Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Малый бизнес и местные бюджеты ("Финансы", 2005, N 5)



"Финансы", 2005, N 5

МАЛЫЙ БИЗНЕС И МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

С 1 января 2006 г. на территории России начнут реализоваться положения Федерального закона РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Органы местного самоуправления должны составлять местные бюджеты, формируемые на основе постоянных и регулируемых отчислений от налогов и других доходов, которые бы в достаточной мере обеспечили развитие подвластных территорий.

С принятием же Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" была определена и конкретизирована нормативная база формирования местных бюджетов в части налоговых поступлений.

За бюджетами территориальных образований местного самоуправления закрепляются 100% налоговых поступлений в виде земельного налога и налога на имущество физических лиц. Остальная часть доходов формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Представленный перечень налогов демонстрирует возможность существенного влияния на формирование доходной части местных бюджетов величины собираемых налогов, что обусловливает необходимость развития на данных территориях системы малого предпринимательства, хозяйствующие субъекты которой являются основными налогоплательщиками указанных налогов. Так, для поселений это 10%-ная доля на доходы физических лиц, занятых на малых предприятиях или занимающихся индивидуальным предпринимательством, а также 30%-ная доля единого сельскохозяйственного налога, непосредственно связанного с фермерской деятельностью.

Более существенное воздействие малого бизнеса и возможность реализовать меры бюджетного стимулирования развития территорий можно отметить на уровне муниципальных районов и городских округов. Для них поступления в доходную часть местных бюджетов от налогов малого бизнеса определены от налога на доходы физических лиц в размере 20% - для муниципальных районов и 30% - для городских округов и соответственно 30% и 60% единого сельскохозяйственного налога. Стоит подчеркнуть, что в бюджеты этих образований будут зачисляться 90% средств единого налога на вмененный доход.

Вместе с тем значимость указанных налогов для формирования доходной базы местных бюджетов, с нашей точки зрения, может привести к появлению двух противоположных тенденций в развитии малого предпринимательства.

С одной стороны, чтобы увеличить доходную часть бюджета, местные органы власти могут воспользоваться возможностью увеличивать налоги с предприятий малого бизнеса, находящихся на подвластной территории, например единый налог на вмененный доход (используя механизм корректирующих коэффициентов на базовую доходность) или земельный налог. Этот процесс приведет либо к свертыванию малого бизнеса, либо к переходу его в районы, обеспечивающие ему дальнейшее функционирование.

С другой стороны, есть путь административной поддержки развития малого предпринимательства. При этом используются достаточно апробированные методы поддержки. Рассмотрим некоторые из них.

Одно из основных условий развития малого бизнеса - гарантия сохранности и возврата финансовых ресурсов. Вряд ли в настоящее время большое распространение получит система залога недвижимости или имущества под кредит. Предпринимателям, как правило, нечего закладывать под те суммы, которые требуются для того, чтобы открыть свое дело.

Для коммерческих банков малый бизнес в качестве клиента может стать привлекательным только при одном условии: если само государство или уполномоченная им структура выступит гарантом малого предпринимательства перед банками. Иначе слишком велик риск.

Есть еще одно основное условие кредитования - наличие у банков дешевых кредитных ресурсов. Однако при существующей тенденции значительного завышения, по сравнению с практикой западных банков, ставки кредитования возможность предоставления этих кредитов весьма проблематична.

Предоставление государственных гарантий и поручительств по кредитам, запрашиваемым субъектами малого бизнеса в коммерческих банках, позволит значительно увеличить количество проектов и программ, получающих государственную поддержку, по сравнению с прямым предоставлением ссуд из средств государственных и частных источников.

С учетом того что государственные гарантии должны предоставляться только на часть испрашиваемого кредита (другая часть кредита обеспечивается, как правило, собственными привлеченными активами самого предпринимателя), фактический объем кредитных ресурсов для финансирования может превысить выделяемые на эти цели государственные ресурсы в 4 - 5 раз, что свидетельствует об эффективности данного механизма государственной поддержки и его позитивном воздействии на стимулирование частных инвестиций.

Кроме того, в случае предоставления гарантий средства не замораживаются на длительное время до полного возврата ссуды, а остаются в распоряжении государственного финансового института и могут быть использованы на другие цели (например, для краткосрочных финансовых вложений с целью предотвращения обесценивания и наращивания суммы гарантийного фонда).

Положительными моментами являются получение гарантодателем определенной суммы средств за гарантии в момент их предоставления, а также возможность предъявить требования к предприятию-должнику вплоть до передачи гаранту его имущества.

Еще одним важным фактором использования гарантийного резерва для поддержки малого бизнеса может быть компенсация части процентных ставок по кредитам коммерческих банков (особенно на начальном этапе реализации проекта, когда еще не начался возврат средств), что также расширяет количество получателей финансовой поддержки и облегчает доступ малых предприятий к коммерческим кредитам. Одна из форм финансового взаимодействия фондов поддержки малого предпринимательства - частичная компенсация предпринимателям процента за коммерческие кредиты, ресурсы в форме инвестиционных вложений в конкретный предпринимательский проект или региональную программу.

Совершенствованию системы страхования финансово-кредитных операций между банками и субъектами малого предпринимательства должен способствовать жесткий контроль со стороны государственных структур. Для этого необходимо предусмотреть строгую экономическую ответственность банков, имеющих гарантийные обязательства государства за своевременное осуществление платежей, вплоть до взыскания с них повышенных штрафов с учетом упущенной экономической выгоды.

С нашей точки зрения, ведущую роль в развитии малого предпринимательства в ближайшей перспективе может сыграть система микрокредитования. Этот механизм кредитной поддержки в сфере малого предпринимательства приобретает все более широкое значение. К настоящему времени механизм микрокредитования применяется более чем в 30 субъектах Российской Федерации.

Осуществление программ микрокредитования в регионах показало, что эта услуга востребована не только предпринимателями с низкими уровнями доходов, но и субъектами малого предпринимательства, заинтересованными в оперативном доступе к финансовым ресурсам. Показательно, что услуги микрокредитования широко распространены в районных центрах и муниципальных образованиях. В России программу микрокредитования малого бизнеса осуществляет в основном Сбербанк России и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

С этой целью Сбербанк России совместно с ЕБРР разработали специальную программу кредитования и заключили кредитный договор. Так, уже с 1997 г., например, Московский банк Сбербанка России осуществляет кредитование микробизнеса. Только за последние годы было выдано более тысячи кредитов. Основные заемщики - предприниматели без образования юридического лица или же малые предприятия с численностью работающих не более 80 человек. Максимальный размер микрокредита - до 30 тыс. долл. в рублевом эквиваленте. Микрокредиты предназначены для пополнения оборотных средств и выдаются не более чем на год. Для юридических лиц кредит выдается в размере не более 125 тыс. долл. сроком на 2 года.

В настоящее время операции по кредитованию малого бизнеса стал осуществлять Внешторгбанк - микрокредиты на сумму до 30 тыс. долл. в рублевом эквиваленте и кредиты на развитие бизнеса - от 30 тыс. до 1 млн. долл. Первые выдаются на срок до 2, а вторые - до 3 лет. Причем микрокредиты оформляются в пределах 3 дней, другие - от 10 до 15 дней.

В Свердловской области выдачу микрокредитов ведут муниципальные фонды. Ставка кредита составляет 8 - 9%. Срок возврата - 3 месяца. Для получения кредита не требуется залог. Возвратность кредитов - 98%.

Широкое распространение действия механизма микрокредитования получило в Хабаровском крае. В рамках программы "Кредитование малого бизнеса", направленной на кредитование действующих МП и индивидуальных предпринимателей, ЕБРР совместно с Хабаровским банком Сбербанка России осуществляется микрокредитование по увеличению оборотного капитала от 100 до 30 000 долл. США на срок до 6 месяцев и выдачу инвестиционных кредитов в сумме до 125 000 долл. США на срок до двух лет под 18 - 19% годовых. При этом задолженность по возврату кредитов составляет около 1%, в то время как в общем пакете инвестиций этот показатель равняется от 8% до 15%.

Число организаций небанковской сферы, осуществляющих микрофинансирование, неуклонно возрастает. Суммарный портфель микрокредитных организаций по предоставляемым кредитам достиг 6 млрд руб., однако это - всего лишь 7% от спроса. Микрофинансирование дает возможность широким слоям населения реализовать свою предпринимательскую инициативу.

Наряду с указанными механизмами, вполне приемлемым является предоставление налоговых льгот для отдельных категорий предпринимателей. Для местного предпринимателя немаловажно учесть и то, что ст. 54 Закона N 131-ФЗ определяет возможность муниципального заказа, при котором органы местного самоуправления могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Необходимо использовать и фактор стимулирования развития малого предпринимательства через механизм арендной платы, создание технопарков и других альтернативных механизмов поддержки малого предпринимательства.

В этих случаях объективным измерителем действий администрации может быть показатель эффективности вложенных в малое предпринимательство бюджетных средств и полученных результатов в виде налоговых поступлений в бюджет. С нашей точки зрения, для этого необходимо в бюджетной классификации предусмотреть раздел малого предпринимательства. Кроме того, принимая во внимание, что основная масса предпринимателей привязана системой регистрации к городским территориальным образованиям, необходимо предусмотреть (в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности других поселений, определенного ст. 60 Закона N 131-ФЗ) учет налоговых поступлений от предпринимательства по месту постоянного проживания предпринимателя.

При действенных мерах со стороны местных властей по поддержке и развитию малого бизнеса есть возможность не только существенно увеличить доходную часть местных бюджетов и тем самым определить ему одну из ведущих ролей в стабилизации экономики и социального фактора в рамках территорий местного самоуправления, но и обеспечить сбалансированность бюджетов всех уровней через реструктуризацию расходных обязательств.

А.С.Шуткин

К. э. н.,

ведущий научный сотрудник

Научно-исследовательского

финансового института

Минфина России

Подписано в печать

12.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Ежемесячно при проведении спортивных мероприятий наша профсоюзная организация вручает призы, приобретенные за счет членских взносов, победителям соревнований - как взрослым, так и детям. Облагается ли стоимость призов ЕСН, если призы получены: детьми членов профсоюза; два раза в течение месяца; чаще чем один раз в три месяца? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 19) >
Статья: Вопросы учета бюджетных обязательств ("Финансы", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.