Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение в Российской Федерации доходов физических лиц - резидентов и нерезидентов ("Налоговый вестник", 2005, N 6)



"Налоговый вестник", 2005, N 6

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОХОДОВ

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - РЕЗИДЕНТОВ И НЕРЕЗИДЕНТОВ

1. Определение налогового статуса физического лица

Налогообложение международных доходов осуществляется в мировой практике с использованием принципа источника дохода и принципа резидентной принадлежности.

Принцип резидентной принадлежности (иначе принцип гражданства или домициль) гласит, что физические лица облагаются налогом в той стране или налоговой юрисдикции, где находится место их постоянного проживания или домициля, независимо от источника дохода.

В ряде стран, включая Канаду, США, концепция резидентной принадлежности определяется более узко с учетом гражданства. В этих государствах физическое лицо подлежит налогообложению по принципу его гражданства, а не по месту фактического проживания.

Принцип источника доходов утверждает преимущественное право страны источника доходов или страны, где физическими лицами был получен доход, облагать такой доход налогом без учета других критериев, факта физического присутствия.

На практике государства часто не ограничиваются применением одного из вышеприведенных принципов и в качестве основы прямого налогообложения используют определенное сочетание принципов резидентной принадлежности и источника дохода. При этом первый принцип применяется в отношении граждан, проживающих на территории страны, а второй - в отношении дохода, полученного на территории страны нерезидентами.

Рассмотрим критерии определения налогового статуса физических лиц в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Таким образом, налоговыми резидентами Российской Федерации могут быть как физические лица, имеющие российское гражданство, так и лица, имеющие иное гражданство, то есть иностранные граждане. В свою очередь, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, могут не быть налоговыми резидентами Российской Федерации. Режим налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации зависит не от их гражданства, а от того факта, являются они налоговыми резидентами Российской Федерации или нет.

Как установить налоговый статус физического лица?

При определении налогового статуса физического лица значение имеет временной фактор, то есть время нахождения физического лица на территории Российской Федерации в календарном году.

Период временного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина устанавливается с учетом отметок пропускного контроля в заграничном паспорте такого гражданина.

Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию Российской Федерации устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.

Днем прибытия на территорию Российской Федерации признается день пересечения государственной границы Российской Федерации.

Течение срока фактического нахождения физического лица на территории Российской Федерации начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию Российской Федерации.

Календарная дата дня отъезда за пределы территории Российской Федерации включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.

При отсутствии отметки пропускного контроля в паспорте физического лица доказательством нахождения на территории Российской Федерации могут служить любые иные документы, которые удостоверяют фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации (например, трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, табель учета рабочего времени и расчета заработной платы или другие формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, а также командировочное удостоверение).

Граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января текущего календарного года в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации.

Компетентным органом по урегулированию спорных вопросов (например, по вопросу налогового резидентства конкретного физического лица) является Минфин России.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Между руководством предприятия, находящегося в г. Москве, и гражданином Украины заключен долгосрочный трудовой договор. Гражданин Украины работает на данном предприятии с 1 мая 2004 г. Вышеуказанное лицо имеет временную регистрацию по месту жительства на территории Российской Федерации.

Исходя из того что гражданин Украины являлся в 2004 г. налоговым резидентом Российской Федерации (ст. 11 НК РФ), на начало 2005 г. он рассматривается в качестве налогового резидента Российской Федерации, а следовательно, доходы, полученные этим лицом в связи с выполнением трудовых обязанностей, подлежат обложению налогом по ставке, установленной для доходов, получаемых налоговыми резидентами Российской Федерации, то есть по ставке 13% (ст. 224 НК РФ).

Пример 2. Организация заключила бессрочный трудовой договор с гражданином Республики Беларусь с 1 июля 2004 г. Данный гражданин имеет свидетельство о временной регистрации по месту жительства, выданное соответствующим органом. На начало налогового периода вышеуказанное лицо не состояло в трудовых отношениях с этой организацией. Можно ли считать налоговым резидентом Российской Федерации гражданина Республики Беларусь и удерживать налог на доходы физических лиц по ставке 13%?

Поскольку налоговый статус физического лица определяется по отметкам пропускного контроля в паспорте физического лица, а в данном случае эти отметки отсутствуют, то доказательством нахождения на территории Российской Федерации могут служить любые иные документы, которые удостоверяют фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.

