Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О привлечении частных нотариусов к уголовной ответственности за уклонение от уплаты НДС ("Налоговый вестник", 2005, N 6)



"Налоговый вестник", 2005, N 6

О ПРИВЛЕЧЕНИИ ЧАСТНЫХ НОТАРИУСОВ К УГОЛОВНОЙ

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НДС

В ходе реформирования уголовного законодательства, предусматривающего ответственность налогоплательщиков за совершение налоговых преступлений, у правоприменителей возникают вопросы, касающиеся как непосредственно уголовно-правовой квалификации составов налоговых преступлений, так и определения круга субъектов, привлечение которых к уголовной ответственности возможно в соответствии с действующим законодательством.

Одной из категорий налогоплательщиков, налоговый статус которых до настоящего времени четко не определен, являются частные нотариусы.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под индивидуальными предпринимателями понимаются:

а) физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

б) частные нотариусы;

в) адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.

Возникает вопрос: можно ли для целей налогообложения приравнивать частного нотариуса к индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица (далее - ПБОЮЛ)?

Попробуем разобраться в данной ситуации на примере. Инспекцией МНС России по г. Н. была проведена проверка частного нотариуса Колосковой Н.С. по вопросам правильности начисления, удержания, уплаты и перечисления налога на доходы физических лиц за 2001 - 2002 гг., налога с продаж с 1 июля 2001 г. по 31 декабря 2002 г., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 г.

Согласно акту выездной налоговой проверки и решению о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения частный нотариус Колоскова Н.С. уклонилась от уплаты налогов и сборов на сумму 215 914 руб. посредством непредставления деклараций по НДС и налогу с продаж.

В письменном возражении по акту выездной налоговой проверки частный нотариус Колоскова Н.С. указала на то, что не являлась индивидуальным предпринимателем и не была обязана уплачивать данные налоги.

По причине того что сумма уклонения от уплаты налогов превысила минимальный размер, установленный в примечании к ст. 198 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), материал в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С. был направлен в подразделение по налоговым преступлениям для изучения и принятия решения в соответствии со ст. ст. 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

Однако сотрудником отдела по борьбе с налоговыми преступлениями было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с неопределенностью норм налогового законодательства, что могло повлечь неправильное применение закона. Таким образом, в возбуждении уголовного дела в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С. было отказано по основаниям пп. 2 п. 1 ст. 24 УПК РФ (за отсутствием в деянии состава преступления).

Рассмотрим позицию каждой из сторон более подробно.

Позиция налогового органа. Согласно акту выездной налоговой проверки частный нотариус Колоскова Н.С. не включила в налоговую базу для исчисления НДС суммы превышения между размером тарифа, взимавшегося частным нотариусом, и размером государственной пошлины, уплачивавшейся в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" за аналогичные нотариальные действия, - в размере 895 528 руб., полученные за совершение нотариальных действий, плата за которые взималась по тарифам, определявшимся по соглашению с клиентами и превышавшим размер государственной пошлины.

По результатам проверки было принято решение привлечь частного нотариуса Колоскову Н.С. к налоговой ответственности, предусмотренной:

а) п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, неправомерного бездействия - в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм НДС, налога с продаж, налога на доходы физических лиц, единого социального налога;

б) п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - в виде штрафа в размере 30% сумм НДС и налога с продаж, подлежавших уплате на основе этих деклараций, и 10% сумм этих налогов, подлежавших уплате на основе этих деклараций, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

Позиция налогоплательщика. В своих письменных возражениях по акту выездной налоговой проверки, представленных на основании пп. 7 п. 1 ст. 21 и ст. 100 НК РФ, частный нотариус Колоскова Н.С. отметила, что она не согласна с выявленными фактами, отраженными в вышеуказанном документе.

По ее мнению, выводы, содержавшиеся в акте, являлись надуманными, бездоказательными, не соответствовавшими реальному положению вещей и противоречившими налоговому законодательству по следующим основаниям.

1. В ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее - Основы законодательства о нотариате) определено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством или какой-либо иной, не запрещенной законом экономической деятельностью и не преследует цели извлечения прибыли. На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в порядке, установленном ст. ст. 2, 3 Основ законодательства о нотариате, гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальные действия совершаются в Российской Федерации в соответствии с Основами законодательства о нотариате. Законодательством Российской Федерации установлено, что нотариусы обладают при совершении нотариальных действий равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

2. Деятельность занимающихся частной практикой нотариусов, которые на профессиональной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично-правовой статус нотариусов.

Взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не договорную, а публично-правовую основу.

Согласно ст. 22 Основ законодательства о нотариате (в ред., действовавшей до 01.01.2005) за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным Законом РФ "О государственной пошлине". За выполнение вышеуказанных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между лицом, обратившимся к нотариусу, и нотариусом.

Публично-правовые задачи обязывают как государственных, так и частных нотариусов обеспечивать в установленных законом случаях льготное или бесплатное юридическое обслуживание социально незащищенных граждан, а также юридических лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины.

В постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно указывалось, что деятельность частных нотариусов является особой юридической деятельностью, осуществляемой от имени государства, и ее никак нельзя рассматривать как производство продукции (работ, услуг) или передачу права собственности на товар; она не является также реализацией работ или услуг.

Результаты совершения нотариального действия не могут потребляться в процессе его совершения, поскольку правовые последствия, связанные с нотариальной деятельностью, наступают после его совершения. Из этого следует, что частные нотариусы не являются индивидуальными предпринимателями, а совершаемые ими от имени Российской Федерации действия направлены на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Осуществление нотариусом нотариальных действий от имени государства не может быть признано реализацией товаров (работ, услуг), то есть не может являться объектами налогообложения, установленными ст. ст. 146, 349 НК РФ, а также ст. 2 Закона Н-ской области "О налоге с продаж".

Таким образом, на основании действовавшего законодательства налог с продаж не должен был применяться к частным нотариусам.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, не являются плательщиками НДС по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует целей извлечения прибыли. Конституционный Суд Российской Федерации в п. 4 мотивировочной части Постановления от 23.12.1999 N 18-П также констатировал, что нотариальная деятельность не только не является предпринимательством, но равно не относится и к какой-либо иной, не запрещенной законом экономической деятельности и не преследует целей извлечения прибыли.

Нотариальные действия совершаются от имени государства, что гарантирует доказательную силу и публичное признание нотариально оформленных документов (см. ст. 1 Основ законодательства о нотариате и п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19.05.1998 N 15-П).

Статьей 1 Основ законодательства о нотариате определено, что нотариальные действия совершаются как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой. При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и исполняют одинаковые обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют равную юридическую силу (ст. 2 Основ законодательства о нотариате). Поскольку нотариальная деятельность нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, не облагается НДС, то взимание данного налога по деятельности частных нотариусов будет нарушать признанное законом равенство условий нотариальной деятельности, независимо от того, кем она осуществляется. Результаты совершения и материальное выражение нотариального действия не соответствуют понятию и признакам объекта обложения НДС в рамках ст. ст. 38 и 146 НК РФ. Результаты совершения нотариального действия не могут потребляться в процессе его совершения, поскольку правовые последствия, связанные с нотариальным действием, наступают только после его совершения. Что касается материального выражения нотариального действия (в виде проставления печатей, удостоверительных надписей, записей в реестре частнопрактикующего нотариуса и пр.), то оно реализуется не для удовлетворения каких-либо потребностей организации и (или) физического лица, а для обеспечения публичного (государственного) признания документа (нотариального акта). Исходя из определенного НК РФ объекта обложения НДС МНС России были разработаны и утверждены форма декларации по налогу на добавленную стоимость (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 27.11.2000 N БГ-3-03/407) и форма заявления на освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 29.01.2001 N БГ-3-03/23).

Однако, принимая во внимание публично-правовой статус нотариальной деятельности, эти документы совершенно неприемлемы для нотариусов, поскольку по своему содержанию они ориентированы исключительно на предпринимательскую деятельность (аналогично ситуации с заполнением счетов-фактур). С учетом вышеизложенных обстоятельств не представляется возможным отнести юридическое обслуживание населения и организаций, осуществляемое нотариусом, к работам и услугам, являющимся объектом налогообложения и отражающим по правовой природе экономическую деятельность субъекта, основанную на гражданско-правовых отношениях.

Отнесение в ст. 11 НК РФ частных нотариусов к индивидуальным предпринимателям не означает установления автоматически одинакового порядка налогообложения для индивидуальных предпринимателей и для частных нотариусов. Подтверждением этого являются положения п. 2 ст. 48 и ст. 227 НК РФ, предусматривающие разный порядок привлечения к ответственности и исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов вышеуказанных лиц.

Вышеизложенное дает основание полагать, что нотариусы в силу специфики своей деятельности не могут являться плательщиками НДС и не должны вести какую-либо документацию, связанную с исчислением, уплатой этого налога и выдачей счетов-фактур.

4. Частный нотариус является физическим лицом, поэтому налогообложение его доходов осуществляется в соответствии с положениями, закрепленными в НК РФ.

В связи с этим вывод проверяющего лица налогового органа о том, что занижение налоговой базы для исчисления налога на доходы физических лиц имело место, и аргументация этого факта тем, что налогоплательщик был обязан производить расчет амортизационных отчислений, а не учитывать в качестве расходов в полном объеме стоимость приобретенного имущества для осуществления нотариальной деятельности, не соответствовали не только налоговому законодательству, но и положениям бухгалтерского учета.

Физические лица не могут иметь основные средства или основные фонды (амортизируемое имущество), на которые начисляются амортизационные отчисления, с включением затрат, связанных с приобретением этого имущества, в состав расходов.

Таким образом, в случае частного нотариуса Колосковой Н.С. отсутствовало событие налогового правонарушения, что исключало применение по отношению к этому нотариусу каких-либо налоговых санкций в виде взыскания недоимки, пени и штрафа.

Кроме того, подсчет тарифов проверяющим был произведен произвольно, без учета норм и правил, а также сложившейся практики взыскания тарифов в нотариальной деятельности.

Позиция ревизорского подразделения органов внутренних дел. В акте об исследовании документов о налоговых правонарушениях в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С., составленном ревизорским подразделением органа внутренних дел, содержалась ссылка на п. 2 ст. 11 НК РФ, в соответствии с которым индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы.

На основании данной правовой нормы был сделан вывод о том, что для целей налогообложения частные нотариусы приравнены к индивидуальным предпринимателям.

Кроме того, в акте были зафиксированы следующие нарушения:

- занижение налогооблагаемой базы по единому социальному налогу на сумму 32 178 руб., что повлекло занижение единого социального налога на сумму 644 руб.;

- занижение налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму 32 178 руб., что повлекло занижение налога на доходы физических лиц на сумму 4183 руб.;

- неисчисление и неуплата в бюджет НДС за период 2001 - 2002 гг., а также непредставление налоговых деклараций в налоговые органы;

- невключение в налоговую базу для исчисления НДС сумм превышения между размером тарифа, взимаемого частным нотариусом, и размером государственной пошлины, уплачивавшейся в соответствии с Законом РФ "О государственной пошлине" за аналогичные нотариальные действия, - в размере 895 528 руб., полученных за совершение нотариальных действий, плата за которые взималась по тарифам, определявшимся по соглашению с клиентами, превышавшим размер государственной пошлины; в результате этого сумма НДС за период 2001 - 2002 гг. составила 173 341 руб.;

- неисчисление и неуплата в бюджет за период с июля 2001 г. по декабрь 2002 г. налога с продаж в размере 37 746 руб. в результате занижения налоговой базы на 894 103 руб., а также непредставление в налоговые органы декларации по налогу с продаж.

По результатам исследования были сделаны следующие выводы:

1) установлена неуплата (неполная уплата) частным нотариусом Колосковой Н.С. в проверяемом периоде в бюджет налогов в размере 215 914 руб.;

2) доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежащих уплате сумм налогов в соответствии со ст. 198 УК РФ.

Итоговая процессуальная оценка материала. Оперуполномоченным по линии налоговых преступлений при ГУВД Н-ской области по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, поступивших из налоговой инспекции в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С., было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по следующим основаниям.

В ходе проверки было установлено, что частный нотариус Колоскова Н.С. уклонилась от уплаты налогов посредством неподачи деклараций по НДС и налогу с продаж.

После вынесения акта выездной налоговой проверки частный нотариус Колоскова Н.С. представила письменное возражение. По результатам выездной налоговой проверки было вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы и других неправомерных действий. В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели. Причем для целей налогообложения в п. 2 ст. 11 НК РФ дано специальное понятие "индивидуальные предприниматели", под которыми подразумеваются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Таким образом, частные нотариусы подпадают под понятие плательщиков НДС.

В процессе проверки материала был опрошен и.о. начальника отдела работы с налогоплательщиками ИМНС России по г. Н., который пояснил, что за период с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. частный нотариус Колоскова Н.С. не представляла декларации по НДС и налогу с продаж.

Опрошенная Колоскова Н.С. пояснила, что являлась нотариусом с 1994 г., а частным нотариусом стала с 1997 г. и что не подавала декларации по НДС и налогу с продаж, так как не считает себя плательщиком данных налогов.

Однако, по мнению проверяющих, умысел на совершение преступления частным нотариусом Колосковой Н.С. доказывался тем, что в соответствии со ст. 24 Основ законодательства о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. При этом в п. 2 ст. 23 Основ законодательства о нотариате говорится о том, что денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей, поступают в собственность нотариуса.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 116-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации" под индивидуальными предпринимателями понимаются в том числе частные нотариусы. При этом вышеуказанное Определение признает частных нотариусов наряду с индивидуальными предпринимателями плательщиками НДС и единого социального налога.

В ходе документальной проверки налоговых правонарушений частного нотариуса Колосковой Н.С. было определено, что документы из налоговой инспекции были представлены в полном объеме и установлена неуплата (неполная уплата) в проверяемом периоде в бюджет налогов в размере 215 914 руб.

Сумма доначисленных налогов в общей сумме начисленных налогов составила 36,50%. Доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышала 10% подлежавших уплате сумм налогов в соответствии с п. 1 ст. 198 УК РФ.

На основании вышеизложенного материалы проверки в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С. были направлены в Главное следственное управление при ГУВД Н-ской области для уголовно-правовой оценки.

Было также проведено дополнительное исследование документов, свидетельствовавших о налоговых правонарушениях частного нотариуса Колосковой Н.С., так как согласно п. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекли два года. Следовательно, за период деятельности частного нотариуса Колосковой Н.С. с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2002 г. истекли сроки уголовного преследования.

В то же время ст. 1 Основ законодательства о нотариате определяет, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует извлечения прибыли; согласно ст. 12 Основ частный нотариус наделяется полномочиями приказом Минюста России, что не требует государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В данном случае очевидна неопределенность норм налогового законодательства, что может повлечь неправильное применение закона.

Кроме того, следствием была изучена правоприменительная практика по вопросам уплаты частными нотариусами НДС и налога с продаж. Общие принципы налогообложения, их развитие и толкование нашли отражение в решениях различных судебных инстанций: в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.2002 N 116-О, где правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей, а также в решении районного суда, в котором действия налоговой инспекции по привлечению к налоговой ответственности за неполную уплату сумм налога и непредставление деклараций по налогу с продаж были признаны недействительными и не подлежали исполнению.

На основании вышеизложенного было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного п. 1 ст. 198 УК РФ, по основаниям пп. 2 п. 1 ст. 24 УПК РФ, в отношении частного нотариуса Колосковой Н.С.

Данный материал был направлен в порядке надзора в прокуратуру Н-ской области, однако решение по нему принято не было.

Итоговая оценка ситуации. Однако, по нашему мнению, решение налоговой инспекции о совершении налогового правонарушения частным нотариусом Колосковой Н.С. и об уклонении от уплаты налогов на общую сумму 215 914 руб. было принято в соответствии с налоговым законодательством, а постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по причине отсутствия в действиях Колосковой Н.С. состава преступления подлежало отмене по следующим основаниям.

1. Несмотря на то что ст. 1 Основ законодательства о нотариате, на которую ссылались частный нотариус Колоскова Н.С. и должностное лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определяет, что нотариальная деятельность не является предпринимательской и не преследует извлечения прибыли, а согласно ст. 12 Основ частнопрактикующий нотариус наделяется полномочиями приказом Минюста России, что не требует государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в законодательстве о налогах и сборах и в судебной практике применяется принципиально иной подход к определению статуса нотариуса.

2. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" говорится о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ, и подлежат применению в соответствии с частью первой настоящего Кодекса.

Следовательно, применительно к правоотношениям по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации надлежит руководствоваться только законодательством о налогах и сборах, в круг которого Основы законодательства о нотариате не входят.

3. В п. 2 ст. 11 НК РФ частные нотариусы включены в целях налогообложения в перечень индивидуальных предпринимателей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 06.06.2002 N 116-О разъяснил, что положения ст. 11 НК РФ свидетельствуют о том, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие "индивидуальные предприниматели", употребляются в специальном значении, исключительно для целей настоящего Кодекса, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием "индивидуальные предприниматели", частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В НК РФ определение "индивидуальный предприниматель" имеет специальное терминологическое значение и используется для применения исключительно в целях налогообложения.

Следовательно, исключительно в целях налогообложения частные нотариусы имеют статус индивидуальных предпринимателей.

4. Согласно законодательству о налогах и сборах налогообложению подлежат лица, имеющие статус налогоплательщика, если возникает объект налогообложения и если этим лицам не предоставлены законодательством о налогах и сборах льготы по налогам и сборам.

В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Согласно ст. 11 НК РФ к физическим лицам - налоговым резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Статья 209 НК РФ определяет объект налогообложения, в частности, как доход, полученный от источников в Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 208 НК РФ вознаграждение за оказанные услуги относится к доходам от источников в Российской Федерации (частный нотариус Колоскова Н.С., несомненно, является налоговым резидентом Российской Федерации).

В ст. 217 НК РФ приведен перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения); доходы частного нотариуса в данный список не включены.

5. Как указано в ст. 143 НК РФ, плательщиками НДС являются организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектом обложения НДС, в частности, является реализация услуг на территории Российской Федерации.

Согласно пп. 17 п. 2. ст. 149 НК РФ услуги, оказываемые уполномоченными на то органами, за которые взимается, например, государственная пошлина, налогообложению не подлежат. Однако в случае получения частными нотариусами вознаграждения сверх тарифов, равных государственной пошлине, сумма превышения должна облагаться НДС. Данная позиция совпадает с позицией налоговых органов, изложенной, например, в Письме УМНС России по г. Москве от 26.03.2003 N 24-11/16187.

Таким образом, по нашему мнению, частные нотариусы могут в целях налогообложения приравниваться к ПБОЮЛ и уплачивать налоги, которые обязаны уплачивать ПБОЮЛ, а в случае уклонения от уплаты налогов

частные нотариусы должны привлекаться к налоговой или уголовной ответственности в зависимости от размера уклонения.

И.Н.Соловьев

К. ю. н.,

начальник

уголовно-правового управления

Правового департамента

МВД России

В.Г.Волков

Главный эксперт

Правового департамента

МВД России

Подписано в печать

05.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация предоставляет своим покупателям фиксированную скидку от общей стоимости поставок за год по договорам купли-продажи товаров после их реализации. Каков порядок отражения указанной скидки для целей налогообложения прибыли у организации-продавца, учитывающей доходы и расходы по методу начисления? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 15) >
Статья: Об обязанностях и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов ("Налоговый вестник", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.