|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Порядок применения бланков строгой отчетности ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 6)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 6
ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Обращаем внимание, что возможность неприменения контрольно-кассовой техники при условии выдачи бланков строгой отчетности предоставлена организациям и индивидуальным предпринимателям только в случае осуществления наличных денежных расчетов с населением (п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ), т.е. с гражданами, в том числе имеющими статус индивидуального предпринимателя (см. п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", далее - Постановление ВАС РФ N 16). Следовательно, при наличных денежных расчетах с организациями контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке. Пунктом 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ установлено, что порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанного требования Закона N 54-ФЗ Правительством РФ (Постановление от 31 марта 2005 г. N 171) утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее - Положение). Положение устанавливает порядок осуществления расчетов с использованием бланков строгой отчетности, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков. Согласно п. 2 Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.
Утверждение и изготовление бланков строгой отчетности
В соответствии с п. 3 Положения формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг. Установлено, что к обращению должны прилагаться: а) описание бланка (обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя); б) эскиз бланка (его художественно-графическое оформление); в) предложение по обеспечению защиты бланка от подделок; г) инструкция по заполнению бланка; д) рекомендации по применению бланка, а также перечень услуг, которые предполагается осуществлять с использованием бланка. Обязательные реквизиты, которые должен содержать бланк строгой отчетности, установлены п. 5 Положения. К ним относятся: а) сведения об утверждении формы бланка; б) наименование, шестизначный номер и серия; в) код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; г) наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; д) идентификационный номер налогоплательщика; е) вид услуг; ж) единица измерения оказания услуг; з) стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты; и) дата осуществления расчета; к) наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 12 Положения формы бланков утверждаются на срок, устанавливаемый Минфином России. Продление срока действия формы бланка может быть произведено по обращению заинтересованного органа государственной власти, Центрального банка РФ и организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг, при условии, что указанная форма бланка соответствует требованиям, действующим на момент подачи такого обращения. Бланки строгой отчетности изготавливаются типографским способом. В соответствии с п. 7 Положения на бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж). Изготовитель проставляет на бланке серию и номер. Дублирование серии и номера на бланках не допускается (п. 10 Положения). Согласно п. 9 Положения при изготовлении бланка допускается вносить в него изменения, касающиеся расширения (сужения) граф с учетом реквизитов.
Использование бланков строгой отчетности
Согласно п. 11 Положения формы бланков, утвержденные в соответствии с Положением, могут использоваться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы были утверждены. Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению услуги, в отношении которых не были утверждены соответствующие формы бланков, при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт обязаны использовать контрольно-кассовую технику (п. 24 Положения). Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 установлено, что до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, но не позднее 1 января 2007 г., могут применяться формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями. Так, например, из утвержденных ранее бланков строгой отчетности организациями торговли и общественного питания могут, по нашему мнению, применяться следующие бланки: - форма бланка строгой отчетности, действующего в случае отключения электроэнергии в организациях, предприятиях, учреждениях, их филиалах, обособленных подразделениях, зарегистрированных в энергоснабжающей организации (форма по ОКУД N 0700003), утвержденная Письмом Минфина России от 12 марта 1999 г. N 16-00-24-32 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (протокол N 1/49-99 от 10 февраля 1999 г.); - квитанция за парковку автомобилей, утвержденная Письмом Минфина России от 24 февраля 1994 г. N 16-38. Квитанция может использоваться при организации предприятиями торговли и общественного питания на своей территории платных стоянок; - квитанции, используемые предприятиями Минтранса России, утвержденные Письмом Минфина России от 16 июня 1994 г. N 16-30-64. Квитанции предназначены для оформления доставки товаров покупателям. Кроме того, организациями общественного питания используются следующие бланки строгой отчетности, утвержденные Письмом Минфина России от 20 декабря 1993 г. N 16-31: - абонементная книжка для расчетов за питание учащихся между школой и столовой; - счет официанта. Данная форма хотя и является бланком строгой отчетности, но без ККТ не применяется - в примечании к форме отмечено, что сумма счета должна соответствовать чекам, пробитым официантом через контрольно-кассовую машину; - абонемент на получение питания в столовой при производственном предприятии или учреждении.
Правила оформления и выдачи клиентам бланков строгой отчетности
Документы, оформленные на бланках, являются первичными учетными документами (кроме бланков, предназначенных для осуществления наличных денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования). Поэтому они должны быть надлежащим образом оформлены. Требования по оформлению бланков содержатся в п. п. 8 и 15 Положения. Согласно п. 15 Положения бланки должны заполняться четко и разборчиво с использованием копировальной или самокопировальной бумаги либо без нее, если копии не предусмотрены. В последнем случае бланк должен иметь отрывные части (п. 4 Положения). Подчистки, поправки и исправления на бланке не допускаются. Испорченные или неправильно заполненные бланки не уничтожаются, а перечеркиваются и прилагаются к кассовому отчету (ведомости, реестру) за тот день, в котором они выписаны. В случае если заполнение той или иной строки бланка невозможно ввиду отсутствия у организации или индивидуального предпринимателя соответствующих показателей, в строке ставится прочерк (пункт Положения). Порядок использования бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт изложен в п. п. 25 и 26 Положения. Пунктом 25 Положения предусмотрена следующая последовательность действий организаций и индивидуальных предпринимателей при оплате клиентом услуг наличными денежными средствами. Организации и индивидуальные предприниматели: - заполняют бланк, за исключением места для подписи (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования); - получают от клиента денежные средства; - называют сумму полученных денежных средств и помещают их отдельно на виду у клиента; - подписывают бланк (кроме бланка, предназначенного для осуществления указанных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования); - называют сумму сдачи и выдают ее клиенту вместе с бланком. При этом бумажные купюры и разменные монеты выдаются одновременно. При оплате клиентом услуг с использованием платежной карты организации и индивидуальные предприниматели действуют по следующей схеме: - получают от клиента платежную карту; - заполняют бланк, за исключением места для подписи; - вставляют платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получают подтверждение оплаты по платежной карте; - подписывают бланк; - возвращают клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты. Пунктом 26 Положения допускается осуществление смешанной оплаты, при которой одна часть услуги оплачивается наличными денежными средствами, другая - с использованием платежной карты. В этом случае выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.
Организация учета бланков строгой отчетности
В соответствии с п. 14 Положения организации и индивидуальные предприниматели должны вести учет бланков. Учет бланков по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге по учету бланков (п. 16 Положения). Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью (штампом). Получение, хранение и выдача бланков, а также прием от населения наличных денежных средств, согласно оформленным бланкам, поручаются работнику, с которым руководитель организации или индивидуальный предприниматель заключает договор в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приемка бланков осуществляется указанным работником в день поступления бланков в присутствии комиссии, назначенной руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Комиссия проверяет соответствие фактического количества, серий и номеров бланков данным, указанным в сопроводительных документах (накладных, квитанциях и т.п.), и составляет акт приемки бланков. Этот акт, утверждаемый руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, является основанием для принятия бланков на учет указанным работником (п. 18 Положения). В соответствии с Планом счетов для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности - квитанционных книжек, абонементов, талонов, билетов и т.п. - предназначен забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности". Бланки строгой отчетности учитываются на этом счете в условной оценке. Аналитический учет по счету 006 ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения. Пунктом 16 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914, установлено, что бланки строгой отчетности регистрируются продавцами в книге продаж наряду со счетами-фактурами, контрольными лентами контрольно-кассовой техники.
Организация хранения бланков строгой отчетности, контроль за их использованием
В соответствии с п. 17 Положения руководитель организации (индивидуальный предприниматель) должен создать работнику, осуществляющему операции с бланками строгой отчетности, условия, обеспечивающие сохранность бланков. Согласно п. 19 Положения бланки должны храниться в металлических шкафах и (или) сейфах. В организации или у индивидуального предпринимателя, получающих бланки в большом количестве, допускается хранение их в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих порчу и хищение бланков. По окончании рабочего дня места хранения бланков опечатываются или опломбировываются. Пунктом 22 Положения не допускается возложение обязанностей по контролю за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков. Исключение составляют только организации или индивидуальные предприниматели, где обязанности ответственного лица совмещены в одном лице с главным бухгалтером или руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем. В соответствии с п. 21 Положения при осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется наличие на обложках (наклеенных на книжках листах) использованных квитанционных книжек (других сброшюрованных бланков) печати организации или индивидуального предпринимателя и подписи главного бухгалтера (бухгалтера), сохранность копий бланков (корешков), отсутствие подчисток и исправлений, а также соответствие сумм, указанных в копиях (корешках), суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию, или в кассовых отчетах. Бланки строгой отчетности подлежат инвентаризации, которая согласно п. 20 Положения осуществляется одновременно с инвентаризацией находящихся в кассе наличных денежных средств и кассовых документов. Порядок инвентаризации денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности установлен п. п. 3.39 - 3.43 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические рекомендации по инвентаризации). Согласно п. 3.39 указанных Рекомендаций инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22 сентября 1993 г. N 40. В соответствии с п. 3.41 Методических рекомендаций по инвентаризации проверка фактического наличия бланков строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально-ответственным лицам. Кроме случаев обязательного проведения инвентаризации, установленных ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и п. 1.5 Методических рекомендаций по инвентаризации, на основании п. 37 упомянутого выше Порядка ведения кассовых операций в сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Для отражения результатов инвентаризации фактического наличия бланков документов строгой отчетности и выявления количественных расхождений их с учетными данными применяется Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16, утверждена Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации"). Хранение и уничтожение копий использованных бланков строгой отчетности осуществляются в порядке, установленном п. 23 Положения. Согласно указанному пункту упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных (и с использованием платежных карт) денежных средств, хранятся в организации или у индивидуального предпринимателя в систематизированном виде не менее 5 лет. По окончании установленного срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации и проверки товарного отчета, копии использованных бланков (корешков) уничтожаются на основании акта об их списании, составленного комиссией, образованной руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. В таком же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки.
Ответственность за невыдачу бланков строгой отчетности при неприменении контрольно-кассовых машин
Как уже было отмечено ранее, согласно п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. В силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности. В связи с этим ВАС РФ в Постановлении N 16 отмечает, что в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины. Напомним, что ответственность за неприменение контрольно-кассовых машин установлена ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно указанной статье продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа: - на граждан - в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; - на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; - на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб., штраф за неприменение контрольно-кассовой техники, а соответственно и бланков строгой отчетности, установленный ст. 14.5 КоАП РФ, составляет: - для граждан - от 1500 до 2000 руб.; - для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.; - для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.
Т.Т.Петрова Подписано в печать 11.05.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |