|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Юридическое лицо, не являющееся профессиональным хранителем, оказывает нашей организации услуги по хранению товаров. Как в бухгалтерском учете нужно отразить передачу товара на хранение? Достаточно ли договора и ежемесячно составляемых актов приема-сдачи оказанных услуг для признания расходов в целях налогообложения прибыли? ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 11)
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 11
Вопрос: Юридическое лицо, не являющееся профессиональным хранителем, оказывает нашей организации услуги по хранению товаров. Как в бухгалтерском учете нужно отразить передачу товара на хранение? Достаточно ли договора и ежемесячно составляемых актов приема-сдачи оказанных услуг для признания расходов в целях налогообложения прибыли?
Ответ: Переданные на хранение товарно-материальные ценности должны отражаться на отдельном субсчете того счета, на котором они учитывались до передачи их на хранение. В данном случае передачу товаров на хранение бухгалтер должен отразить следующей записью: Дебет 41 субсчет "Товары, переданные на ответственное хранение" Кредит 41 субсчет "Товары на собственном складе". Обратите внимание: использовать в этой ситуации счет 45 "Товары отгруженные" организация-поклажедатель не вправе. Это противоречит Инструкции по применению Плана счетов <*>, согласно которой счет 45 предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. При передаче на хранение товары не отгружаются и не передаются на продажу, следовательно, применение этого счета ведет к нарушению методологии бухгалтерского учета. ————————————————————————————————<*> Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению".
Расходы организации на оплату услуг по хранению товаров могут быть учтены при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Однако при этом произведенные расходы должны отвечать требованиям ст. 252 НК РФ, то есть должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. При этом датой осуществления этих расходов в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ при методе начисления признается: - либо день, когда поклажедатель произвел расчет за услуги хранения; - либо день, когда хранитель предъявил расчетные документы; - либо последний день отчетного (налогового) периода.
При решении вопроса о документальном подтверждении осуществленных расходов на хранение необходимо учитывать следующее. Отношения сторон по договору хранения регулируются гл. 47 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 807 ГК РФ принятие вещи на хранение должно быть удостоверено хранителем путем выдачи поклажедателю сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа с его подписью. Порядок выплаты вознаграждения хранителю установлен ст. 896 ГК РФ. Размер вознаграждения за хранение по возмездному договору хранения определяется соглашением сторон при заключении договора хранения или в соответствии с утвержденными сборами, ставками, тарифами. Оно зависит от стоимости и количества передаваемого на хранение имущества, а также от продолжительности хранения. Возможны следующие варианты расчетов: 1) Оплата производится за весь период хранения по окончании срока хранения. 2) Оплата производится по периодам и вознаграждение хранителю выплачивается соответствующими частями по истечении каждого периода. Учитывая изложенное, в качестве документов, подтверждающих правомерность учета расходов, по нашему мнению, дополнительно следует оформить и приложить: Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма N МХ-1) и Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (форма N МХ-3). Данные унифицированные формы утверждены Постановлением Росстата N 66 <**>. ————————————————————————————————<**> Постановление Российского статистического агентства от 09.08.1999 N 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения".
Обратите внимание: при подписании актов приема-сдачи оказанных услуг стороны не должны ограничиваться стандартными фразами наподобие "Услуги по договору хранения за... месяц выполнены полностью и в срок на сумму... руб. Заказчик претензий не имеет". На наш взгляд, в актах следует указать сведения о количестве, сроках и наименования хранимого товара. Кроме того, стороны должны четко представлять, в чем состоят отличия договора хранения, договора аренды помещения и договора оказания услуг по охране имущества. Хранение есть оказание услуги, которая выступает в качестве единственной или основной. Не является хранением обеспечение сохранности и целостности имущества в пределах другого обязательства с иным основным содержанием - купли-продажи, подряда, комиссии и др.
Т.Ю.Кошкина Аудитор КГ "Аюдар" Подписано в печать 14.05.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |