. заключительного этапа бухгалтерской работы.

В Российской Федерации переход к обязательному использованию международных стандартов финансовой отчетности предполагается производить поэтапно. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа). В качестве цели реформирования системы бухгалтерского учета в Программе зафиксировано приведение российской системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Программа предусматривает формирование системы стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей; обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями внедрения стандартов на международном уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Предполагается совершенствование нормативного правового регулирования, формирование нормативной базы (стандартов), методическое обеспечение (издание инструкций, методических указаний, комментариев). В качестве первоочередных мер Программой указаны подготовка необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; разработка и утверждение положений по бухгалтерскому учету, включающих основные требования международных стандартов; пересмотр Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению.

В Москве отправным этапом реализации Программы стало Распоряжение мэра Москвы от 03.08.1999 N 831-РМ "О реформировании бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях г. Москвы в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности".

После принятия Программы бухгалтерское законодательство было значительно адаптировано к МСФО. Так, приняты ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности", ПБУ 17/02 "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы". Порядок учета, установленный ПБУ 17/02, имеет как сходства, так и различия с порядком учета затрат на НИОКР, предусмотренным гл. 25 НК РФ. ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" предложен порядок определения налога на прибыль, в соответствии с которым налогооблагаемая прибыль определяется путем корректировки данных бухгалтерского учета. Впервые в российской практике появились понятия отложенных налоговых обязательств и налоговых активов, для их учета предполагается введение новых счетов - 09 и 77.

Пересмотрены ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", ПБУ 6/01 "Учет основных средств".

В соответствии с Официальным сообщением Банка России от 02.06.2003 "О переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности" (далее - Сообщение) переход всех кредитных организаций Российской Федерации на подготовку финансовой отчетности в соответствии с МСФО предусмотрен с 2004 г. В Сообщении определено, что переход осуществляется в целях ликвидации различий, вызванных разными экономическими и юридическими условиями при установлении национальных стандартов бухгалтерского учета, сближения принципов бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности, обеспечения заинтересованных пользователей информацией, необходимой в процессе принятия экономических решений.

Широкомасштабное применение МСФО в отчетности других российских организаций планируется с 2010 г.

Уже сейчас очевидно, что сближение национального бухгалтерского учета с МСФО сопряжено с рядом трудностей. Например, МСФО требуют проведения оценки основных средств по так называемой справедливой стоимости, а не по первоначальной стоимости, как это предусмотрено российскими правилами. С одной стороны, использование принципа справедливой стоимости позволит более адекватно учесть экономические реалии. Однако применение в нашей стране этого принципа может привести к увеличению стоимости основных средств в несколько раз в некоторых отраслях, например в жилищно-коммунальной сфере. Следовательно, возрастет амортизация основных средств, увеличится себестоимость. Это повлечет рост тарифов, цен, неизбежное увеличение заработной платы. Дело усложняется также тем, что МСФО периодически обновляются. Например, в 2005 г. предполагается значительное уменьшение объема стандартов и изложение только основных принципов и базовых правил. Российским организациям предстоит отслеживать изменения в МСФО. Наконец, в Российской Федерации отсутствует правовой статус решений КМСФО.

В настоящее время в российских организациях применяются две системы учета, каждая из которых предназначена для решения самостоятельных задач. Общеизвестно, что информация, используемая для налоговых расчетов, не всегда совпадает с данными бухгалтерского учета.

В связи с этим ПБУ 18/02 позволяет учесть отклонения бухгалтерского учета от налогового законодательства с помощью введения так называемых постоянных и временных разниц. Однако, как нам представляется, без изменения налогового законодательства, в частности ст. 1 НК РФ и статей, посвященных налоговому учету, ПБУ 18/02 вряд ли окажет существенное воздействие на положение дел.

Важно, что для составления отчетности по МСФО нужны высококвалифицированные специалисты. Причем речь идет не только о подготовке отчетности, но и об использовании и понимании ее. На обучение МСФО бухгалтера может уйти от трех до шести месяцев, стоимость базовой программы обучения, по нашим оценкам, может составить 30 - 50 тыс. руб.

Заметим, что расходы на обучение персонала МСФО далеко не всегда признаются в качестве производственных. Например (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2003 N А26-4545/02-21), в ходе проведенной проверки налоговая инспекция установила, что организация оплатила обучение своего работника в государственном университете по специальности "Бухгалтерский учет и аудит". Направляя работника на учебу, организация исходила из того, что Постановлением Правительства Российской Федерации N 283 предусмотрена аттестация профессиональных бухгалтеров. Обучение производилось за плату, которая выплачивалась учебному заведению организацией. По мнению налогового органа, производственная необходимость обучения сотрудника отсутствовала, в связи с чем сотрудник получил доход в форме компенсации своего обучения со стороны организации. Поскольку организацией не был удержан с дохода работника подоходный налог, налоговым органом было вынесено решение о привлечении организации к налоговой ответственности. Арбитражный суд пришел к выводу, что стоимость подготовки работника, оплаченная за счет средств организации, не может рассматриваться как его доход, поскольку обучение производилось по инициативе работодателя с целью более эффективного выполнения работником основной деятельности организации. Плата за обучение по договору с учебным заведением является затратами организации, произведенными в первую очередь в интересах организации, что свидетельствует об "отсутствии исключительно личного интереса физического лица и соответственно об отсутствии личного дохода, подлежащего налогообложению". Исходя из этого суд признал решение налогового органа неправомерным.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.04.2001 N А49-6266/00-13ак/11 выражено несогласие с доводами налоговой инспекции о необходимости начисления организацией подоходного налога с сумм, затраченных на обучение работника. Суд признал, что направление организацией на учебу работника произведено с целью повышения его квалификации. При этом необходимость обучения была обусловлена Постановлением N 283.

Заметим, что организация, принявшая решение применять МСФО, должна будет проводить аудит в соответствии с МСФО и нести в связи с этим дополнительные расходы. В соответствии с пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на аудиторские услуги относятся к расходам, связанным с производством и реализацией. Представляется, что возникающие в связи с проведением аудита расходы можно относить на затраты для целей налогообложения. Однако налоговые органы ограничивают такую возможность рядом дополнительных условий. Например, согласно Письму Управления МНС России по г. Москве от 21.07.2003 N 26-12/40514 услуги по аудиту и составлению бухгалтерской отчетности могут быть включены в расходы, уменьшающие полученные доходы, только в том случае, если данные расходы соответствуют требованиям инструкций о порядке заполнения форм годовой отчетности, утверждаемых Минфином России. Организации, для которых такими инструкциями не предусмотрено составление бухгалтерской отчетности исходя из требований МСФО, могут составлять бухгалтерскую отчетность по МСФО в инициативном порядке. При этом затраты по оплате услуг по аудиту и составлению такой отчетности не учитываются в целях налогообложения прибыли.

А.Губко

Налоговый юрист

Подписано в печать

25.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Временное ограничение права собственности (Окончание) ("Финансовая газета", 2005, N 21) >
Статья: Порядок расчета налога на добавленную стоимость налоговыми агентами ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 21)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.