Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об уплате НДС налоговыми агентами ("Налоговый вестник", 2005, N 6)



"Налоговый вестник", 2005, N 6

ОБ УПЛАТЕ НДС НАЛОГОВЫМИ АГЕНТАМИ

1. Налоговые агенты: права и обязанности

Согласно п. 1 ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговыми агентами признаются лица, на которых настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств), а также перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

На основании вышеприведенного определения можно сделать вывод, что налоговые агенты перечисляют в бюджет предусмотренные специальными статьями НК РФ налоги не за счет собственных средств, а за счет средств, удерживаемых из сумм, причитающихся третьим лицам. Налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица.

Согласно п. 3 ст. 24 НК РФ налоговые агенты должны:

- правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять соответствующие налоги в бюджеты или внебюджетные фонды;

- в случае невозможности удержать налог у налогоплательщика письменно сообщать об этом в налоговый орган по месту своего учета в течение одного месяца с указанием суммы такой задолженности налогоплательщика перед бюджетом;

- вести персональный учет выплаченных каждому налогоплательщику доходов и удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов с этих доходов;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

2. Ответственность налоговых агентов

За неисполнение обязанностей, возлагаемых на налоговых агентов налоговым законодательством, они могут быть привлечены к ответственности. Так, за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, последний привлекается к ответственности в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).

Привлечение же налогового агента к ответственности на основании ст. 122 НК РФ невозможно, так как диспозиция данной статьи Кодекса этого не предусматривает (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.12.2003 N А78-2503/03-С2-25/122-Ф02-4166/03-С1).

При этом необходимо подчеркнуть, что в п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" особо указывается на то, что правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в случае, если он имел возможность удержать соответствующую сумму из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. Однако взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом должно производиться независимо от того, была соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика или нет.

В то же время ст. 123 НК РФ не предусмотрена ответственность за нарушение налоговым агентом срока перечисления налога в бюджет. Понятия "неисполнение" и "несвоевременное исполнение" разграничиваются в ст. ст. 116, 119, 126, 129.1, 133, 135 НК РФ, где специально указывается на наступление соответствующей ответственности именно при нарушении срока исполнения соответствующей обязанности. В процессе правоприменительной практики недопустимо расширение сферы действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения. Следовательно, если налоговый агент перечислил удержанный налог несвоевременно, но до вынесения налоговым органом решения о привлечении его к ответственности, действия налогового агента не образуют состава правонарушения, установленного ст. 123 НК РФ. Данное утверждение подкреплено и многочисленной судебной практикой (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2003 N А19-7772/03-45-Ф02-3869/03-С1, ФАС Северо-Западного округа от 13.10.2003 N А56-16610/03 и от 06.05.2004 N А56-35882/03, ФАС Уральского округа от 16.09.2003 N Ф09-2978/03-АК).

В соответствии с п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогового агента на счетах в банках.

Таким образом, налоговые органы имеют право взыскивать с налогового агента сумму удержанного и неперечисленного налога, пеню за задержку перечисления удержанных налогов в бюджет и штраф в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет.

В соответствии с п. 1 ст. 46 НК РФ недоимка и пеня взыскиваются с налогового агента в бесспорном порядке, а штраф - в судебном порядке, предусмотренном ст. 104 НК РФ. Однако такая ответственность может применяться только в случае, если доход или иная сумма были фактически выплачены налоговым агентом налогоплательщику. Ответственность не должна наступать, если налоговый агент начислил доход, но фактически его не выплатил или если у налогового агента не было реальной возможности удержать налог.

Вопрос о возможности взыскания суммы налога и пени с налогового агента в ситуации, когда он должен был и мог удержать соответствующий налог при выплате средств налогоплательщику, но не сделал этого, является спорным. Налоговые органы считают, что это возможно. Однако многие суды не поддерживают их мнение. Так, некоторые судебные органы считают, что в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом. Следовательно, нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов. С налогового агента, не удержавшего сумму налога, не могут быть взысканы ни вышеуказанная сумма налога, ни пени. Взыскание налога за счет средств налогового агента противоречит положениям ст. 8 НК РФ (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2003 N А66-116-03, ФАС Волго-Вятского округа от 16.03.2004 N А28-7597/2003-323/21, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.11.2003 N А33-4258/03-С3-Ф02-3893/03-С1).

За несообщение в течение одного месяца в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика, а также за непредставление в налоговый орган по месту своего учета документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов, к налоговому агенту может быть применена ответственность как по ст. 126 НК РФ (штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ или в размере 5000 руб. за уклонение от представления сведений), так и по ст. 129.1 НК РФ (штраф от 1000 до 5000 руб.).

Если налоговые агенты должны выделять сведения об удержанных суммах налога в соответствующих налоговых декларациях, как это предусмотрено, в частности, для такого налога, как НДС, может возникнуть вопрос: возможно ли применение к налоговому агенту ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ? Судебная практика дает на это отрицательный ответ. В ст. 119 НК РФ предусмотрен только один субъект налоговой ответственности - налогоплательщик. Следовательно, налоговый агент не может привлекаться к ответственности по основаниям, указанным в вышеназванной статье НК РФ. Данной точки зрения придерживаются арбитражные суды практически всех регионов (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.10.2003 N А05-4075/03-227/18, ФАС Центрального округа от 25.02.2004 N А23-2053/03А-15-172, ФАС Волго-Вятского округа от 16.10.2003 N А29-1005/2003А, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.12.2003 N А19-10781/03-15-Ф02-4524/03-С1).

3. Кто является налоговым агентом по НДС

Налоговые агенты по НДС осуществляют расчеты с бюджетом в трех случаях:

- при реализации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации (п. 1 ст. 161 НК РФ);

- при предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду на территории Российской Федерации федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);

- при реализации на территории Российской Федерации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ).

При этом читателям журнала следует иметь в виду, что если лица признаются налоговыми агентами по НДС, то исчислять и уплачивать налог в бюджет обязаны не только плательщики данного налога, но и лица, которые сами не являются плательщиками НДС (например, применяющие специальные режимы налогообложения) или освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании ст. 145 НК РФ. Данное требование содержится в п. 36.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (далее - Методические рекомендации), основанном на положениях п. 2 ст. 161 НК РФ, согласно которым налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

Пример 1. ЗАО "Крокус" арендует у органа местного самоуправления под офис нежилое помещение, являющееся муниципальной собственностью. При этом ЗАО "Крокус" воспользовалось правом на применение упрощенной системы налогообложения и не является в связи с этим плательщиком НДС.

В данной ситуации ЗАО "Крокус" признается налоговым агентом по НДС и обязано уплачивать НДС в бюджет с сумм арендной платы.

Что касается отражения данных сумм в декларации по НДС (в титульном листе и разд. 2.2) и ее представления в налоговый орган, то за невыполнение данного требования ЗАО "Крокус" может быть подвергнуто только минимальной ответственности согласно ст. 126 НК РФ (50 руб.), а не в зависимости от суммы налога, отраженной в декларации, как это предусмотрено ст. 119 НК РФ.

Аналогичная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС Уральского округа от 03.02.2004 N Ф09-38/04-АК, в котором суд указал, что несвоевременное представление деклараций по НДС предпринимателем, который на основании п. 3 ст. 161 НК РФ являлся налоговым агентом по отношению к Комитету по управлению государственным имуществом в связи с арендой муниципального имущества, образовало состав правонарушения, предусмотренного ст. 126 Кодекса, но никак не ст. 119 НК РФ, поскольку согласно данной норме Кодекса ответственность установлена только для налогоплательщиков.

4. Общие принципы исчисления и уплаты НДС

налоговыми агентами

Рассматриваемые в данном разделе настоящей статьи правила являются общими для всех налоговых агентов по НДС вне зависимости от того, при какой из трех возможных ситуаций они приобретают данный статус. Важно отметить, что налоговые агенты должны исчислять и (или) удерживать суммы НДС в налоговом периоде, когда они фактически уплатили (1 и 2-й случаи) или получили (3-й случай) денежные средства, то есть уже с авансов, даже если сам факт реализации соответствующих товаров (работ, услуг) произойдет в следующем налоговом периоде.

Уплата суммы НДС в бюджет осуществляется налоговыми агентами по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ).

На основании общего правила (п. 1 ст. 174 НК РФ) уплата сумм НДС в бюджет должна производиться налоговыми агентами не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть периодом (месяцем или кварталом), в котором была совершена хозяйственная операция и данное лицо приобрело статус налогового агента. Сроки уплаты налога и представления налоговой декларации в налоговые органы совпадают. Однако с 1 января 2004 г. в отношении налоговых агентов, покупающих у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория Российской Федерации, срок уплаты налога законодателями был изменен. В настоящее время данная категория налоговых агентов должна уплачивать НДС одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным лицам (п. 4 ст. 174 НК РФ).

До внесения Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" поправок в ст. 163 НК РФ законодательством не был полностью урегулирован вопрос о том, что является налоговым периодом для налоговых агентов. В первоначальной редакции НК РФ данная статья определяла временные рамки понятия "налоговый период" только для категории плательщиков НДС. В настоящее время эти временные рамки в полной мере распространены и на налоговых агентов. В ситуации, когда налоговый агент является плательщиком НДС, в зависимости от величины его собственной выручки от реализации налоговым периодом признается либо календарный месяц, либо квартал. При этом сумму выручки от реализации для целей применения п. 2 ст. 163 НК РФ следует определять в соответствии с п. 2.2 Методических рекомендаций, в частности без учета операций, осуществляемых налоговыми агентами согласно ст. 161 НК РФ.

Но как быть с налоговым периодом для тех налоговых агентов, которые сами не являются плательщиками НДС? НК РФ не дает прямого ответа на данный вопрос. Однако согласно п. 4 разд. I Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной Приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25, налоговым периодом для всех налоговых агентов, которые сами не являются плательщиками НДС, в любом случае является квартал независимо от размера собственной выручки, полученной налоговым агентом за данный период.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые воспользовались своим правом на освобождение от уплаты НДС согласно ст. 145 НК РФ, но выполняют обязанности налоговых агентов, налоговым периодом также в любом случае является квартал (в отличие от ранее действовавшей редакции, Приказ МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 в настоящее время такого указания не содержит, но принципиально ситуация не изменилась). Здесь вполне уместна аналогия с лицами, не являющимися плательщиками НДС. Ведь у лиц, получивших освобождение, также отсутствует как налоговая база по НДС, так и обязанность по представлению декларации, да и размер их собственной квартальной выручки в любом случае не превышает 1 млн руб.

Пример 2. В продолжение примера 1 допустим, что ЗАО "Крокус" уплачивает арендную плату органу местного самоуправления за офис в течение одного квартала в три срока: в апреле, мае и июне. Выручка ЗАО "Крокус" за апрель превысила 1 млн руб. Таким образом, несмотря на это, налоговым периодом для него, как и для всех налоговых агентов, которые сами не являются плательщиками НДС, является квартал, и перечисление НДС со всех данных сумм уплаченной арендной платы ЗАО "Крокус" должно произвести в бюджет не позднее 20-го июля.

При исчислении суммы НДС налоговый агент использует налоговую ставку, определяемую в соответствии с правилами, установленными п. 4 ст. 164 НК РФ, как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 настоящей статьи Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Иными словами, налоговая ставка в этих случаях устанавливается согласно следующей формуле:

18 : (100 + 18) : 100% или

10 : (100 + 10) : 100%.

Таким образом, расчетные ставки равны 18/118% и 10/110%.

Ранее в этих случаях использовались абсолютные показатели расчетных ставок с округлением до двух знаков после запятой. Однако именно за счет округления при их использовании возникали погрешности при исчислении НДС. Использование же расчетного метода определения ставки налога позволяет производить исчисление НДС в предусмотренных НК РФ случаях ее использования с абсолютной точностью.

Общепринято, что суммы налога, уплачиваемые налоговыми агентами, перечисляются отдельными платежными поручениями. Но может возникнуть вопрос: может ли предприятие, имеющее переплату по НДС, как самостоятельный налогоплательщик производить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по данному налогу, которые должны быть уплачены им в качестве налогового агента?

Согласно правилам ст. 161 НК РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых реальному налогоплательщику, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Учет удержанных от источника налогов осуществляется налоговыми органами в отдельной карточке лицевого счета с признаком "агент по уплате налога" и указанием организации, с которой налог удержан.

В соответствии со ст. 75 НК РФ налоговый орган начисляет пени в случае нарушения налоговым агентом срока исполнения обязанности по удержанию и перечислению налога. Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. В связи с вышеизложенным, по мнению налоговых органов, произвести зачет из переплаты по налогам, уплаченным предприятием - налоговым агентом как налогоплательщиком в уплату платежей другого налогоплательщика, не представляется возможным. Об этом, в частности, говорится в Письмах УМНС России по г. Москве от 03.02.2003 N 24-11/6378 и от 25.10.2002 N 24-11/50951. В противном случае, по их мнению, получилось бы, что налог уплачен за счет собственных средств налогового агента, а не из средств налогоплательщика.

Тот же самый вывод следует и из содержания п. 4 разд. X Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденных Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, согласно которому не производится погашение задолженности по налогам (сборам), если переплата образовалась в карточке лицевого счета того же юридического лица, но как налогового агента, и наоборот. Поэтому, перечисляя НДС в качестве налогового агента отдельным платежным поручением, не следует забывать, что в поле 101 платежного поручения следует указать код "02".

Однако в отдельных случаях налоговые агенты имеют все основания поспорить с таким однозначным выводом. В этом можно убедиться на примере Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2004 N А56-20620/03, согласно которому неотражение налогоплательщиком в платежном поручении на уплату НДС дополнительной информации о том, что часть общей суммы указанного в поручении налога перечисляется им в качестве налогового агента, не привело к образованию недоимки, поскольку налогоплательщик (налоговый агент) в одном платежном поручении перечислял один вид платежей (НДС), на один и тот же код бюджетной классификации, на основании одной налоговой декларации в полном соответствии с Правилами указания информации в поле "Назначение платежа" расчетных документов на перечисление в бюджет налогов.

5. Порядок уплаты НДС при покупке товаров (работ, услуг)

у иностранной организации

Обязанность налогового агента по НДС возникает у организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговом органе Российской Федерации и приобретающих товары (работы, услуги) у иностранных организаций, только при одновременном соблюдении двух следующих условий:

- товары (работы, услуги) приобретаются у иностранного налогоплательщика на территории Российской Федерации;

- иностранный налогоплательщик не состоит на учете в налоговом органе на территории Российской Федерации.

Пример 3. ООО "Корона" приобрело автомобиль у представительства иностранной фирмы, имеющей аккредитацию в Российской Федерации и состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации. В подтверждение этого ООО "Корона" получило от представительства иностранной фирмы копию свидетельства о постановке на налоговый учет в Российской Федерации. Договорная цена автомобиля согласована сторонами в размере 177 000 руб., в том числе НДС 18% - 27 000 руб.

Так как не соблюдено второе из вышеперечисленных условий, то ООО "Корона" в данном случае не будет являться налоговым агентом. ООО "Корона" должно перечислить представительству иностранной фирмы средства в размере полной цены автомобиля, указанной в договоре сторон с учетом НДС, то есть в сумме 177 000 руб.

Пример 4. Между ОАО "Фактория" и иностранной фирмой, не состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации, заключен договор на строительство здания в г. Москве.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ является территория Российской Федерации, поэтому стоимость работ подлежит обложению НДС.

Следовательно, ОАО "Фактория" обязано удержать и перечислить в бюджет НДС из выручки, подлежащей перечислению иностранной фирме.

Сумма НДС удерживается налоговым агентом и уплачивается в бюджет только после фактического осуществления платежа, в том числе и авансового, в пользу иностранного налогоплательщика за реализуемые товары (работы, услуги).

Как правило, расчеты с иностранными организациями осуществляются в иностранной валюте. Выручка же и расходы налогоплательщика в иностранной валюте при определении налоговой базы согласно п. 3 ст. 153 НК РФ пересчитываются в рубли исходя из курса Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов. Согласно Письму МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@ налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом, рассчитывается посредством пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу Банка России на дату реализации товаров (работ, услуг), то есть на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов (в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами) вне зависимости от принятой им самим учетной политики для целей налогообложения.

Суммы НДС, удержанные налоговыми агентами из выручки иностранных организаций и фактически уплаченные ими в бюджет, подлежат вычету у таких налоговых агентов - покупателей товаров (работ, услуг) из общей суммы налога, исчисленной ими как плательщиками НДС по операциям, облагаемым налогом. Такое право налоговых агентов закреплено в п. 3 ст. 171 НК РФ. Право на вышеуказанные вычеты возникает у налогового агента - покупателя только при одновременном соблюдении следующих условий:

- он состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации и является плательщиком НДС;

- товары (работы, услуги) были приобретены им для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;

- стоимость таких товаров (работ, услуг) включается в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

- сумма НДС по данным товарам (работам, услугам) удержана из доходов иностранного лица и фактически уплачена в бюджет.

Начисленные суммы НДС, подлежащие вычету, в бухгалтерском учете налогового агента отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". После фактической уплаты налоговым агентом данных сумм в бюджет они списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС".

В связи с тем что суды в основном придерживаются той точки зрения, что с налогового агента, не удержавшего сумму налога, не могут быть взысканы ни вышеуказанная сумма налога, ни пени, на практике нередко возникали ситуации, при которых российские налоговые агенты пренебрегали своей обязанностью по удержанию и уплате НДС с сумм, удерживаемых из доходов иностранных юридических лиц за приобретенные у них на территории Российской Федерации товары (работы, услуги). Пресечь данное нарушение законодатель решил посредством установления нового порядка уплаты НДС налоговыми агентами. Согласно новой редакции п. 4 ст. 174 НК РФ, принятой Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", уплата НДС в рассматриваемом нами случае должна производиться налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств налогоплательщикам - иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации. При этом банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу налогоплательщиков-нерезидентов, если налоговый агент не представил в банк поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Таким образом, на банки возложена не свойственная им функция налогового контролера, так как они должны в настоящее время четко устанавливать, может ли быть признана местом реализации товаров (работ, услуг) территория Российской Федерации. Сделать это с абсолютной правильностью достаточно сложно, тем более располагая достаточно ограниченным временем. Правда, ответственность банков за невыполнение данного требования пока в НК РФ отсутствует. Ответственность же перед клиентом за неправомерное невыполнение его поручения на перечисление средств со счета и обязанность по возмещению возникших в результате этого убытков клиента вполне реальны и регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). В связи с этим не исключено, что банки, опасаясь именно ответственности, регулируемой нормами ГК РФ, не будут ревностно исполнять обязанность, установленную для них п. 4 ст. 174 НК РФ.

