Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: К вопросу о правовой сущности налоговых правонарушений ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5)



"Налоги и налогообложение", 2005, N 5

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ

НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Одним из основных элементов любой национальной правовой системы является установление определенных мер юридической ответственности за совершение деяний, отнесенных к правонарушениям, в том числе и к их наиболее опасным разновидностям - преступлениям. Объективные различия в проявлениях противоправных посягательств в налоговой сфере повлекли их разделение на налоговые преступления, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие налоговую и административную ответственность. В настоящее время основанием привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является совершение одного из следующих деликтов:

а) налогового правонарушения;

б) нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки административного правонарушения (налоговые проступки);

в) нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления (налоговые преступления) <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Налоговое право России: Учебник для вузов. / Отв. ред. Ю.А. Крохина. - М.: Норма, 2003. С. 347.

Необходимость установления нескольких видов ответственности за совершение противоправных деяний в налоговой сфере обусловлена дифференцированным характером негативного девиантного поведения в налоговой сфере, который выражается в:

а) различной степени общественной опасности отдельных проявлений противоправного поведения в данной сфере;

б) различных особенностях совершения данных деяний;

в) различном размере и характере ущерба, нанесенного путем совершения противоправного деяния налоговой безопасности страны.

Таким образом, данные объективные различия в самой природе проявлений проблемного поведения в налоговой сфере повлекли разделение противоправных посягательств в налоговой сфере на налоговые преступления, за совершение которых предусмотрена уголовная ответственность, и налоговые правонарушения, влекущие налоговую и административную ответственность.

При разработке и принятии части первой Налогового кодекса Российской Федерации законодателем не был в полной мере учтен сделанный в свое время Конституционным Судом Российской Федерации вывод о том, что неопределенность правового содержания составов налоговых правонарушений противоречит принципам юридической ответственности <2>. В результате это привело не только к многочисленным пробелам и коллизиям в правовом регулировании конкретных видов ответственности за совершение налогового правонарушения, но и к неопределенности самого состава налоговых правонарушений.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-О // Российская газета. 2002. 7 фев.

Вопрос о дифференциации административной и налоговой ответственности до сих пор остается дискуссионным, но как бы то ни было, для того чтобы деяние (действие или бездействие некоего субъекта налоговых правоотношений) было отнесено к категории налоговых правонарушений, необходимо наличие трех оснований:

- нормативного, то есть соответствующим образом закрепленной нормы, определяющей ответственность за совершение деяния;

- фактического, то есть деяния конкретного субъекта, нарушающего правовые предписания, охраняемые административными и налоговыми санкциями;

- процессуального, то есть акта компетентного органа (в данном случае - налогового органа или органа внутренних дел) о наложении конкретного взыскания за конкретное правонарушение в налоговой сфере.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего, должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание - противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленном законом порядке производства по делам о налоговых правонарушениях или административного расследования вправе определить взыскание за правонарушение <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М., 2000. С. 478.

Принятие нового Кодекса об административных правонарушениях <4> обусловило формирование нового взгляда на нормативное основание квалификации противоправного деяния как налогового правонарушения.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек. N 256.

Сравнительный анализ норм, содержащихся в гл. 15 нового КоАП "Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг", и норм гл. 16 и 18 НК РФ позволяет говорить о нескольких ключевых моментах.

Во-первых, именно в указанных частях данных нормативно-правовых актов приводится исчерпывающий перечень составов противоправных деяний, являющихся нормативным основанием для наступления налоговой и административной ответственности за совершение противоправных деяний в налоговой сфере.

Во-вторых, контент-анализ норм Налогового кодекса и Кодекса об административных правонарушениях позволяет разграничивать собственно налоговые правонарушения и административные правонарушения в области налогов и сборов. К первым могут быть отнесены только такие правонарушения, которые посягают на налоговую систему непосредственно, заключаются в действиях (или бездействии), направленных на уклонение от уплаты налогов и сборов. Правонарушения, имеющие лишь косвенное влияние на указанные налоговые отношения, а по своей сущности охватываемые смежными и более широкими составами правонарушений, налоговыми правонарушениями не являются. Так, непредставленные или несвоевременно представленные в государственный орган сведения (информацию), представление которых предусмотрено законом, а равно представление сведений в искаженном виде, заведомо ложные показания свидетеля, пояснения специалиста, заключения эксперта или неправильный перевод относятся к административным правонарушениям, посягающим на институты государственной власти и порядок государственного управления. При этом, как видно из текстов указанных нормативно-правовых актов, в Налоговом кодексе содержится несколько составов правонарушений, которые могут быть отнесены к административным правонарушениям против порядка государственного управления в сфере налогообложения и которые соответственно не могут быть признаны "чистыми" налоговыми правонарушениями.

