Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как в налоговом учете списать расходы без акта ("Главбух", 2005, N 10)



"Главбух", 2005, N 10

КАК В НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ СПИСАТЬ РАСХОДЫ БЕЗ АКТА

По мнению сотрудников Минфина России, расходы на оплату услуг списываются в налоговом учете исключительно на основании акта. Такую точку зрения финансовое ведомство высказало в свежем Письме от 5 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/170. Однако законодательство не требует этого столь категорично. Да и суды позволяют уменьшать налогооблагаемые доходы организации на основании других документов. Каких именно? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Нужен ли акт на стоимость услуг?

Налогооблагаемый доход фирмы уменьшают только расходы, подтвержденные документами. Таково требование ст. 252 Налогового кодекса РФ. Какие конкретно бумаги нужны, здесь не уточняется. Сказано только, что оправдательные документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством.

Между тем в п. 5 ст. 38 Налогового кодекса РФ говорится, что услуга - это "деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления". Поэтому акт просто не может подтверждать качество услуги или то, что заказчик ее принял.

Кроме того, вся важность акта заключается в том, что в нем указана дата, когда поставщик исполнил свои обязательства по договору. А этот факт могут подтвердить и другие бумаги: счета-фактуры, платежные документы. Такой вывод можно сделать из ст. 783 и п. 2 ст. 720 Гражданского кодекса РФ.

С данной точкой зрения в прошлом году согласился и Минфин России. В Письме от 30 апреля 2004 г. N 04-02-05/1/33 финансисты сообщили, что акт необходим, только когда составлять его прямо обязывает Гражданский кодекс РФ или договор. В остальных случаях списать расходы можно на основании иных оправдательных документов.

Но совсем недавно финансисты вдруг высказали по этому же вопросу противоположное мнение, выпустив Письмо от 5 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/170. В этом документе финансовое ведомство указало, что списать оплату услуг нельзя без акта об их приемке. И в целом отметили, что подтверждать расходы нужно оправдательными документами, оформленными по правилам бухгалтерского учета.

Однако прошлогоднее Письмо Минфина России до сих пор не отменено. Значит, фирма вполне может им руководствоваться и признавать стоимость услуг расходами не только на основании акта. Далее мы расскажем, какие документы могут подтверждать такие затраты.

Примечание. Списываем арендную плату без акта

Многие инспекторы на местах настаивают на том, что списывать арендную плату можно лишь на основании ежемесячных актов.

На самом деле можно обойтись и без них. Такую точку зрения изложил Минфин России в Письме от 26 октября 2004 г. N 03-03-01-04/1/86. Сотрудники финансового ведомства уточнили, что если у фирмы есть договор об аренде и акт приемки-передачи помещения в пользование, то расходы вполне можно учесть на основании ежемесячных счетов-фактур и платежных документов.

Как мы выяснили, такого же мнения придерживаются и сотрудники ФНС России. Они считают, что счет-фактура лишний раз доказывает, что фирма арендует помещение и платит за это деньги. Поэтому исходя из этого документа можно учесть затраты при расчете налога на прибыль.

Если есть счета-фактуры...

Сразу скажем, что из того же Письма Минфина России от 5 апреля 2005 г. N 03-03-01-04/1/170 следует, что на основании счета-фактуры стоимость услуг включить в расходы нельзя.

Однако это утверждение налогоплательщики уже оспаривали в суде. Пример - Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 мая 2004 г. N А26-9155/03-27, ФАС Поволжского округа от 1 июля 2003 г. N А55-15528/2002-30, ФАС Уральского округа от 17 июля 2003 г. N Ф09-2087/03-АК.

Действительно, счет-фактура содержит все данные, необходимые для того, чтобы подтвердить расходы. Судите сами. В соответствии со ст. 169 Налогового кодекса РФ в счете-фактуре указывают наименование услуги, ее измерители, дату оказания, адрес и ИНН поставщика и т.д. А этих сведений вполне достаточно, чтобы отразить расходы в налоговом учете.

Пример. ООО "Крат" заключило с ООО "Ладога" договор на абонентское консультационное обслуживание. По договору ООО "Крат" может в любое время обращаться по телефону за консультацией к сотрудникам ООО "Ладога". Стоимость таких услуг - 5900 руб. (в том числе НДС - 900 руб.) в месяц.

ООО "Ладога" регулярно выписывает ООО "Крат" счета-фактуры на сумму ежемесячного обслуживания. На основании этих документов бухгалтер ООО "Крат" включает стоимость консультаций в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемый доход.

Обзор арбитражной практики показывает, что лучше, если у заказчика есть и счета-фактуры, и платежные документы. Тогда у судей не вызывает сомнения тот факт, что у фирмы были расходы. Но когда поставщиком является "упрощенец" или "вмененщик", на счет-фактуру рассчитывать не стоит. В этом случае заказчик сможет подтвердить свои затраты лишь платежными документами.

...или только платежный документ

Обходиться одним платежным документом приходится не только в ситуации, когда услуги оказывает фирма, применяющая спецрежим. Предположим, водитель заплатил за стоянку или мелкий ремонт служебной машины. В этом случае ему вряд ли выдадут акт и счет-фактуру. Скорее всего водитель принесет в бухгалтерию лишь чек или приходник.

Кассовый чек сам же Минфин России в Письме от 5 января 2004 г. N 16-00-17/2 назвал первичным документом. И так как финансовое ведомство настаивает на наличии первички, то формально получается, что на основании чека можно учесть затраты при расчете налога на прибыль. Но на самом деле в чеке нет всех реквизитов, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ для первичных документов. Поэтому проверяющие могут и придраться.

Вместе с тем суды поддерживают налогоплательщиков, которые списывают затраты, имея от поставщика лишь кассовый чек (например, ФАС Северо-Западного округа от 21 января 2005 г. N А56-29291/04). Поэтому если фирма готова отстаивать свои интересы в суде, то у нее есть шанс выиграть дело.

Что касается приходного кассового ордера, то в нем отражают все реквизиты, упомянутые в Федеральном законе N 129-ФЗ. А именно дата и номер документа, наименование операции, ее измерители, подписи ответственных лиц. Поэтому приходника достаточно, чтобы списать стоимость услуг на расходы. И в этом случае спорить с налоговиками скорее всего не придется.

Учесть расходы можно и на основании платежного поручения. Ведь обычно в нем есть все сведения об оказанной услуге - стоимость, наименование поставщика и заказчика. И даже если вместо подробной информации о сделке стоит только ссылка на договор, то вид услуг можно узнать из него. Тут есть только одно "но": платежка не подтверждает, когда именно были оказаны услуги. Исправить это можно следующим образом. В ст. 313 Налогового кодекса РФ сказано, что налоговый учет ведется на основании первичных документов, аналитических регистров и сведений о расчете налоговой базы. А в качестве первичного документа эта же статья называет бухгалтерскую справку. Поэтому в дополнение к платежному поручению фирма может составить справку, указав в ней, когда именно были оказаны услуги.

Вот образец такой справки:

Образец

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |        Общество с ограниченной ответственностью "Легос"        |
   |                      Бухгалтерская справка                     |
   |                    о приемке оказанных услуг                   |
   |                     от 12 мая 2005 г. N 10                     |
   |                                                                |
   |    В   соответствии  с  договором от 29 апреля 2005 г. N 17 ООО|
   |"Безопасность"  оказало  услуги по охране офисного помещения ООО|
   |"Легос" стоимостью 17 700 руб. (в том числе НДС — 2700 руб.).   |
   |                                                                |
   |    Главный бухгалтер                                           |
   |    ООО "Легос"              Соловьев            (Соловьев М.А.)|
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Что касается судебной практики, то в п. 2 Информационного письма от 14 ноября 1997 г. N 22 Президиум ВАС РФ подтвердил: первичный документ вполне может быть оформлен в одностороннем порядке.

Е.А.Савина

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

11.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Амортизируем основные средства по новым правилам ("Главбух", 2005, N 10) >
Статья: Прибыль от продажи ценных бумаг покрывает убытки от другого бизнеса ("Главбух", 2005, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.