Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы налогообложения нефтедобывающих компаний России ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5)



"Налоги и налогообложение", 2005, N 5

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

НЕФТЕДОБЫВАЮЩИХ КОМПАНИЙ РОССИИ

Основным средством государственного управления нефтедобывающей промышленностью России в настоящее время является система налоговых платежей, которая должна обеспечивать максимальные поступления финансов в бюджет государства.

Для достижения этой цели необходимо обеспечить, с одной стороны, максимально возможный длительный период эксплуатации месторождений, а с другой, максимально возможный уровень добычи нефти. Это сложно реализовать, так как увеличение размера налогов приводит к снижению текущей добычи нефти, а увеличение уровней добычи - к снижению периода эксплуатации.

Решить эту проблему возможно только путем дифференцированного налогообложения месторождений.

Нужна ли дифференциация налогообложения нефтедобывающей отрасли, конкретно дифференциация налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)?

Следует напомнить, что Налоговым кодексом РФ (НК РФ) предусмотрены 4 ставки НДПИ. Практически применяется единая ставка НДПИ, не учитывающая специфические особенности месторождений как природных объектов.

Месторождение нефти в ходе промышленной разработки проходит 4 этапа (стадии):

Ранняя - затраты (удельные приведенные) высокие; оптимальная форма налогообложения - налоговые каникулы.

Зрелая - затраты низкие; налогообложение - активное, фискальное, направленное на изъятие горной и дифференциальной ренты.

Поздняя - затраты растущие; оптимальная форма налогообложения - снижение фискальной нагрузки.

Затухающая - затраты высокие; оптимальная форма налогообложения - снижение вплоть до освобождения от специальных налогов.

Необходимо при налогообложении нефтедобывающей отрасли учитывать стадийность разработки, т.е. характер изменения и уровень доходов и затрат.

Современная система налогообложения отрасли, а прежде всего речь идет об НДПИ, предусматривает порядок и механизм расчета исходя из объемов добычи без учета затрат на нее, что отрицательно влияет на текущее состояние и перспективы отрасли:

1. Объемы добычи нефти на протяжении нескольких последних лет растут, превышают проектные, и это происходит на фоне:

- уменьшения эксплуатационного фонда скважин;

- неуклонного снижения коэффициента нефтеизвлечения.

2. Отсутствуют стимулы для:

- рациональной эксплуатации разрабатываемых месторождений ("снятие сливок");

- воспроизводства минерально-сырьевой базы ("проедание запасов");

- полной отработки "зрелых" месторождений (до тех пор пока не будет извлечена "последняя капля");

- ввода в разработку новых месторождений как на суше, так и на шельфе.

Назрела необходимость изменения, совершенствования существующей налоговой системы отрасли. Необходима гибкая налоговая система, учитывающая объективные особенности разработки каждого месторождения и создающая равные конкурентные условия деятельности предприятий ТЭК.

Возьмем, к примеру, месторождение ОАО "Татнефть" "Ромашкинское", расположенное на территории республики Татарстан. При достижении степени выработанности 80% эксплуатационные затраты существенно (в 8 - 10 раз) возрастают. Это обусловлено снижением среднего дебита скважин, повышением обводненности продукции и другими факторами.

Степень выработанности - объективный, администрируемый фактор, который характеризует изменение затрат на месторождение и может являться критерием дифференциации НДПИ.

В связи с многократным ростом эксплуатационных затрат при достижении на месторождении степени выработанности 80% необходимо применять коэффициент к ставке НДПИ, равный 0,7. Это позволит, не увеличивая общее число ставок согласно НК РФ, то есть при минимальных изменениях действующего законодательства, выровнять экономические условия разработки месторождений, находящихся в разных стадиях.

Введение коэффициентов к ставке НДПИ в зависимости от степени выработанности месторождения - как понижающих, так и повышающих - позволит учесть изменение условий разработки: поток наличности, затраты и т.д. Применение нескольких коэффициентов к ставке НДПИ в зависимости от степени выработанности позволит сделать налоговую систему более гибкой, стимулировать разработку как новых месторождений, так и "зрелых".

Почему мы говорим о необходимости дифференцированного подхода при налогообложении нефтедобычи сегодня, когда обсуждается закон "О недрах"? Законотворческая деятельность последних лет подтверждает, что отдельный "хороший" закон не работает. Любой закон должен рассматриваться в контексте правового поля страны в целом, т.е. соотноситься с другими законами, регулирующими данную область отношений. К сожалению, приходится констатировать, что Налоговый кодекс РФ, в частности гл. 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", "подмял" Закон "О недрах", что затрудняет реализацию основного принципа недропользования - его рациональность.

Для исправления сложившейся ситуации необходимо в готовящемся законопроекте "О недрах" предусмотреть рентный, дифференцированный подход при налогообложении недропользования, в частности нефтедобычи. Кроме того, необходимо в Закон включить и раскрыть понятия выработанности, степени выработанности, среднего дебита и другие.

Учитывая происходящие в отрасли процессы: старение фонда скважин, увеличение фонда неработающих скважин, сужение минерально-сырьевой базы, нарушение проектов разработки и сроков ввода в эксплуатацию месторождений и другие, необходимо в ближайшее время внести изменения в налогообложение нефтедобывающей отрасли в части дифференциации НДПИ в зависимости от стадии разработки и других объективных факторов. Дифференциация налога на добычу полезных ископаемых создаст равноконкурентные условия для деятельности недропользователей. Без внесения изменений в НК РФ, касающихся дифференциации НДПИ, в том числе по степени выработанности, невозможно достичь цели, провозглашенной в концепции законопроекта "О недрах", о комплексном, рациональном использовании недр.

Р.Б.Давлетшин

Директор департамента

нормативно-правового обеспечения

корпоративных программ

ОАО "Татнефть"

Подписано в печать

10.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Уплата минимального налога при упрощенной системе налогообложения ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5) >
Статья: Арбитражная практика разрешения налоговых споров по вопросам обложения экспорта нефтепродуктов налогом на добавленную стоимость ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.