Необходимость включения в состав Налогового кодекса РФ статей, посвященных ответственности за совершение налоговых правонарушений, при наличии в составе КоАП РФ норм, устанавливающих ответственность за нарушения налогового законодательства, обусловлена следующими обстоятельствами.

Налоговые правонарушения, в отличие от административных правонарушений или проступков, почти всегда носят длящийся характер. То есть момент совершения деяния и момент признания этого деяния правонарушением могут значительно различаться по времени. Сложившаяся правовая практика в отдельных случаях разграничивает налоговые правонарушения и налоговые преступления только по одному критерию - сумме причиненного ущерба государственной системе. С практической точки зрения это приводит к тому, что в начале процесса производства по делу о противоправном посягательстве практически невозможно точно определить, является данное деяние только правонарушением или в его составе присутствуют признаки налогового преступления. В связи с этим производство по делам о налоговых правонарушениях должно включать методы, позволяющие получить дополнительную информацию о произошедшем, что невозможно в рамках единого производства по административным правонарушениям.

Как показывает практика, выявление налогового правонарушения в достаточно большом количестве случаев может являться признаком совершения налогоплательщиком налогового преступления (например, такие случаи могут быть выявлены при рассмотрении дела о налоговом правонарушении, связанном с уклонением налогоплательщика от постановки на налоговый учет, непредставление налоговому органу сведений, необходимых для проведения налогового контроля и т.д.). Отсутствие, при использовании единого административного порядка рассмотрения налоговых правонарушений, методов проверки информации по данным позициям может существенно увеличить объем латентной налоговой преступности.

Мировая практика свидетельствует о необходимости объединения норм, регламентирующих порядок взимания налогов и сборов, и норм производства по фактам нарушения налогового законодательства в едином нормативном акте (кодексе). Такое положение характерно как для стран с англосаксонской правовой системой (США), так и для романо-германской правовой системы (Германия).

Все вышеуказанное свидетельствует о нецелесообразности регламентации процесса производства по делам о налоговых правонарушениях в составе КоАП РФ. Необходимо выделение особого вида правонарушений - налогового правонарушения, которое должно быть признано более серьезным проступком по сравнению с административными правонарушениями в сфере налогового законодательства. Нормы, регламентирующие производство по делам о налоговых правонарушениях, должны быть выделены из общей части НК РФ и включены в его третью часть, так называемый Налогово-процессуальный кодекс. Производство по делам о налоговых правонарушениях должно быть максимально приближено к производству по делам о налоговых преступлениях <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. - М.: Изд-во: Юристъ, 2001.

Балакина А.П. , Кваша Ю.Ф., Зрелов А.П. и др. Налоговый кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий общей части. Книга вторая (комментарий статей 69 - 142) / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши - М.: Налоговый вестник, 2003. С. 224 - 228.

Зрелов А.П. Институт административного расследования нарушений налогового законодательства в системе обеспечения налоговой безопасности Российской Федерации // Ломоносов-2003: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам, МГУ им. М.В. Ломоносова 15 - 17 апреля 2003. Сборник тезисов. / Под общ. ред. В.Н. Сидоренко и др. - М.: ТЕИС, 2003. С. 459 - 461.

Зрелов А.П. Современные проблемы налогового, административного, таможенного, уголовного расследования и производства по фактам нарушений в налоговой сфере как фактор необходимости создания единого процессуального законодательства Российской Федерации и совершенствования системы образования в этой сфере // Антикризисное управление в России в современных условиях. Тезисы докладов V Всероссийской молодежной научно-практической конференции. - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2003. С. 139 - 141.

Обращаясь к действующей структуре разд. VI "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение" части первой НК РФ, следует отметить определенное нарушение законодателем логики его построения. Если судить по названию, этот раздел посвящен правовому описанию сущности понятия налогового правонарушения и регламентации системы санкций за их совершение. Данные задачи законодатель достаточно полно решает уже в тексте первых двух глав, входящих в раздел. В одной из них (гл. 15) разъяснены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а в другой (гл. 16) определен перечень их видов и установлена ответственность за их совершение.