В любом случае, если платеж нерезиденту будет произведен, а НДС в бюджет не будет перечислен, когда обязанность по его перечислению реально существовала, а банк умышленно или неумышленно не заметил этого, ответственность несет налоговый агент. Он может в данной ситуации, с учетом уже сделанных нами выше оговорок, подвергнуться согласно ст. 123 НК РФ штрафу в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению.

Пример 5. Между ЗАО "Викторина", занимающимся торговлей, и французской фирмой, не состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации, заключен договор на оказание последней в качестве исполнителя рекламных услуг.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации данных услуг является территория Российской Федерации, поэтому их стоимость подлежит обложению НДС.

Договорная цена услуг согласована сторонами в размере 11 800 евро.

Данные услуги приняты ЗАО "Викторина" к учету в мае (подписан акт об оказании услуг) при курсе Банка России на эту дату 34 руб. за 1 евро.

Денежные средства исполнителю перечислены в июне, курс евро на дату перечисления средств составил 35 руб. Согласно п. 4 ст. 174 НК РФ сумма НДС, удержанная ЗАО "Викторина" с французской фирмы, перечислена им в бюджет одновременно с перечислением средств французскому исполнителю услуг.

ЗАО "Викторина" обязано удержать и перечислить в бюджет НДС из выручки, подлежащей перечислению иностранному налогоплательщику, в размере 1800 евро (11 800 евро x 18 : 118 x 100%).

Бухгалтер ЗАО "Викторина" должен сделать следующие проводки:

май

Д-т 44 К-т 60 - 340 000 руб. (10 000 евро x 34 руб.) - стоимость рекламных услуг включена в состав своих издержек обращения;

Д-т 19 К-т 60 - 61 200 руб. (1800 евро x 34 руб.) - выделен НДС, удерживаемый со стоимости рекламных услуг;

июнь

Д-т 60 К-т 52 - 350 000 руб. (10 000 евро x 35 руб.) - французской фирме оплачена стоимость рекламных услуг за вычетом удержанного НДС;

Д-т 60 К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", - 63 000 руб. (1800 евро x 35 руб.) - удержан НДС со стоимости услуг французской фирмы;

Д-т 91 К-т 60 - 10 000 руб. [10 000 руб. x (35 руб. - 34 руб.)] - начислена курсовая разница в части стоимости услуг без включения НДС;

Д-т 19 К-т 60 - 1800 руб. [1800 руб. x (35 руб. - 34 руб.)] - начислена суммовая разница в части НДС;

Д-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 51 - 63 000 руб. (1800 руб. x 35 руб.) - удержанный НДС со стоимости услуг французской фирмы перечислен в бюджет;

Д-т 19 К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", - 63 000 руб. - фактически уплаченный НДС по затратам на рекламу предъявлен к вычету.

Если мы предположим, что сумма НДС, удержанная ЗАО "Викторина" с французской фирмы, была перечислена в бюджет только в июле, то есть с нарушением сроков уплаты, установленных НК РФ, и обслуживающий банк допустил совершение данного нарушения, то право на зачет данной суммы возникнет у ЗАО "Викторина" также только в июле. В этом случае последние две проводки: Д-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 51 и Д-т 19 К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", на сумму 63 000 руб. - бухгалтер ЗАО "Викторина" также должен будет сделать в июле, а не в июне.

Однако суммы налога, уплаченные за иностранного налогоплательщика налоговым агентом, не всегда могут быть предъявлены последним к вычету. В ряде случаев они должны быть учтены в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ данное правило применяется в случаях приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов:

- используемых для операций по производству и (или) реализации (в том числе для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

- используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

- используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;

- лицами, не являющимися плательщиками НДС, либо лицами, пользующимися освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате НДС.

Пример 6. Российская страховая компания ЗАО "Гарантия" оплатила английской фирме стоимость консультационных услуг по различным вопросам международного страхования. НДС с доходов, подлежащих перечислению английской фирме, был удержан и уплачен в бюджет. Договорная цена услуг согласована сторонами в размере 1180 евро.

ЗАО "Гарантия" обязано удержать и перечислить в бюджет НДС из выручки, подлежащей перечислению иностранному налогоплательщику, в размере 180 евро (1180 евро x 18 : 118 x 100%).

В соответствии с пп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ страховая деятельность не облагается НДС. Таким образом, сумма уплаченного в бюджет НДС с доходов, полученных английской фирмой, не подлежит вычету, а включается в себестоимость страховых услуг, как и сумма средств, непосредственно перечисленных английской фирме.

Данные услуги приняты ЗАО "Гарантия" к учету в мае (подписан акт об оказании услуг) и в тот же день оплачены. Соответственно, НДС в бюджет также перечислен в этот же день. Курс евро на эту дату составил 34,80 руб.

Бухгалтер ЗАО "Гарантия" должен сделать следующие проводки:

май

Д-т 26 К-т 60 - 41 064 руб. (1180 евро x 34,80 руб.) - стоимость консультационных услуг включена в себестоимость;

Д-т 60 К-т 52 - 34 800 руб. (1000 евро x 34,80 руб.) - английской фирме оплачена стоимость консультационных услуг за вычетом удержанного НДС;

Д-т 60 К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", - 6264 руб. (180 евро x 34,80 руб.) - удержан НДС со стоимости услуг английской фирмы;

Д-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 51 - 6264 руб. - удержанный НДС со стоимости услуг английской фирмы перечислен в бюджет.

Если российская организация, являющаяся налоговым агентом, по какой-либо причине не удержала НДС с выручки, полученной иностранным налогоплательщиком от реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а затем самостоятельно обнаружила свою ошибку и во избежание конфликтов с налоговыми органами уплатила сумму НДС в бюджет за счет собственных средств, то она также не имеет права на предъявление данной суммы налога к вычету, так как согласно п. 3 ст. 171 НК РФ право на налоговые вычеты применяется плательщиком НДС, являющимся налоговым агентом, если он удержал и уплатил налог из доходов иностранного налогоплательщика.

На практике возможны ситуации, при которых расчет с иностранным налогоплательщиком за приобретенные у него на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) производится не денежными средствами, а путем встречной передачи ему ценных бумаг, товаров (работ, услуг), иного имущества. Произведение же расчетов с бюджетом посредством передачи имущества в натуре НК РФ не предусмотрено. Поэтому если расчеты между налоговым агентом и иностранным лицом по их взаимной договоренности производятся без использования денежных средств, обязанность по удержанию и перечислению НДС у налогового агента отсутствует. Данная точка зрения подтверждается судебной практикой (см. п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Пример 7. Между ООО "Магнолия" и австрийской фирмой, не состоящей на учете в налоговом органе Российской Федерации, заключен договор на оказание последней в качестве исполнителя консультационных услуг. Согласно условиям контракта в качестве оплаты за услуги ООО "Магнолия" поставляет австрийской фирме свои товары.

Так как расчеты между ООО "Магнолия" и австрийской фирмой производятся без использования денежных средств, то обязанность по удержанию и перечислению НДС у российской организации отсутствует.

Вместе с тем в вышеуказанной ситуации ООО "Магнолия" как налоговый агент обязано в течение одного месяца с даты проведения с иностранным налогоплательщиком расчета (в том числе даже частичного) письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о сумме задолженности данного налогоплательщика - австрийской фирмы.

Поскольку форма, по которой налоговый агент обязан сообщать о сумме задолженности налоговому органу, законодательно не утверждена, налоговый агент вправе применять произвольную форму, в которой следует указать источник выплаты дохода, дату выплаты дохода, причины невозможности удержания и сумму самого неудержанного налога. При этом следует отметить, что неудержание с доходов иностранных налогоплательщиков НДС (при расчете с ними полностью по цене, указанной в договоре) без использования денежных средств является крайне невыгодным вариантом для российских организаций, производящих товары (работы, услуги), облагаемые НДС. Абсолютная сумма расходов налогового агента остается такой же, только он теряет право на вычет НДС, так как фактической уплаты НДС в бюджет не происходит. При денежной же форме расчетов иностранный контрагент получает меньшую сумму, а сумма уплаченного налоговым агентом НДС за счет иностранного контрагента уменьшает сумму НДС, подлежащую перечислению налоговым агентом как самостоятельным налогоплательщиком в бюджет с его собственной реализации.

6. Порядок уплаты НДС при аренде государственного

(муниципального) имущества

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ обязанность налогового агента по НДС возникает у лиц, арендующих на территории Российской Федерации у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и муниципальное имущество. В этом случае налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база устанавливается налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Уплата суммы налога, удержанной налоговым агентом из доходов, выплачиваемых арендодателю, производится налоговым агентом по месту своего учета в налоговом органе, то есть по месту государственной регистрации организации, признанной налоговым агентом.

Читателям журнала необходимо иметь в виду, что вышеприведенный порядок уплаты НДС имеет силу только в случае, если арендодателем является непосредственно орган государственной власти и управления Российской Федерации или орган местного самоуправления. При сдаче первым арендатором федерального или муниципального имущества в субаренду НДС с доходов по субаренде исчисляется субарендодателем в общеустановленном порядке. Субарендатор перечисляет денежные средства непосредственно субарендодателю, который исчисляет с полученного дохода НДС. Одновременно субарендодатель выполняет обязанность по уплате НДС в качестве налогового агента.

Пример 8. ООО "Мустанг" арендует под офис помещение у Комитета по управлению государственным имуществом. Сумма ежемесячной арендной платы установлена в размере 10 000 руб. без учета НДС. Таким образом, сумма платы с учетом НДС составляет 11 800 руб. Платежи производятся ежемесячно.

ООО "Мустанг" ежемесячно начисляет с суммы арендной платы НДС в размере 1800 руб. (11 800 руб. x 18 : 118 x 100%) и в этом же месяце уплачивает его в бюджет.

При этом ООО "Мустанг" сдает часть площадей вышеуказанного помещения в субаренду ООО "Гейзер". Арендная плата по договору субаренды с ООО "Гейзер" составляет 5900 руб. в месяц, в том числе НДС - 900 руб.; ее уплата осуществляется также ежемесячно.

Налоговым периодом по НДС для ООО "Мустанг" является месяц.

Бухгалтер ООО "Мустанг" при соблюдении договорных условий по срокам оплаты должен ежемесячно оформлять следующие проводки:

Д-т 26 К-т 60 - 10 000 руб. - стоимость аренды включена ООО "Мустанг" в себестоимость своих работ (услуг);

Д-т 19 К-т 60 - 1800 руб. - выделен НДС с платы за аренду;

Д-т 60 К-т 51 - 10 000 руб. - уплачена арендная плата за месяц Комитету по управлению государственным имуществом;

Д-т 60 К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", - 1800 руб. - начислен НДС со стоимости арендной платы;

Д-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 51 - 1800 руб. - начисленный с арендной платы НДС перечислен в бюджет;

Д-т 19 К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", - 1800 руб. - фактически уплаченный налоговым агентом НДС принят к вычету;

Д-т 62 К-т 90, субсчет "Выручка", - 5900 руб. - начислена арендная плата от ООО "Гейзер";

Д-т 90, субсчет "НДС", К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", - 900 руб. - начислен НДС с арендной платы от ООО "Гейзер";

Д-т 51 К-т 62 - 5900 руб. - получена ежемесячная арендная плата от ООО "Гейзер".

Арендная плата может уплачиваться арендатором авансом сразу за несколько налоговых периодов. В этом случае в каждом конкретном налоговом периоде принятие НДС к вычету возможно только в сумме, уплаченной налоговым агентом в бюджет, которая относится к величине арендной платы, подлежащей списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения. Таким образом, налогоплательщик, выступающий в роли налогового агента, регистрирует в книге продаж начисленную и уплаченную сумму НДС полностью в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. Данная сумма отражается в книге покупок только в части арендного платежа, который подлежит включению в этом отчетном периоде в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, и, соответственно, только в вышеуказанной доле подлежит возмещению из бюджета НДС. На это обращается внимание в Разъяснениях МНС России от 14.04.2003 N 03-1-08/1139/26-Н309, на которые ссылается УМНС России по г. Москве в Письме от 10.09.2003 N 24-11/49353.

Пример 9. ООО "Мустанг" арендует под офис помещение у Комитета по управлению государственным имуществом. Сумма ежемесячной арендной платы установлена в размере 10 000 руб. без учета НДС. Таким образом, сумма платы с учетом НДС составляет 11 800 руб.

ООО "Мустанг" в январе произвело авансовый платеж по арендной плате за 6 месяцев в сумме 70 800 руб.

Налоговым периодом по НДС для ООО "Мустанг" является месяц.

Бухгалтер ООО "Мустанг" должен в январе начислить НДС с суммы авансового платежа по аренде в размере 10 800 руб. (70 800 x 18 : 118 x 100%) и уплатить его в бюджет в срок не позднее 20 февраля.

При уплате в феврале данной суммы в бюджет к зачету могут быть предъявлены следующие суммы: в феврале - 3600 руб. (за январь - февраль), а в марте, апреле, мае и июне - по 1800 руб. ежемесячно.

При оказании услуг государственными унитарными предприятиями или государственными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества либо имущества субъектов Российской Федерации на основе договора аренды, заключенного между арендатором и балансодержателем - унитарными предприятиями или учреждениями (то есть организациями, не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) без участия органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления (арендодателя), уплату НДС в бюджет осуществляет непосредственно арендодатель (балансодержатель) вне зависимости от того, куда перечисляет арендатор арендную плату - на счет балансодержателя имущества, в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства. В данном случае арендодатель (балансодержатель) уплачивает с выручки от реализации услуг по аренде в бюджет НДС в качестве обычного налогоплательщика, а функции налогового агента в данном случае не возлагаются вообще ни на кого.

