|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Проблемы исчисления и уплаты налога на прибыль организаций ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 18)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 18
ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Галина Валентиновна Лазарева - заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (дохода) УФНС России по г. Москве.
- Добрый день. Наша организация торгует оптом продуктами питания. Как нам быть в следующей ситуации. По Налоговому кодексу товарные потери можно списать в пределах норм. Они должны быть установлены Министерством экономического развития и торговли РФ. Но такого документа до сих пор нет. - Да, вы правы. К сожалению, нормы естественной убыли для предприятий торговли и общественного питания пока не установлены. Поэтому до тех пор, пока их не примут, данные расходы нельзя учесть в целях налогообложения прибыли. - То есть, если у меня, например, молоко испортилось или истекли сроки его годности, я не могу списать на расход его стоимость? - Нет, не можете.
* * *
- До недавнего времени мы начисляли в налоговом учете отпускные, которые приходятся на два месяца с разбивкой по периодам. Но я прочитала, что их можно учесть сразу в момент начисления. Это на самом деле так? - У налоговых органов иное мнение по этому вопросу. Если отпуск переходит с одного месяца на другой, то сумму отпускных нужно разбивать. Часть отпускных, относящаяся к текущему месяцу, признается расходами данного периода. А та часть, которая относится к следующему месяцу, отражается как расходы будущих периодов. Списать ее можно только в том месяце, к которому она непосредственно относится. - Но ведь по ст. 272 НК РФ время признания расходов - это момент их начисления. А по Трудовому кодексу оплатить отпуск мы обязаны за три дня до его наступления... - То, что вы прочитали, - это частное мнение. На сегодняшний день в официальных разъяснениях ФНС России излагается другая точка зрения. Поэтому до тех пор, пока налоговое ведомство не изменит свою позицию по этому вопросу, вам лучше учитывать расходы по оплате переходящих отпусков в прежнем порядке.
* * *
- Вопрос по заполнению декларации. У нас один учредитель - физическое лицо. Он сделал безвозмездный взнос на пополнение оборотных средств. Налогом на прибыль он не облагается... - Совершенно верно. В этой ситуации выполняется условие пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. А именно: доля учредителя в уставном капитале вашей организации составляет более 50 процентов. Значит, налогооблагаемого дохода не возникает. - А где в декларации по налогу на прибыль я должна показать этот взнос от учредителя? - В налоговую декларацию эту сумму включать не надо. Стоимость безвозмездно полученного имущества, в вашем случае денежных средств, вы отразите только в регистрах налогового учета как доходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли.
* * *
- В собственности нашей организации есть административное здание. Хотим сдать его в аренду. Для этих целей заключили договор с риэлторской компанией. При успешном выполнении договора мы должны будем риэлторам заплатить комиссионный сбор. Включается ли он в расходы? - А данный сбор действительно связан с этой операцией? - Конечно. Риэлторы нам ищут арендаторов. После заключения договора аренды мы платим от сделки определенный процент. У нас же заключен агентский договор... - Тогда проблем нет. Этот расход можно учесть при расчете налога на прибыль. - И еще один момент. Сейчас нам подыскали очень выгодных арендаторов. Но они хотят, чтобы мы обставили все пять этажей здания офисной мебелью за свой счет. Это будет одним из условий договора аренды. - А что будет с мебелью после окончания срока договора? - Она останется на нашем балансе. - Я считаю, что если такое условие предусмотрено в договоре аренды, то это расходы, уменьшающие прибыль. - Но проблема в том, что такого количества мебели у нас просто нет. Придется ее покупать. Каждый предмет будет стоить меньше 10 000 руб. Когда можно стоимость мебели списать в расход: в момент ввода ее в эксплуатацию или же в момент подписания акта приема-передачи здания? - А разве у вас эти даты не совпадут? - Скорее всего, нет. Дело в том, что мы должны еще отремонтировать сдаваемые в аренду площади. Это тоже условие договора. А на ремонт уйдет несколько месяцев... - Я посоветую вам оприходовать имущество и дать ему инвентарные номера в момент приобретения. А списать стоимость мебели на расходы на дату подписания акта сдачи-приемки здания. Именно в этот момент вы ее фактически введете в эксплуатацию.
