Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Нормативное регулирование системы отчетности компаний, зарегистрированных на фондовых биржах КНР ("Бухгалтерская отчетность организации", 2005, N 2)



"Бухгалтерская отчетность организации", 2005, N 2

НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОТЧЕТНОСТИ КОМПАНИЙ,

ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ НА ФОНДОВЫХ БИРЖАХ КНР

Формирование законодательной базы представления отчетности компаний Китая началось с момента основания Шанхайской и Шэньчжоуской фондовых бирж (соответственно 1990 и 1991 гг.). К настоящему времени нормативную систему отчетности акционерных обществ можно представить в виде четырех уровней:

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |            "Закон о фирме", "Закон о ценных бумагах"           |
   L————————————————————————————————T————————————————————————————————
   
\¦/
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |       Инструкция по представлению отчетности о проведении      |
   |      рыночной эмиссии акций (Экспериментальное применение)     |
   L————————————————————————————————T————————————————————————————————
   
\¦/
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |     Типовые формы и содержание отчетности, публикуемой АО,     |
   |             осуществляющими рыночную эмиссию акций             |
   L————————————————————————————————T————————————————————————————————
   
\¦/
     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |      Правила вхождения акций на фондовый рынок Шанхайской,     |
   |                   Шэньчжоуской фондовых бирж                   |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

"Закон о фирме" - основной документ, регулирующий деятельность компаний, фирм, хозяйственных обществ Китая, - был утвержден в декабре 1993 г. Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). В Законе содержатся принципиальные положения о системе отчетности акционерных обществ. Законом, в частности, определено, что акционерное общество, получившее разрешение на вхождение акций на фондовый рынок, должно опубликовать открытое заявление, уведомляющее об этом, а также передать заявочные документы в архив установленного учреждения для возможности ознакомления с ними широкой общественности. Согласно ст. 156 "Закона о фирме" акционерное общество должно регулярно издавать сведения о своем финансовом и хозяйственном положении и дважды в отчетном году публиковать финансовый отчет.

"Закон о ценных бумагах", утвержденный Постоянным комитетом ВСНП в декабре 1998 г., вступил в силу с 1 июля 1999 г. Он стал базовым законом, регулирующим эмиссию ценных бумаг и операции на фондовом рынке. Закон содержит концепцию системы отчетности, публикуемой участниками рынка ценных бумаг.

В нем, в частности, устанавливаются принципиальные требования, предъявляемые к отчетности акционерных обществ: сведения должны быть действительными, не содержать ложных данных; излагаться четко, не приводя пользователей к ошибочным заключениям; публикуемая информация должна быть полной, не должна содержать каких-либо существенных пропусков; сведения должны представляться своевременно, недопустима их умышленная задержка; данные отчетности должны быть доступны заинтересованным пользователям.

Кроме того, в "Законе о ценных бумагах" сформулированы требования, предъявляемые к содержанию публикуемой отчетности. Так, детально регулируется перечень отчетных документов по эмиссии ценных бумаг и поступлению их на фондовый рынок, документов регулярной и экстренной отчетности. Оговорено основное содержание промежуточной и годовой отчетности.

Наконец, Законом определена ответственность за нарушение порядка представления отчетности. Статья 63 Закона гласит: "В случае если отчетность, представленная эмитентом или Главным агентом по размещению, содержит ложные данные, существенные пропуски или вводит пользователей в заблуждение, что может привести к причинению ущерба инвестору при совершении им операций с соответствующими ценными бумагами, наступает солидарная ответственность управленческого аппарата компании, ответственного за данные сведения". Закон определяет ответственность лиц, составляющих, проверяющих и утверждающих отчетность участников рынка ценных бумаг.

Законы первого уровня устанавливают лишь принципиальные требования к представлению отчетности, в связи с чем возникла необходимость разработки и принятия более детальных нормативных актов - документов второго уровня. Ими стали Инструкции по представлению отчетности о проведении рыночной эмиссии акций, изданные 12 июня 1993 г.

Инструкции определяют порядок представления доклада о подписке на акции, заявления о начале котировки акций, порядок формирования регулярной, экстренной отчетности и проч. В них, главным образом, затрагиваются следующие вопросы: сроки публикации заявления, предмет заявления, печатные издания, где публикуются заявления, и др.

Типовые формы и содержание отчетности, публикуемой акционерными обществами, являются документами третьего уровня нормативного регулирования. Эти документы содержат перечень типовых форм и определяют состав отчетности, установленной Инструкциями второго уровня. С 1993 г. по 2004 г. опубликовано восемь Типовых форм:

1) Форма и содержание пояснительной записки о подписке на акции;

2) Форма и содержание годового отчета;

3) Форма и содержание отчета за полгода;

4) Форма и содержание пояснительной записки по подписным акциям;

5) Форма и содержание отчета о движении акционерного капитала;

6) Форма и содержание записки с юридическими предложениями и отчета о работе юриста;

7) Форма и содержание заявления о начале котировки акций;

8) Форма и содержание акта проверки.

В соответствующих разделах вышеперечисленных документов подробно раскрывается содержание представляемой отчетности, методы и формы ее представления.

Практика последних лет свидетельствует: новые задачи в процессе развития рынка ценных бумаг, изменяющееся положение акционерных обществ на фондовом рынке, нарастающие требования инвесторов, последние изменения принципов бухучета - все это предопределяет дальнейшее развитие и совершенствование представляемой отчетности. Вышеперечисленные восемь стандартов подлежат дальнейшей доработке, их количество в перспективе также увеличится.

Документом четвертого уровня являются "Правила вхождения акций в фондовый рынок" и др. Содержание актов этого уровня разрабатывается самой фондовой биржей и утверждается Комиссией по управлению и контролю за рынком ценных бумаг; либо сама Комиссия составляет правила, руководства, указания и проч. Примерами таких документов являются "Правила котировки акций Шанхайской фондовой биржи", "Правила котировки акций Шэньчжоуской фондовой биржи", "Руководство по уставу АО, действующих на фондовом рынке", "Нормативные акты по организации собрания акционеров АО". Следует особо отметить, что "Правила котировки акций" содержат практические руководство и рекомендации по вопросам представления отчетности и контроля ее представления, другим аспектам.

Перечисленные Правила и Руководства позволили на практике реализовать общие нормы и принципы, содержащиеся в документах трех вышестоящих уровней.

Представленные четыре уровня нормативного регулирования составляют основы системы отчетности в КНР. Регулируя представление отчетности на основе действительной практики с использованием общих и конкретных норм, конкретного содержания и формы, вместе с тем законодательные основы непрерывно совершенствуются в процессе своего практического применения.

И.В.Бахрушин

Подписано в печать

23.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Бухгалтерская отчетность при участии в совместной деятельности ("Бухгалтерская отчетность организации", 2005, N 2) >
Статья: Модернизация продлит жизнь ККТ ("Российский налоговый курьер", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.