Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Целевая государственная помощь в сельскохозяйственных организациях: контроль и отчетность (Окончание) ("Аудиторские ведомости", 2005, N 6)



"Аудиторские ведомости", 2005, N 6

ЦЕЛЕВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:

КОНТРОЛЬ И ОТЧЕТНОСТЬ

(Окончание. Начало см. "Аудиторские ведомости", N 5, 2005)

Учет субсидий на компенсацию затрат

по страхованию сельскохозяйственных культур

Сельскохозяйственным товаропроизводителям выделяются бюджетные средства в порядке субсидий на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственных культур. При страховании урожая сельскохозяйственные товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50% страховых взносов, остальные 50% уплачиваются за счет средств федерального бюджета. Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам.

Средства могут выделяться как сельскохозяйственным товаропроизводителям (первый вариант), так и страховым компаниям (второй вариант). При первом варианте сельскохозяйственные организации перечисляют страховым компаниям платежи по страхованию сельскохозяйственных культур в полном объеме и субсидии из бюджета получают сами. При втором варианте субсидии на компенсацию части затрат на страхование сельскохозяйственных культур получают страховые компании, при этом сельскохозяйственные организации оплачивают страховые платежи страховым компаниям, уменьшенные на сумму выделенных субсидий.

Бухгалтерские записи в сельскохозяйственной организации будут следующие.

Первый вариант

На полную сумму начисленных платежей по обязательному страхованию посевов сельскохозяйственных культур:

Дебет 20, субсчет "Растениеводство", Кредит 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

На сумму перечисленных страховой компании страховых платежей:

Дебет 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию", Кредит 51.

Местные органы власти на основании заключенных договоров между страховой компанией и сельскохозяйственной организацией на страхование сельскохозяйственных культур, копий платежных поручений об оплате страховых платежей определяют сумму субсидий конкретной сельскохозяйственной организации и перечисляют их на расчетный счет сельскохозяйственной организации.

На полученные субсидии сельскохозяйственная организация делает записи:

Дебет 51, Кредит 86, субсчет "Бюджетные субсидии на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных культур",

Дебет 86, субсчет "Бюджетные субсидии на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных культур", Кредит 98.

В случае гибели посевов их стоимость отражается записью:

Дебет 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию", Кредит 20, субсчет "Растениеводство".

На сумму страховых возмещений, полученных сельскохозяйственной организацией от страховой компании в соответствии с договором страхования:

Дебет 51, Кредит 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

На не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страхования сельскохозяйственных культур:

Дебет 99, Кредит 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

На сумму полученных субсидий по компенсации затрат на страхование сельскохозяйственных культур:

Дебет 98, Кредит 91.

Второй вариант

Субсидии на компенсацию затрат по страхованию сельскохозяйственных культур направляются через страховые компании. Страховая компания представляет в местные органы власти заключенные договоры с сельскохозяйственными организациями на страхование сельскохозяйственных культур и копии платежных поручений на поступившие страховые платежи от сельскохозяйственных организаций. На основании этих документов местные органы определяют сумму субсидий, причитающуюся страховой компании, и перечисляют на ее счет в банке.

В сельскохозяйственных организациях по этому варианту страховые платежи за минусом субсидий отражают записью:

Дебет 20, субсчет "Растениеводство", Кредит 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

На сумму перечисленных страховой компании средств по страховым платежам:

Дебет 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию", Кредит 51.

В случае гибели посевов их стоимость отражается записью:

Дебет 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию", Кредит 20, субсчет "Растениеводство".

На сумму страховых возмещений, полученных сельскохозяйственной организацией от страховой компании в соответствии с договором страхования:

Дебет 51, Кредит 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

На не компенсируемые страховыми возмещениями потери от страхования сельскохозяйственных культур:

Дебет 99, Кредит 76, субсчет "Расчеты по имущественному и личному страхованию".

Порядок отражения в бухгалтерском учете возврата средств полученной государственной помощи в случаях их нецелевого использования установлен ст. 78 БК РФ. В бухгалтерском учете при возврате средств, признанных ранее в этом же году в качестве бюджетных средств, производятся исправительные записи (п. 13 ПБУ 13/2000).

Если в отчетном году возникают обстоятельства, в связи с которыми организация должна возвратить средства, полученные в качестве государственной помощи в предыдущие годы, то на сумму, подлежащую возврату, производятся записи в части предоставленных бюджетных средств на финансирование капитальных расходов: Дебет 86, Кредит 76 (в уменьшение целевого финансирования и возникновение задолженности по их возврату). Одновременно составляются бухгалтерские записи на уменьшение финансовых результатов организации и восстановление целевого финансирования на сумму амортизации основных средств и нематериальных активов, которая была начислена. Корректируются также несписанные суммы доходов будущих периодов: Дебет 91, 98, Кредит 86.

Аналитический учет по счету 86 ведется по конкретным назначениям целевых средств и в разрезе источников их поступления. При журнально-ордерной форме учета операции по счету 86 отражаются в журнале-ордере N 12-АПК и ведомости N 70-АПК. При автоматизации бухгалтерского учета операций целевое финансирование отражается в соответствующих регистрах по счету 86.

В зависимости от цели выделения бюджетных средств коммерческим сельскохозяйственным организациям данные средства могут рассматриваться по двум направлениям:

- в качестве государственной помощи;

- в качестве выручки в оплату расходов по возмездному оказанию услуг на договорной основе (оплата научно-исследовательских работ, работ по ремонту и техническому обслуживанию объектов социальной сферы, озеленению, благоустройству и содержанию дорог и т.п.).

Организации - получатели бюджетных средств в первом случае руководствуются ПБУ 13/2000, во втором - ПБУ 9/99 "Доходы организации". Величина дохода при этом подлежит признанию в бухгалтерском учете как выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (кредит 90 "Продажи" или 91). Соответственно предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы организации.

Пример. Сельскохозяйственная организация получила бюджетные средства на текущий ремонт местной дороги от регионального управления дорогами. Стоимость работ по ремонту дороги 1 000 000 руб., в том числе НДС - 180 000 руб.

В бухгалтерском учете производятся записи:

Дебет 76, Кредит 90 - на сумму бюджетных поступлений за выполненный ремонт дороги (1 000 000 руб.),

Дебет 90, Кредит 68 - начислен НДС (180 000 руб.),

Дебет 51, Кредит 76 - получена плата за выполненный ремонт (1 180 000 руб.),

Дебет 68, Кредит 51 - перечислен НДС в бюджет (180 000 руб.).

В данном случае организация, выступая подрядчиком, выполняет для заказчика работы за плату и в целях налогообложения, бюджетные поступления не будут считаться целевым финансированием. Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ возмездное оказание услуг или выполнение работ одним лицом другому считается реализацией товаров, работ, услуг. Соответственно средства, полученные таким образом из бюджета, следует рассматривать как выручку, которая является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС.

Раскрытие информации о государственной помощи

в бухгалтерской и налоговой отчетности

Представление обязательной отчетности об использовании бюджетных средств предусмотрено бюджетным законодательством (ст. 163 БК РФ), целевых поступлений и целевого финансирования - Налоговым кодексом (п. 14 ст. 250). Информация о целевом использовании имущества, работ, услуг, полученных в качестве целевых поступлений, целевого финансирования, включается в декларацию по налогу на прибыль.

Бухгалтерская отчетность также предусматривает отражение данной информации (Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н). Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов". Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно. Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы в качестве доходов, но подлежащие возврату, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.

В бухгалтерской отчетности организации (в пояснительной записке) подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:

- характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

- назначение и величина бюджетных кредитов;

- характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;

- не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

Предоставленная организации выгода, которая не может быть обоснованно оценена (оказание консультационных услуг на безвозмездной основе, предоставление гарантий, беспроцентные займы или займы с пониженным процентом и др.), а также не может быть отделена от нормальной хозяйственной деятельности организации (например, государственные закупки), для целей раскрытия информации в бухгалтерской отчетности считается прочими формами государственной помощи.

Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового положения и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснительной записке.

В составе специализированной части годовой бухгалтерской отчетности организаций АПК для формирования информации о предоставленных формах государственной помощи и их использовании предусмотрена отдельная форма (N 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования"). Форма N 10-АПК подробным образом раскрывает информацию о субсидиях, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями. Группировка статей финансирования в данной форме сделана в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, выделяемых Минсельхозу России из федерального бюджета по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство". Субсидии должны показываться только в той сумме, которая либо уже получена на счета организации, либо несомненно будет получена (имеются уведомление или другие оформленные документы, подтверждающие намерение бюджета о перечислении средств в организацию). Если же получение субсидии вызывает сомнение, то не следует ее принимать к бухгалтерскому учету до тех пор, пока сумма субсидии к выплате не будет точно подтверждена финансовыми органами.

В форме N 10-АПК раскрываются все виды субсидий отчетного года, включая НДС. Каждая сумма субсидии может быть отражена в определенной строке формы N 10-АПК только один раз. Для правильного заполнения статей отчета необходимо точно определить название субсидии. Территориальные органы могут определить некоторые виды субсидий для отражения их в отдельных строках. В отдельной строке должны быть отражены суммы субсидий, полученных на возмещение убытков от стихийных бедствий.

По отдельной строке справочно приводятся суммы из справок-расчетов, составленных организациями и представленных в территориальные органы для финансирования. Указанные суммы могут не совпадать с фактическим финансированием и должны быть обоснованы производственными показателями самой организацией. На основании этих данных должно быть составлено представление о размерах фактически полученной субсидии и необходимых ее объемах для сельскохозяйственной организации.

Н.А.Кокорев

Заведующий кафедрой

бухгалтерского учета,

финансов и аудита

Калужского филиала МСХА

им. К.А. Тимирязева,

профессор

Подписано в печать

15.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аудит кассовых операций ("Аудиторские ведомости", 2005, N 6) >
Статья: Аудит достоверности расчета сумм амортизации по основным средствам ("Аудиторские ведомости", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.