* * *
- Интересует такой вопрос. Как учесть расходы, если нет выручки? - Уточните, пожалуйста, о каких расходах идет речь. - Мы оказываем выставочные услуги. В первом квартале выручки не было. Но есть расходы. Это аренда помещения под офис, зарплата, информационное обслуживание. В бухгалтерском учете мы отнесли расходы на счет 97. А в налоговом учете как их списать? - У меня к вам еще один встречный вопрос. Вы уже заключили договоры на оказания услуг? - Да, мы заключили один договор в конце первого квартала. Срок его исполнения - три месяца. Причем поэтапная сдача работ не предусмотрена. То есть полностью закроется он уже во втором квартале. - Теперь все ясно. Вы в налоговом учете по налогу на прибыль должны определять выручку расчетным путем. Получившуюся сумму показываете по строке 010 листа 02 декларации. И под рассчитанную выручку списываете как косвенные, так и прямые расходы. Их вы отражаете по строке 020 листа 02 декларации.
* * *
- Недавно открыли цех по производству продуктов питания. Перерабатываем мясо птицы. Как нам определить, сколько сырья мы можем списать на расходы? - Вы должны списывать сырье по нормам. - Где нам взять эти нормы? - За основу можно взять нормы расхода сырья на аналогичную продукцию, которые действовали раньше в пищевой промышленности. А вообще-то, над этим вопросом должны поработать ваши технологи. Они должны определить согласно рецептуре необходимое количество исходного сырья на единицу продукции.
* * *
- Очень часто у сотрудников отпуск приходится на два месяца. Например, на конец апреля и начало мая. Соответственно отпускные выплачиваем в апреле. По управленческому персоналу все ясно. ЕСН с их отпускных - это косвенный расход, и его мы списываем в апреле. Правильно? - Абсолютно верно. - А как быть с ЕСН, который начислен с отпускных производственного персонала? Его нужно разбивать по месяцам? Это ведь прямые расходы... - Если пользоваться разъяснениями налоговых органов о порядке учета расходов по оплате отпуска, переходящих с одного периода на другой, то сумму ЕСН нужно разбивать на два месяца. Ведь налоговые органы придерживаются точки зрения, что расходы по оплате отпусков нужно учитывать в том периоде, на который они фактически приходятся. - То есть получается, что ЕСН с майских отпускных я должна учесть в мае? - Да.
* * *
- Скажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела с представительскими расходами на алкогольную продукцию? Допустим, на проведение деловой встречи с партнерами мы купили горячительные напитки. Можно ли их стоимость списать в расход? - Расходы по приобретению спиртных напитков при проведении деловой встречи и проведении переговоров могут быть включены в представительские расходы. Но только в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота. - А что тогда будет нормой? - Определение термина "правила делового оборота" дано в ст. 5 Гражданского кодекса. Если коротко, то это установленные нормы поведения в какой-то области. Так что исходите из этого. - Галина Валентиновна, а есть ли какое-нибудь письмо на эту тему? Хочу показать его в своей налоговой инспекции. Нам запретили списать на расходы даже одну бутылку коньяка. - Минутку... Записывайте. Письмо УМНС России по г. Москве от 27.09.2004 N 26-12/62972.
* * *
- В связи с производственной необходимостью наши сотрудники постоянно ездят в загранкомандировки. Там они самостоятельно покупают полис: медицинская страховка и страхование от несчастных случаев. А мы потом возмещаем им его стоимость. Можно ли учесть такие расходы? - Нет, нельзя. - Но почему? Ведь Налоговый кодекс позволяет учесть расходы по добровольному страхованию сотрудников. - Сейчас объясню, почему в вашем случае нельзя учесть такие расходы. Дело в том, что для отнесения расходов по добровольному страхованию сотрудников на уменьшение налоговой базы нужно выполнить определенные условия. Они перечислены в п. 16 ст. 255 НК РФ. Одним из них является условие, по которому договор со страховой компанией должен заключить непосредственно работодатель, то есть организация. А у вас это требование не выполняется. - Большое спасибо. Всего доброго.
"Прямой разговор" подготовили Л.В.Клименкова Эксперт "УНП"
С.В.Новиковская Руководитель отдела внешних связей "УНП" Подписано в печать 13.05.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |