![]() |
| ![]() |
|
Интервью: <На вопросы отвечает главный специалист отдела налогов и доходов от использования природных ресурсов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Е.В. Грызлова> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 10)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 10
В прошлом номере "НА" стартовала наша новая рубрика "Из министерств и ведомств: прямая связь". Этот проект мы затеяли для того, чтобы вы смогли ознакомиться с позицией представителей государственных органов по вопросам, официальных разъяснений по которым мало или совсем нет. Тема сегодняшнего выпуска - законодательство о недрах в 2005 г. Вопросы по обозначенной проблеме мы адресовали главному специалисту отдела налогов и доходов от использования природных ресурсов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Грызловой Екатерине Валерьевне.
- Согласно ст. 43 Закона "О недрах" за пользование недрами организации обязаны перечислять регулярные платежи. Изменился ли порядок их расчета и уплаты? - Некоторые изменения в законодательстве действительно произошли. Они касаются тех фирм, которые разрабатывают месторождения на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, а также за пределами нашей страны на территориях, находящихся под ее юрисдикцией. Согласно новому Постановлению Правительства РФ от 31.03.2005 N 174 теперь ставку платежей будет определять Федеральное агентство по недропользованию (а не Министерство природных ресурсов). Кроме того, в это же ведомство (помимо налоговой инспекции) указанным пользователям недр теперь нужно представлять расчеты регулярных платежей. А периодичность подачи отчетности осталась прежней - представлять ее следует ежеквартально, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом. - Сменилось и ведомство, которое должно утверждать новые формы расчета регулярных платежей за пользование недрами. Теперь такими вопросами будет заниматься Минфин России. Означает ли это, что бланк отчетности вскоре изменится? - Пока нет. В настоящий момент действует форма расчета регулярных платежей, которая утверждена Приказом МНС России от 11.02.2004 N БГ-3-21/98, и разработка новой формы не ведется. - Можно ли в текущем году учитывать платежи за право пользования недрами в составе расходов фирмы, связанных с производством и реализацией в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ, то есть как начисленные суммы налогов и сборов? - Нет, ведь регулярные платежи к налогам и сборам не относятся. Они не поименованы в ст. ст. 13, 14 и 15 Налогового кодекса. Следовательно, пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса в данном случае неприменим. Регулярные платежи за пользование недрами следует относить к прочим расходам на освоение природных ресурсов - если такие затраты организация осуществила после 1 января 2002 г. и источником их финансирования не являются средства бюджета или государственных внебюджетных фондов (ст. 261 НК РФ) <*>. ————————————————————————————————<*> То есть такие затраты также относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, только по другому пункту ст. 264 Налогового кодекса - пп. 49 п. 1 ст. 264 "Другие расходы". - Примеч. редакции.
- Нужно ли платить регулярные платежи за полный квартал, если лицензия на геологическое изучение недр аннулирована в его середине и продление срока ее действия не планируется? - Да, нужно. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год. Несмотря на то что лицензия аннулирована в середине квартала, организация является недропользователем в течение всего указанного отчетного периода. Значит, сумма регулярного платежа уплачивается полностью. - Один из наших читателей просит прокомментировать следующую ситуацию. Организация имеет лицензию на добычу многокомпонентной комплексной руды. Руда отгружается на заводы, и через несколько переделов обогащения фирма получает чистые золото и серебро. Что в данном случае для нее является добытым полезным ископаемым по НДПИ? Инспекция считает, что объектами налогообложения для фирмы будут золото и серебро. Бухгалтер организации полагает, что налог нужно рассчитывать со стоимости многокомпонентной комплексной руды, ведь согласно п. 1 ст. 337 Налогового кодекса продукция, полученная при дальнейшей переработке, полезным ископаемым не является. Кто прав в данном случае? - Это зависит от особенностей ситуации. Статья 337 Налогового кодекса содержит общее определение и классификацию полезных ископаемых. Методические рекомендации, утвержденные Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, разъясняют порядок применения этой нормы. Для разрешения данного вопроса в отношении каждого конкретного месторождения необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки месторождения определена как результат разработки. Кроме того, нужно обратить внимание на планы горных работ (в которых указываются вид добываемых полезных ископаемых, а также предполагаемые объемы их добычи). Необходимая информация, позволяющая однозначно определить вид отрабатываемых полезных ископаемых, содержится и в лицензии недропользователя. В общем случае ценные составляющие, содержащиеся в многокомпонентной комплексной руде, признаются добытым полезным ископаемым, только если потом они направляются на дальнейшую переработку (обогащение, технологический передел) внутри организации. Иначе многокомпонентная комплексная руда определяется как самостоятельное полезное ископаемое. При этом ее поэлементный состав не выделяется. В то же время в отношении драгоценных металлов есть свои особенности. Как следует из Методических рекомендаций по применению главы 26 Налогового кодекса, если драгоценные металлы извлекаются из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, то речь идет о признании полезными ископаемыми концентратов и других полупродуктов драгоценных металлов. Тогда стоимость единицы добытого полезного ископаемого, содержащего драгоценные металлы, определяется как произведение доли содержания химически чистого драгоценного металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла. Об этом говорится в п. 5 ст. 340 Налогового кодекса. А во всех остальных случаях драгметаллы признаются полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды. - А как решается тот же вопрос, если фирма добывает другие полезные ископаемые, к примеру йодобромную воду для переработки в йод технический? Что в данном случае будет являться добытым полезным ископаемым? - Полезным ископаемым является продукция, содержащаяся в фактически добытом минеральном сырье, первая, соответствующая по качеству госстандарту, стандарту отрасли, региональному или международному стандарту. И только при отсутствии указанных стандартов применяются внутренние стандарты организации (предприятия). Если йодобромная вода не соответствует по своему качеству указанным стандартам, а йод технический отвечает им, то именно последний относится к добытым полезным ископаемым. И опять же при признании продукции полезным ископаемым необходимо учитывать ту продукцию, которая в техническом проекте разработки месторождения определена как результат указанной разработки. Если техническим проектом в качестве продукта разработки вашего месторождения предусмотрен йод технический, соответствующий коду 2411117 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, то добытым полезным ископаемым признается йод технический. - Обязана ли фирма уплачивать НДПИ, если добываемые подземные пресные воды используются для удовлетворения собственных и хозяйственных нужд? - В таком случае налог платить не нужно. В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса одним из видов полезных ископаемых являются подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды. В данном перечне отсутствуют подземные пресные воды, которые используются для удовлетворения собственных и хозяйственных нужд. - Организации вправе использовать нулевую ставку НДПИ по нормативным потерям полезных ископаемых. Как быть, если до начала года правительство так и не утвердило нормативы потерь? Может ли горнодобывающая компания до утверждения годовых норм учитывать их при расчете налога? - Нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ. Об этом говорится в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2001 N 921. До утверждения нормативов налогообложение добытых полезных ископаемых по ставке 0 процентов в части нормативных потерь не производится. - Должна ли платить НДПИ строительная организация, которая выполняет работы по сооружению земляного полотна при строительстве автомобильных и железных дорог, а также разрабатывает котлованы для строительства гражданских и промышленных объектов? При производстве земляных работ разрабатываются породы, относящиеся к общераспространенным полезным ископаемым (песок, глина, камень), которые служат материалом для последующей отсыпки насыпей дорог, плотин, дамб и других сооружений. - Никаких изменений в положении таких организаций не произошло. Фирма, выполняющая основные работы и попутно извлекающая полезные ископаемые, становится пользователем недр и, соответственно, должна уплачивать налог на добычу полезных ископаемых. - С начала текущего года Бюджетным кодексом предусмотрено зачисление лицензионных сборов только в доход федерального бюджета (Закон от 20.08.2004 N 120-ФЗ). Какой КБК нужно указывать в платежном поручении на уплату лицензионного сбора за пользование месторождениями общераспространенных полезных ископаемых? - В данном случае сбор организация перечисляет в региональный бюджет. Основание - ст. 22 Закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год". Аналогичное правило содержится и в новой редакции ст. 42 Закона "О недрах" (эти изменения были внесены Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Лицензионный сбор перечисляется на код бюджетной классификации 000 1 12 02102 01 0000 120 "Прочие платежи при пользовании недрами, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации" с обязательным указанием кода администратора (лицензирующего органа) в первых трех разрядах КБК. По общему правилу в разрядах 14 - 17 КБК при перечислении сбора нужно указывать значение "1000". Однако это касается только тех платежей, которые администрирует ФНС или ФТС России (п. 3 разд. II Приказа Минфина России от 10.12.2004 N 114н). Лицензионные сборы за право пользования недрами к таким платежам не относятся. Поэтому в разрядах 14 - 17 КБК стоят нули.
Подписано в печать 20.05.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |