Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Второе рождение государственной пошлины ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5)



"Налоги и налогообложение", 2005, N 5

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

С 1 января 2005 г. вступила в силу гл. 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации. Вступление в силу этой главы ознаменовало значительные изменения в законодательстве о порядке исчисления и уплаты государственной пошлины. Законодатель предпринял попытку унификации и в определенной степени кодификации положений законодательства, регулирующих этот весьма значимый и знакомый практически каждому налогоплательщику сбор.

Надо сказать, что унификация и кодификация законодателю все же удалась. Нормы гл. 25.3 НК РФ значительно более полно и четко, соразмерно "налоговой логике" регламентировали всю сферу взимания государственной пошлины.

Необходимость изменения законодательной базы по государственной пошлине назрела достаточно давно. Первое рождение в постсоветской России государственная пошлина обрела в связи с принятием Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине", который утратил силу в связи с введением в действие гл. 23.5.

Как и большинство принятых в тот период налоговых законов, Закон "О государственной пошлине" не отличался высоким качеством законодательной техники. Например, в нем не были определены основные термины и понятия, используемые в настоящее время для целей уплаты государственной пошлины. Следует отметить, что низкое качество нормативно-правового регулирования в первые годы действия Закона компенсировалось необходимостью оперативного регулирования налоговых отношений. А когда качество налогового законотворчества стало постепенно возрастать, до Закона "О государственной пошлине" просто не доходили руки.

Конечно, изменения в него вносились, и неоднократно. Но эти изменения зачастую носили "косметический" характер либо преследовали своей целью изменение ставок.

Довольно красноречиво о необходимости переработки названного Закона говорит уже тот факт, что вплоть до 1 января 2005 г. в Законе "О государственной пошлине" для исчисления ее размера использовалась нарицательная стоимость российского рубля, существовавшая до деноминации, проведенной в 1997 - 1998 гг. Изменения в Закон, связанные этим процессом, так и не были внесены. Кстати, это обстоятельство часто становилось причиной ошибок налогоплательщиков при определении размера государственной пошлины, подлежащей уплате при совершении того или иного юридически значимого действия.

Новая глава Налогового кодекса исправила данный недостаток. Размеры государственной пошлины теперь подлежат исчислению с учетом текущей нарицательной стоимости российской денежной единицы.

Кроме этих чисто технических уточнений, законодатель внес и другие существенные изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую государственную пошлину.

Прежде всего, наконец четко определен юридический статус государственной пошлины. Согласно п. 1 ст. 333.16 государственная пошлина определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, совершать в отношении этих лиц юридически значимые действия, предусмотренные настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

Ранее действовавший Закон "О государственной пошлине" определял ее как обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Теперь же на законодательном уровне установлено, что государственная пошлина - это сбор, а не налог или иной общеобязательный платеж.

Очевидно, что термин "платеж" является весьма абстрактным и не позволяет определить юридическую природу государственной пошлины. Использование же при определении статуса государственной пошлины термина "сбор" делает возможным разобраться в ее юридической природе, ее назначении. Ведь понятие сбора законодательно установлено в НК РФ.

Пункт 2 ст. 8 НК РФ определяет сбор как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Плательщиками государственной пошлины согласно ст. 333.17 НК РФ признаются организации и физические лица. В этой части нормативно-правовое регулирование не претерпело существенных изменений. Закон "О государственной пошлине", действовавший ранее, также признавал в качестве плательщиков юридические лица, граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Существенным отличием гл. 25.3 НК РФ от Закона "О государственной пошлине" является регулирование нормами указанной главы практически всех случаев (объектов) уплаты государственной пошлины. Тогда как не указанные в Законе "О государственной пошлине" объекты обложения этим сбором, его размеры и порядок уплаты устанавливались в других нормативно-правовых актах. Отсутствие единого законодательного регулирования, конечно, создавало значительные неудобства для отдельных категорий плательщиков.

Юридически значимыми действиями, совершение которых требует уплаты государственной пошлины, в Налоговом кодексе названы:

- рассмотрение дел в судах общей юрисдикции и мировыми судьями;

- рассмотрение дел в арбитражных судах;

- рассмотрение дел Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации;

- совершение нотариальных действий;

- регистрация актов гражданского состояние и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния или иными уполномоченными (в области записи актов гражданского состояния) органами;

- действия по приобретению гражданства Российской Федерации, выходу из гражданства Российской Федерации, а также действия, связанные с выездом из Российской Федерации или въездом на территорию Российской Федерации;

- совершение уполномоченным органом действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, регистрации базы данных и топологии интегральной микросхемы;

- совершение уполномоченными государственными учреждениями действий при осуществлении федерального пробирного надзора;

- государственная регистрация и совершение прочих юридически значимых действий.

Отметим, что в последнюю из упоминаемых групп вошли юридические действия, большинство которых не упоминалось в Законе "О государственной пошлине", а регулировалось отдельными нормативно-правовыми актами, зачастую подзаконного характера.

Именно на основании ст. 333.33 НК РФ оплате государственной пошлиной подлежат, например, такие действия, как:

- государственная регистрация договора коммерческой концессии;

- аккредитация филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории России;

- государственная регистрация лекарственных средств;

- государственная регистрация сервитутов;

- государственная регистрация транспортных средств; выдача водительских удостоверений;

- государственная регистрация изменений, вносимых в Государственный судовой реестр;

- рассмотрение заявлений о предоставлении или переоформлении лицензий.

С введением в действие гл. 25.3 изменились и отдельные ставки государственной пошлины, взимаемой за различные действия.

Например, государственная пошлина за обращение в суд общей юрисдикции или к мировому судье при цене иска от 10 до 50 тыс. руб. до 1 января 2005 г. составляла 410 руб. + 3% от суммы свыше 10 тыс. руб., а теперь составляет 400 руб. + 3% от суммы свыше 10 тыс. руб. При цене иска свыше 500 тыс. руб. до 1 января 2005 г. уплате подлежала пошлина в размере 1,5 от суммы иска, а теперь истец заплатит 6600 руб. + 0,5% от суммы свыше 500 тыс. руб., но при этом не более 20 тыс. руб.

За направление запроса или ходатайства в Конституционный Суд по старому Закону пошлина уплачивалась в размере 15 минимальных размеров оплаты труда (1500 руб.). Теперь заинтересованное лицо заплатит за это действие твердую сумму - 4500 руб. Жалоба физического лица в Конституционный Суд после 1 января 2005 г. стоит 300 руб. вместо 100 руб., взимавшихся по ранее действовавшему Закону.

За нотариальное удостоверение копий учредительных документов юридического лица (устава и учредительного договора) лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, теперь заплатит по 500 руб. за копию каждого из удостоверяемых документов независимо от числа страниц. Тогда как ранее стоимость удостоверения копий уставов и учредительных договоров зависела от количества страниц в них.

В завершение необходимо отметить, что гл. 25.3 НК РФ может быть признана достаточно удачным опытом российского законодателя по пересмотру, унификации и кодификации актов законодательства о налогах и сборах, разработанных и принятых в начале периода становления российской налоговой системы.

Как представляется автору, введение в действие гл. 25.3 НК РФ позволит снять многие вопросы, связанные с порядком исчисления, уплаты государственной пошлины и определения ее размеров. Объединение подавляющего большинства норм о государственной пошлине в единой главе основного налогового акта России сделает нормативно-правовой материал, регулирующий вопросы государственной пошлины, более доступным для налогоплательщика.

Процесс унификация и кодификация "раннего" законодательства о налогах и сборах не должен останавливаться на государственной пошлине. На очереди, например, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, нормативно-правовое регулирование которого находится сегодня на достаточно низком уровне.

В.В.Глазов

Ведущий юрисконсульт

ЗАО "Охранная организация "Трансгазохрана"

Подписано в печать

10.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Досудебное рассмотрение налоговых споров: нормативно-правовое регулирование на уровне ведомственных актов ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5) >
Вопрос: ...Наша фирма использует УСН. Объектом налогообложения мы избрали доходы. Соответственно, применяем налоговую ставку 6%. Недавно мы стали генподрядчиком перед муниципалитетом на дорожное строительство. Наш директор договорился, что мы передаем часть заказа субподрядчикам, а они выплачивают нам вознаграждение в размере 3% от суммы заказа. Однако наш главный бухгалтер считает такое соглашение убыточным. Кто прав? ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.