Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Арбитражная практика разрешения налоговых споров по вопросам обложения экспорта нефтепродуктов налогом на добавленную стоимость ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5)



"Налоги и налогообложение", 2005, N 5

АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА РАЗРЕШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ

ПО ВОПРОСАМ ОБЛОЖЕНИЯ ЭКСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ

НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Несмотря на бурный рост, наблюдаемый в последнее время в области машиностроения и связи, экспорт нефти и нефтепродуктов на настоящий момент является одной из базовых отраслей российской экономики. Определяя режим налогообложения в отношении данных товаров, государство должно помнить не только о фискальной, но и о регулирующей функции налогов. В частности, подобную цель имеет и обложение таких продуктов НДС по ставке 0% - в составе иных объектов обложения, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

Специальные нормы по данному вопросу в налоговом законодательстве отсутствуют. В гл. 21 НК РФ термины "нефть и нефтепродукты" как таковые не используются. Единственное исключение составляет положение п. 1 ст. 146 НК РФ, выводящее нефть из перечня товаров, облагаемых по ставке 0% при экспорте с территории РФ на территорию стран СНГ. Ведомственные акты по данному вопросу на федеральном уровне также отсутствуют - с введением в действие гл. 21 НК РФ большинство из них, в том числе Инструкция Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", утратили силу. Таким образом, правовой режим регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов не отличается от общего, установленного для экспорта иных товаров.

В качестве объектов обложения НДС нефть и нефтепродукты при экспорте, как правило, подпадают под действие пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. В свою очередь пп. 3 ст. 143 НК РФ устанавливает, что плательщиками налога на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу являются лица, определенные таковыми Таможенным кодексом. Здесь, очевидно, имеется в виду положение ст. 320 ТК РФ, устанавливающей круг лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин и налогов.

В отношении экспорта нефтепродуктов таким лицом обычно является декларант.

В отношении экспортируемых товаров, налоговые ставки назначаются на основании ст. 164 НК РФ. В соответствии с пп. 1 п. 1 этой статьи товары (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенные в таможенном режиме экспорта, облагаются по налоговой ставке 0%, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.

Такими документами являются:

- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов), на счет налогоплательщика в российском банке;

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Налоговые споры в области экспорта нефти и нефтепродуктов возникают, как правило, при предоставлении документов для подтверждения права организации на обложение экспорта товаров по ставке 0%.

Основанием для оспаривания права организации на применение ставки 0% может служить, например, неправильное оформление предоставляемых в налоговый орган документов. Однако в ряде случаев подобный аргумент налоговых органов может быть признан недостаточным. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 8 октября 2004 г. N КА-А40/9176-04 подтвердил вывод суда первой инстанции, что ссылка налоговых органов на отсутствие на коносаменте и железнодорожных накладных отметки "Товар вывезен полностью" не может служить основанием для отказа налогоплательщику в учете вывезенных нефтепродуктов по ставке 0%. Аналогичный довод звучал и в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2004 г. N А56-41188/03.

Споры в области экспорта нефти и нефтепродуктов тесно связаны с понятием добросовестности налогоплательщика. Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 марта 2004 г. N Ф09-1008/04-АК добросовестность налогоплательщиков оспаривалась на основании отсутствия регистрации у покупателя нефтепродуктов, иностранного партнера (в судебном заседании данный факт доказывался налоговыми органами на основании ведомственного нормативного акта - Письма регионального управления МНС). Арбитражным судом подобное доказательство было признано недостаточным. Подобные правоотношения также стали предметом разбирательства в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июня 2004 г. N А56-32288/03; от 11 октября 2004 г. N А56-17401/04 и ряде иных судебных постановлений.

Достаточно большой категорией споров, связанных с экспортом нефти и нефтепродуктов, являются споры, связанные с применением п. 8 ст. 164 НК РФ, а именно - с перемещением и реализацией товаров, находящихся под таможенным режимом перемещения припасов. Помещение припасов под таможенный режим осуществляется на основании Положения о таможенном режиме перемещения припасов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2001 г. N 524. Кроме того, к нормативно-правовым актам в сфере обложения НДС нефти и нефтепродуктов, подлежащих экспорту относится и Приказ ГТК России от 19 октября 2001 г. N 1000 "О таможенном режиме перемещения припасов".

На основании указанного Постановления и положений ст. 165 НК РФ, в которых содержится ряд требований для оформления таможенного режима перемещения припасов, налоговые органы и предъявляют не всегда обоснованные требования к налогоплательщикам при экспорте нефтепродуктов.

Так, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 апреля 2004 г. N А56-41188/03 суть претензий налоговых органов сводилась к тому, что бункеровка припасов осуществлялась не непосредственно налогоплательщиком, а подрядной организацией и отметки в декларациях были проставлены без указания таможни, а загрузка припасов осуществлялась не непосредственно самим налогоплательщиком, а подрядной организацией. Однако, отказывая представителям налоговых органов, суд указал на то, что имеет значение в данном случае только сам факт постановки отметки - в соответствии с буквальным толкованием положений ст. 165 НК РФ. Сходные по основаниям и предмету споры были рассмотрены в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 1 марта 2004 г. N КА-А6040/873 и Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 октября 2004 г. N А56-174501/04.

Таким образом, несмотря на то, что экспорт нефти и нефтепродуктов является одной из основополагающих отраслей российской экономики и в контроле со стороны налоговых и таможенных органов в отношении данной области задействованы значительные ресурсы - как материальные, так и организационные, остаются проблемы, для разрешения которых необходимо привлечение арбитражных судов.

В.С.Мелоян

Ведущий специалист

юридического отдела

Межрегиональной инспекции ФНС

по крупнейшим налогоплательщикам N 1

Подписано в печать

10.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы налогообложения нефтедобывающих компаний России ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5) >
Статья: Учет и налогообложение отпускных ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.