В прямое противоречие с провозглашенными задачами комментируемого раздела вступает гл. 17 части первой НК РФ, посвященная процедуре возмещения издержек, связанных с осуществлением налогового контроля. Как известно, возмещение издержек носит компенсационный, а не санкциональный характер. Издержки по своей правовой природе, в отличие от санкций, не являются мерой воздействия на нарушителя. По своему содержанию правовые предписания этой главы были бы более уместны в составе предыдущего раздела общей части НК РФ, посвященного правовому регулированию вопросов, связанных с процедурой проведения налогового контроля.

Таким образом, выделение в тексте общей части НК РФ в форме самостоятельной главы правовых вопросов компенсации издержек и уж тем более включение этой главы в состав раздела, посвященного вопросам налоговой ответственности, является безосновательным. Требование соблюдения существующих правил законодательной техники и законов здравого смысла обуславливают необходимость размещения подобных правовых предписаний в форме обособленной статьи гл. 14 НК РФ, в тексте которой в настоящее время осуществляется комплексное правовое регулирование вопросов проведения налогового контроля. В случае выделения из состава гл. 14 НК РФ норм процессуального характера рассматриваемые нормы могут быть включены в состав новообразованной главы или раздела.

Причиной ряда проблемных вопросов стало и содержание гл. 18, также вошедшей в состав рассматриваемого раздела общей части НК РФ. В тексте этой главы законодатель определяет виды нарушений законодательства о налогах и сборах, совершенных банковскими организациями, а также ответственность за такие нарушения. Следуя общей логике комментируемого раздела, такие нарушения должны быть признаны разновидностью налоговых правонарушений.

В таком случае, исходя из анализа юридических составов предусмотренных НК РФ видов нарушений налогового законодательства, представляется возможным сгруппировать их в зависимости от субъекта нарушения следующим образом:

- правонарушения, совершаемые налогоплательщиками и налоговыми агентами;

- правонарушения, совершаемые организациями и физическими лицами, участвующими в налоговом производстве (процессе) не в качестве налогоплательщиков и налоговых агентов;

- нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

При таком подходе единственной рекомендацией, которую можно дать законодателю, является необходимость перенесения нормативных предписаний ст. 136 НК РФ, в которой определен порядок взыскания с банков штрафов и пеней, в содержание гл. 15, посвященной общим положениям об ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Представленный логически верный и оправданный с точки зрения теории права подход тем не менее вступает в определенное противоречие с некоторыми действующими нормами, вошедшими в состав гл. 15 НК РФ.

В п. 1 ст. 114 НК РФ единственной мерой ответственности за совершение налогового правонарушения названа налоговая санкция. При этом в тексте указанной статьи законодатель дважды устанавливает логическую взаимосвязь между понятием налоговой санкции и правовыми положениями только тех статей, которые вошли в состав гл. 16 НК РФ:

"Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 настоящего Кодекса" (п. 2 ст. 114 НК РФ);

"При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения" (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Следуя логике действующей редакции ст. 114 НК РФ, можно сделать вывод, что раз налоговые санкции, являющиеся единственной формой ответственности за налоговые правонарушения, применяются только в отношении нарушений, содержащихся в гл. 16 НК РФ, то иные виды нарушений, содержащиеся в иных статьях общей части НК РФ, налоговыми не являются.

Подобной позиции в настоящее время придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации, считающий, что содержащиеся в гл. 18 НК РФ нарушения требований налогового законодательства не только выделены в особые составы правонарушений, но и выведены за рамки налоговых правонарушений <6>. На это указывают и сами действующие нормы гл. 18 НК РФ. В настоящее время в тексте ст. 133 и п. 1 ст. 135 НК РФ, входящих в состав гл. 18 общей части Налогового кодекса, законодателем предусмотрена возможность взыскания санкции в форме пени. Это противоречит общим началам ответственности за налоговые правонарушения, поскольку в п. 2 ст. 114 НК РФ санкциями признаются только денежные взыскания в виде штрафов. Кроме того, взыскание санкции в виде пени в бесспорном порядке по инкассовым поручениям налоговых органов, как это предусмотрено в п. 2 ст. 136 НК РФ, противоречит п. 7 ст. 114 НК РФ, согласно которому налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Определение Конституционного суда РФ от 06.12.2001 N 257-О // Российская газета. 2002. 7 фев.