Если гражданин Республики Беларусь представит документы, из которых можно сделать вывод о том, что он находился на территории Российской Федерации более 183 дней в 2004 г., то есть являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то организация, в которой этот гражданин работал, была вправе удерживать налог по ставке 13% с доходов, выплачиваемых данному лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей в Российской Федерации.

2. Плательщики налога на доходы физических лиц

В соответствии со ст. ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников как в Российской Федерации, так и за ее пределами, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Разграничение доходов, полученных от источников в Российской Федерации, и доходов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, регулируется ст. 208 НК РФ.

В частности, к доходам от источников в Российской Федерации относятся дивиденды и проценты, полученные от российской организации; страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации или от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации; доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации; вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации и иное.

Пример 3. Гражданином Федеративной Республики Германия получен доход в виде вознаграждения за использование авторских прав на издание литературного произведения в Российской Федерации. К какому виду дохода относится это вознаграждение?

Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав, относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации (пп. 3 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Таким образом, данный вид дохода в виде вознаграждения за использование авторских прав на издание литературного произведения в Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

К доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, в частности, относятся доходы от использования за пределами Российской Федерации авторских или иных смежных прав; доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося за пределами Российской Федерации; доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации; вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации; пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств, и др.

Пример 4. Сотрудник одной из российских компаний командирован в Республику Кипр сроком на два года (с 10 января 2004 г. по 25 декабря 2005 г.). Подлежат ли обложению налогом в Российской Федерации доходы, полученные вышеуказанным лицом в 2004 г. на территории Республики Кипр? Иных доходов данное лицо не имеет.

Исходя из того что вышеуказанный сотрудник российской компании находился за пределами Российской Федерации более 183 дней в 2004 г., он не являлся налоговым резидентом Российской Федерации (ст. 11 НК РФ), а следовательно, налогообложению подлежали только доходы, полученные им от источников в Российской Федерации (ст. 209 НК РФ).

Поскольку вышеуказанное лицо получало вознаграждение за выполнение своих трудовых обязанностей на территории Республики Кипр, то на основании пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Таким образом, доходы сотрудника российской компании, полученные им в связи с выполнением трудовых обязанностей на территории Республики Кипр, не подлежат налогообложению в Российской Федерации, так как это лицо не является налоговым резидентом Российской Федерации, а также не имеет доходов, полученных от источников в Российской Федерации. Налогообложение доходов, полученных вышеуказанным лицом за выполнение трудовых обязанностей в Республике Кипр, осуществляется в соответствии с законодательством страны пребывания.

Таким же образом регулируется порядок налогообложения доходов вышеуказанного лица, полученных им в связи с выполнением трудовых обязанностей на территории Республики Кипр, в 2005 г.

На практике часто встречается ситуация, при которой физическое лицо выполняет трудовые обязанности в одной стране, а источник выплаты дохода находится в другой стране. Перед бухгалтерскими службами возникает вопрос: подлежит ли налогообложению данный доход, и если "да", то по какой ставке?

Пример 5. Специалист Уральского транспортного предприятия командирован на срок более двух лет за пределы территории Российской Федерации. Он не является налоговым резидентом Российской Федерации. Вознаграждение (заработную плату) за выполнение трудовых обязанностей за рубежом данному специалисту выплачивает вышеуказанное предприятие, находящееся в Российской Федерации. Таким образом, источник выплаты дохода находится на территории Российской Федерации. Каким образом происходит налогообложение дохода данного специалиста?

Так как вышеуказанное физическое лицо не является налоговым резидентом Российской Федерации, то налогообложению подлежат доходы, полученные им от источников в Российской Федерации (ст. ст. 207 и 209 НК РФ).

Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, за выполненную работу, оказанную услугу, за совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ). Данная норма НК РФ не содержит какого-либо дополнительного толкования и применяется вне зависимости от места выплаты дохода (источника выплаты дохода).

Поскольку вышеуказанное лицо получает вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, то такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации (пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ).

Исходя из вышеизложенного, вознаграждение, получаемое специалистом Уральского транспортного предприятия в связи с выполнением трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, не подлежит налогообложению в Российской Федерации, так как это лицо не является налоговым резидентом Российской Федерации.

3. Налоговая ставка

Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Налоговая ставка в размере 13% устанавливается во всех остальных случаях, за исключением случаев, упомянутых в п. п. 2 и 4 ст. 224 НК РФ.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких подлежащих налогообложению доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 НК РФ.

В отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговые вычеты при определении налоговой базы не предусмотрены.

Именно от того, является физическое лицо налоговым резидентом или не является таковым, и зависит применяемая налоговая ставка. Следует также отметить, что иностранные граждане наряду с российскими лицами имеют одинаковые права на предоставление им налоговых вычетов.

Пример 6. Иностранный гражданин - налоговый резидент Российской Федерации имеет денежный вклад в банке, расположенном на территории Российской Федерации. По какой ставке подлежит обложению доход этого лица в виде процентов по вкладу в банке: 13 или 30%?

Данный гражданин является налоговым резидентом Российской Федерации; следовательно, налогообложению подлежат все доходы, полученные им в отчетном налоговом периоде (ст. ст. 207, 209 НК РФ).

Доход в виде процентов по вкладу в банке, расположенном в Российской Федерации, относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. 208 НК РФ).

Исходя из того что вышеуказанное лицо является налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение доходов этого лица в виде процентов по вкладу в банке, расположенном на территории Российской Федерации, производится по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Пример 7. Гражданин Российской Федерации приобрел в 2004 г. квартиру в г. Москве. В период с 20 января по 30 ноября 2004 г. он находился в связи с выполнением трудовых обязанностей во Франции. Имеет ли он право на получение в 2004 г. имущественных налоговых вычетов в части произведенных расходов по приобретению квартиры?

Исходя из того что гражданин Российской Федерации находился в 2004 г. за пределами территории Российской Федерации более 183 дней, он не являлся налоговым резидентом Российской Федерации (ст. 11 НК РФ).

В отношении физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в соответствии со ст. 210 НК РФ не предусмотрено предоставление налоговых вычетов, установленных гл. 23 настоящего Кодекса.

Ввиду того что в 2004 г. вышеуказанное лицо не являлось налоговым резидентом Российской Федерации, согласно ст. 210 НК РФ на него не распространяются имущественные налоговые вычеты в части произведенных расходов по приобретению в 2004 г. квартиры, предусмотренные ст. 220 настоящего Кодекса.

4. Налоговые агенты

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ налоговыми агентами по отношению к налогоплательщику, в частности, признаются:

- российские организации;

- индивидуальные предприниматели;

- постоянные представительства иностранных компаний в Российской Федерации.

Так, по условиям примера 1 в роли налогового агента по отношению к гражданину Украины выступает бухгалтерия предприятия, на котором работает вышеуказанное лицо. Таким образом, на бухгалтерию предприятия возложены обязанности в части исчисления, удержания и перечисления в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налога с доходов физических лиц.

Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления (ст. 231 НК РФ).

Пример 8. Гражданин Республики Молдова работает с 1 декабря 2004 г. в г. Сургуте вахтовым методом и зарегистрирован в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации. В феврале 2005 г. он уволился в связи с переходом на новое место работы на территории Российской Федерации.

Поскольку гражданин Республики Молдова не являлся в 2004 г. налоговым резидентом Российской Федерации [так как находился на территории Российской Федерации менее 183 дней в 2004 г. (ст. 11 НК РФ)], то на начало 2005 г. вышеуказанное лицо не может рассматриваться в качестве налогового резидента Российской Федерации, а следовательно, с его доходов удержан налоговым агентом налог по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Если вышеуказанный гражданин представит документы, из которых можно сделать вывод о том, что он находился в 2005 г. на территории Российской Федерации более 183 дней, то есть являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то предприятие, с которым у этого гражданина был заключен трудовой договор, должно будет произвести перерасчет и возврат излишне удержанных сумм налога с выплаченных ему с января по февраль 2005 г. доходов по ставке 13% по представлении этим лицом соответствующего заявления (п. 1 ст. 231 НК РФ).

Вышеуказанное лицо может представить налоговому агенту документы, подтверждающие его нахождение в 2005 г. на территории Российской Федерации более 183 дней, а также заявление о перерасчете налога на доходы физических лиц на дату, следующую за датой уточнения налогового статуса (то есть по истечении 183 дней в 2005 г.).

5. Отдельные категории налогоплательщиков

Существуют категории налогоплательщиков, на которых НК РФ возложена обязанность самостоятельно исчислять суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет (ст. 228 НК РФ). К ним относятся:

- физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

- физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

- физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;

- физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;

- физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.

Пример 9. Гражданин Федеративной Республики Германия, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, сдавал в 2004 г. в аренду приобретенное в собственность в Российской Федерации нежилое помещение.

Исходя из того что вышеуказанное лицо не являлось налоговым резидентом Российской Федерации, обложению налогом подлежат его доходы от источников в Российской Федерации (ст. ст. 207, 209 НК РФ).

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в Российской Федерации, относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации (пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ).

При этом необходимо отметить, что положения международных договоров имеют приоритет по отношению к законодательству о налогах и сборах Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

Согласно положениям Соглашения от 29.05.1996 между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество доходы, получаемые резидентом Федеративной Республики Германия от недвижимого имущества, расположенного в Российской Федерации, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

Таким образом, доход с сумм арендных платежей, полученных в 2004 г. гражданином Федеративной Республики Германия, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, должен облагаться налогом по ставке 30%.

Вышеуказанное лицо самостоятельно исчисляет суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ. На гражданина Федеративной Республики Германия возложены также обязанности по представлению в налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества налоговой декларации (ст. 83, ст. 228 НК РФ).

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В случае прекращения выплат до конца налогового периода налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня прекращения таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде (ст. 229 НК РФ).

6. Применение положений международных соглашений

(договоров) об избежании двойного налогообложения

Если внутренние противоречия между принципом резидентной принадлежности и принципом источника дохода при налогообложении доходов не удается разрешить в одностороннем порядке, конкурирующие юрисдикции могут более рационально избежать двойного налогообложения посредством заключения международных налоговых соглашений об избежании двойного налогообложения.

Эти соглашения заключаются между странами на двусторонней основе с целью приблизительного уравнивания потока доходов между договаривающимися странами.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (ст. 7 НК РФ).

Предметом соглашений (договоров) об избежании двойного налогообложения является установление порядка налогообложения доходов, получаемых из источников, находящихся в одном договаривающемся государстве, резидентами другого договаривающегося государства.

Устранение двойного налогообложения осуществляется в порядке, установленном положениями соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения между Российской Федерацией и иностранным государством. В настоящее время между Российской Федерацией и иностранными государствами заключено более 60 соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения.

Фактически уплаченные налогоплательщиком - налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения.

Для освобождения от уплаты налогов, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является налоговым резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Данное подтверждение выдается компетентным органом соответствующего иностранного государства. Вышеуказанное подтверждение может быть представлено в налоговый орган по месту постановки на учет как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на освобождение от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий (ст. 232 НК РФ).

Выдача справок, подтверждающих постоянное местопребывание физического лица в Российской Федерации, или заверение форм, установленных законодательством других стран, входит в компетенцию Минфина России.

Следует отметить, что размер засчитываемых сумм налога с доходов физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, удержанных от источников в государстве, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, не может превышать сумму налога, подлежащую уплате вышеуказанным лицом в Российской Федерации.

Рассмотрим пример.

Пример 10. Представители американской юридической компании - граждане США командируются на один месяц в Российскую Федерацию для оказания юридических консультаций российским организациям. Расходы по выплате вознаграждения вышеуказанным лицам несет американская юридическая компания, находящаяся на территории США. Будут ли подлежать налогообложению доходы граждан США, получаемые от работы по найму в Российской Федерации?

Исходя из того что вышеуказанные физические лица - граждане США не являются налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 11 НК РФ), обложению налогом подлежат доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Поскольку граждане США получают вознаграждение за выполнение ими трудовых или иных приравненных к ним обязанностей на территории Российской Федерации, на основании пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ такие доходы относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Посмотрим, что по данной ситуации говорится в Договоре от 17.06.1992 между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Договора вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в Соединенных Штатах Америки, в отношении работы по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Соединенных Штатах Америки, если выполняются все следующие условия:

a) получатель находится в Российской Федерации в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году;

b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в Российской Федерации;

c) расходы по выплате вознаграждения не несут постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в Российской Федерации.

Таким образом, доходы, полученные от источников в Российской Федерации вышеназванными гражданами США, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежат налогообложению в США.

Для освобождения от налогообложения в Российской Федерации доходов вышеуказанных физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, полученных от источников в Российской Федерации, необходимо представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что эти лица являются налоговыми резидентами США. Данное подтверждение может быть представлено как до уплаты налога, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на освобождение от уплаты налога (ст. 232 НК РФ).

В настоящее время часто встречаются ситуации, при которых российские граждане получают доходы от использования авторских прав, например на издание литературного произведения за рубежом.

Вместе с тем на физических лиц, получивших доходы, при выплате которых не был удержан налог налоговыми агентами, возложена обязанность в части представления в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет налоговой декларации (ст. ст. 228, 229 НК РФ).

Перечень действующих международных соглашений (договоров)

об избежании двойного налогообложения

(по состоянию на 01.12.2004)

1. Конвенция от 11.04.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Албания об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

2. Конвенция от 13.04.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

3. Соглашение от 07.09.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

4. Соглашение от 03.07.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

5. Соглашение от 28.12.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество.

6. Соглашение от 21.04.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество.

7. Конвенция от 16.06.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

8. Соглашение от 08.06.1993 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

9. Конвенция от 15.02.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества.

10. Конвенция от 01.04.1994 между Российской Федерацией и Венгерской Республикой об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

11. Соглашение от 27.05.1993 между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

12. Конвенция от 08.02.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

13. Соглашение от 23.09.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.

14. Конвенция от 25.04.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

15. Соглашение от 25.03.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

16. Соглашение от 12.03.1999 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

17. Соглашение от 06.03.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.

18. Соглашение от 29.04.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

19. Конвенция от 16.12.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал.

20. Конвенция от 09.04.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения.

21. Конвенция от 26.11.1999 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Исландия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

22. Конвенция от 18.10.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.

23. Соглашение от 05.10.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

24. Соглашение от 20.04.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

25. Соглашение от 05.12.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

26. Соглашение от 13.01.1999 между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

27. Соглашение от 27.05.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

28. Соглашение от 26.09.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

29. Конвенция от 19.11.1992 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

30. Соглашение от 09.02.1999 между Российской Федерацией и Государством Кувейт об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

31. Конвенция от 08.04.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Ливанской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

32. Соглашение от 28.06.1993 между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

33. Соглашение от 21.10.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

34. Соглашение от 31.07.1987 между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Малайзии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

35. Конвенция от 25.06.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мали об избежании двойного налогообложения и установлении правил оказания взаимной помощи в отношении налогов на доходы и имущество.

36. Соглашение от 04.09.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Марокко об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

37. Соглашение от 12.04.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов.

38. Соглашение от 05.04.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

39. Конвенция от 31.03.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Намибия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы.

40. Соглашение от 16.12.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

41. Конвенция от 26.03.1996 между Российской Федерацией и Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал.

42. Соглашение от 05.09.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Новой Зеландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

43. Соглашение от 22.05.1992 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

44. Конвенция от 29.05.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Португальской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы.

45. Конвенция от 27.09.1993 между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

46. Соглашение от 17.09.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

47. Соглашение от 24.06.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

48. Конвенция от 29.09.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

49. Договор от 17.06.1992 между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

50. Соглашение от 15.12.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

51. Соглашение от 14.01.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

52. Соглашение от 31.03.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал.

53. Соглашение от 02.03.1994 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

54. Соглашение от 08.02.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов.

55. Конвенция от 26.04.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Филиппины об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

56. Соглашение от 04.05.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

57. Конвенция от 26.11.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество.

58. Соглашение от 29.05.1996 между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

59. Соглашение от 15.11.1995 между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

60. Конвенция от 15.06.1993 между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

61. Соглашение от 02.03.1999 между Правительством Российской Федерации и Правительством Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.

62. Соглашение от 02.10.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Хорватия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

63. Конвенция от 17.11.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.

64. Соглашение от 27.11.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доход.

65. Конвенция от 12.10.1995 между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

66. Конвенция от 18.01.1986 между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.

Е.Н.Кудиярова

Советник налоговой службы

III ранга

Подписано в печать

05.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об акцизах на нефтепродукты, производимые из давальческого сырья ("Налоговый вестник", 2005, N 6) >
Статья: Расходы на ремонт основных средств у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием общего режима налогообложения ("Налоговый вестник", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.