7. Порядок уплаты НДС при реализации конфискованного

и бесхозяйного имущества, кладов и скупленных ценностей,

а также ценностей, перешедших к государству

по праву наследования

В этих случаях налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию вышеуказанного имущества. Специализированной организацией по реализации конфискованного имущества является Российский фонд федерального имущества, который, в свою очередь, может на конкурсной основе привлечь юридических и физических лиц к реализации конфискованного имущества.

Налоговая база при этом определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров).

Принципы исчисления и уплаты налоговыми агентами налога в этих случаях практически аналогичны порядку в двух других случаях исполнения организациями роли налогового агента по НДС, рассмотренному выше. НДС должен быть начислен и уплачен в бюджет при любом получении, в том числе и в виде аванса, налоговым агентом средств за реализуемые конфискованное и бесхозяйное имущество, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие к государству по праву наследования.

Отличием же данного случая исполнения обязанностей налогового агента по НДС от других случаев является то, что такие налоговые агенты не имеют права на включение в налоговые вычеты сумм налога, уплаченных по этим операциям (см. абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ).

8. Особенности применения налоговыми агентами счетов-фактур

НК РФ и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, напрямую не обязывают налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов по НДС, выписывать какие-либо счета-фактуры и регистрировать их в книге покупок и в книге продаж. Статья 169 НК РФ, посвященная счетам-фактурам, предусматривает их обязательное составление непосредственно налогоплательщиком. Более того, буквальное прочтение п. 1 ст. 172 НК РФ позволяет нам сделать вывод о том, что вычет сумм НДС, удержанных налоговыми агентами в порядке, предусмотренном ст. 161 НК РФ, и перечисленных ими в бюджет, производится без счетов-фактур на основании любых иных документов, подтверждающих факт удержания и уплаты налога.

Вместе с тем вся система налогового учета по НДС построена на принципе формирования данных книги покупок и книги продаж на основании полученных и выставленных налогоплательщиком счетов-фактур, а уже данные этих книг служат основанием для заполнения налоговых деклараций по НДС (определения сумм НДС к начислению и вычету). Исходя из этого налоговые органы и после вступления в силу гл. 21 НК РФ придерживаются точки зрения о необходимости составления счетов-фактур налоговыми агентами для обоснования ими права на налоговый вычет (п. 36.1 Методических рекомендаций).

Поэтому во избежание возникновения спорных ситуаций с налоговиками налогоплательщикам, выступающим в роли налоговых агентов, целесообразно выписывать счета-фактуры и руководствоваться рекомендациями по порядку их применения, содержащимися в Письмах Госналогслужбы России от 23.05.1997 N ПВ-6-03/393 "О счетах-фактурах" и от 20.03.1997 N ВЗ-2-03/260 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества".

Для тех же налоговых агентов, которые готовы поспорить по данному вопросу с налоговиками, отметим еще один момент. Их право на зачет в таких ситуациях сумм НДС без наличия счетов-фактур было недавно подтверждено и Конституционным Судом Российской Федерации. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О, в частности, указано на то, что при аренде государственного или муниципального имущества органы государственной власти и управления Российской Федерации, органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - в отличие от других арендодателей (частных лиц) - не выписывают счета-фактуры; в связи с этим возникает проблема получения арендатором такого имущества вычета по НДС, уплаченному им как налоговым агентом, поскольку отсутствие счета-фактуры рассматривается налоговыми органами как формальное препятствие для его осуществления. Тем самым создается существенно разный налоговый режим аренды имущества различных форм собственности, а операции по аренде государственного или муниципального имущества подвергаются налоговой дискриминации. Следовательно, арендатор государственного и муниципального имущества вправе получить вычеты по НДС на основании документов, подтверждающих уплату НДС, то есть без счетов-фактур. Такой вывод полностью правомерен и для случая исполнения функций налогового агента лицами, приобретающими товары (работы, услуги) у иностранных организаций.

В случае же реализации организациями конфискованного и бесхозного имущества, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших к государству по праву наследования, бесспорно действует обычный порядок составления и выдачи счетов-фактур.

С.М.Рюмин

Финансовый директор

ООО "Консультационно-аудиторская фирма

"ИНВЕСТАУДИТТРАСТ"

Подписано в печать

05.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения средств целевого бюджетного финансирования ("Налоговый вестник", 2005, N 6) >
Статья: О налогообложении производных финансовых инструментов ("Налоговый вестник", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.