В таком случае правомерен вопрос о целесообразности включения в разд. VI общей части Налогового кодекса РФ, посвященный правовой характеристике налоговых правонарушений, комплекса норм гл. 18, регламентирующих виды нарушений, которые на поверку налоговыми правонарушениями не являются. Остается без ответа и вопрос о правовом статусе подобных нарушений законодательства о налогах и сборах.

По нашему мнению, законодатель включил в состав гл. 18 НК РФ комплекс норм специального действия, предусматривающий специального субъекта ответственности за совершение именно налогового правонарушения - в данной главе субъектами ответственности за совершение налогового правонарушения выступают банки. Эти налоговые нарушения выделены законодателем в состав отдельной главы на основании наличия у субъекта, их совершившего (банка), в сфере налоговых отношений особого правового статуса и специфичности самих налоговых отношений, участником которых является банковская организация.

В случае конкуренции между нормами общего содержания, предусмотренными в гл. 16 НК РФ, и специальной нормой применяется норма специального действия. То есть применительно к ответственности банка подлежат применению соответствующие нормы гл. 18 НК РФ.

При этом предусмотренные в гл. 15 НК РФ общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений применяются ко всем правонарушениям, указанным в гл. 16 и 18 НК РФ.

Наше предположение подтверждается и в п. 1 ст. 106 НК РФ, в тексте которой налоговым правонарушением признается нарушение законодательства о налогах и сборах, за которое НК РФ установлена ответственность, совершенное не только налогоплательщиком, налоговым агентом, но и иными лицами. По нашему мнению, законодателю следует более четко прописать правовой статус нарушений, установленных в гл. 18 НК РФ, и подвергнуть соответствующей корректировке текст ст. 114 НК РФ.

Одновременно законодателю следует пересмотреть сам перечень нарушений, признаваемых налоговыми. На наш взгляд, часть из предусмотренных в гл. 16 и 18 НК РФ видов нарушений имеет не налоговую, а административно-правовую природу. В настоящее время эти нарушения по формальным признакам, установленным в ст. 106 НК РФ, отнесены к категории налоговых правонарушений, и ответственность за их совершение назначается в соответствии с правилами, установленными НК РФ. На самом же деле эти нарушения являются разновидностью административно-правовых правонарушений и процедура ответственности за их совершение должна находиться в компетенции КоАП РФ.

Необходимость пересмотра состава правонарушений тем не менее не может быть расценена в качестве повода для исключения из текста НК РФ всех правовых предписаний, регламентирующих процедуру привлечения к ответственности. Нормы, определяющие состав налоговых правонарушений и особый порядок привлечения к ответственности за их совершение должны быть сохранены именно в тексте НК РФ. Специфика этих нарушений и их правовая природа не позволяют использовать в их отношении правовые процедуры, предусмотренные КоАП РФ. По указанным выше причинам нет оснований и для объединения в тексте КоАП РФ налоговых правонарушений с нарушениями законодательства о налогах и сборах, носящими административный характер.

Среди предусмотренных в настоящее время в гл. 16 и 18 НК РФ видов нарушений, на наш взгляд, именно к категории налоговых правонарушений следует относить:

- нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ);

- уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ);

- непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ);

- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ);

- неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ);

- невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ);

- непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ);

- неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1);

- нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ);

- неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ);

- непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка (ст. 135.1 НК РФ).

По нашему мнению, к числу административных, а не налоговых правонарушений должны быть отнесены:

- нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);

- несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ);

- неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ);

- отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ);

- нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ);

- неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК РФ).

А.П.Зрелов

Налоговый юрист,

преподаватель

Подписано в печать

10.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О применении пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5) >
Вопрос: ...Организация работает по общей системе налогообложения и по вмененке. За прошлый год фирма закрыла ряд договоров, а на всю полученную прибыль для работы магазина розничной торговли были закуплены товары и до сих пор эта сумма находится в обороте. В начале 2005 г. необходимо заплатить налог на прибыль (24%) за 2004 г. Мы не можем заплатить налог, так как все имеющиеся у нас средства вложены в товар. Может быть, есть какой-то выход? ("Налоги и налогообложение", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.