Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О совершенствовании законодательства о банкротстве ("Налоговый вестник", 2005, N 6)



"Налоговый вестник", 2005, N 6

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ

До настоящего времени в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ) имеется немало противоречий, которые создают проблемы в работе налоговых органов.

Одним из них является несоответствие НК РФ Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).

Согласно ст. 4 Закона N 127-ФЗ состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Пункт 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" дает более четкие определения, касающиеся уплаты задолженности в соответствии со ст. 4 Закона N 127-ФЗ: обязательства (начисления налогов), возникшие до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются именно на эту дату.

Предположим, что арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом по состоянию на 14 сентября 2004 г.; следовательно, все начисления до вышеуказанной даты должны быть "заморожены".

Однако согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Письму Минфина России от 24.07.1992 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров на предприятиях" накапливание и систематизация данных первичных документов производятся в учетных регистрах, которые дают возможность отразить все подлежащие учету средства и все хозяйственные операции по их использованию за отчетный месяц, то есть начисления по налогам в журнале-ордере N 8 (расчеты с бюджетом) проводятся ежемесячно, тогда как декларации представляются налогоплательщиком в сроки и в порядке, установленные НК РФ. Так, декларации по НДС представляются в соответствии со ст. 174 НК РФ не позднее 20-го числа, следующего за отчетным периодом, по налогу на прибыль в соответствии со ст. 289 НК РФ - не позднее 28-го числа, следующего за отчетным периодом, и т.д.

Получается, что по лицевым счетам налогоплательщика по состоянию на вышеупомянутую дату числится задолженность по НДС и по налогу на прибыль - за июль, по акцизу - за июнь и т.д. Иными словами, предприятие включает в реестр требований кредиторов одну сумму задолженности перед бюджетом (начисленные суммы налогов по состоянию на 14 сентября), а налоговые органы "замораживают" другую сумму задолженности.

Допустим, по НДС за август полагается к уплате в сумме 10 млн руб., по налогу на прибыль - 2 млн руб., по акцизу за июль - 14 млн руб. В лицевых счетах налогоплательщика эти 26 млн руб. отражены как текущие платежи, в то время как они должны быть "заморожены" в налоговых органах и включены в реестр требований кредиторов предприятием-банкротом в порядке, предусмотренном ст. 4 Закона N 127-ФЗ.

В рассматриваемом случае налоговые органы принимают декларации по налогам по возникшим обязательствам и обязательным платежам до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, со сроком уплаты после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, соблюдая тем самым налоговое законодательство, но нарушая законодательство о банкротстве.

В соответствии со ст. 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

Пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установил более четкие определения данного вопроса, а именно: согласно п. п. 1 и 2 ст. 5 Закона N 127-ФЗ текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства относятся к текущим платежам.

Пункт 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29 конкретизировал данный вопрос в отношении налоговых органов, а именно:

требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Но ведь не секрет, что предприятия-банкроты зачастую злоупотребляют своим положением и недобросовестно исполняют обязанности налогоплательщика, "прикрываясь" ст. 63 Закона N 127-ФЗ, запрещающей применять штрафные санкции и налагать арест на имущество, что приводит к увеличению показателей недоимки. Налоговые органы, соблюдая законодательство о банкротстве, нарушают при этом налоговое законодательство.

Арест имущества должника, а также иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть применены только по определению арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве должника (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 N 29).

В НК РФ, к сожалению, отсутствуют понятия и ссылки на законодательство о банкротстве, тем самым ставится под сомнение правомерность включения в реестр требований кредиторов сумм задолженности перед бюджетом предприятием-банкротом, то есть при наличии акта сверки взаиморасчетов с налоговым органом на дату подачи заявления о признании должника банкротом (14 сентября) налоговый орган укажет задолженность, числящуюся на лицевых счетах налогоплательщика на вышеупомянутую дату, тем самым непроизвольно занизит сумму, которая должна быть перечислена в бюджет при реализации конкурсной массы (26 млн руб., как показано в примере, должны быть включены в реестр требований кредиторов предприятием-банкротом и "заморожены" налоговым органом).

В данном случае, по нашему мнению, необходимо дополнить соответствующие статьи НК РФ положениями, определяющими порядок представления деклараций предприятиями-банкротами. Кроме того, необходимо дать более четкое определение понятию "обязательства" в законодательстве о банкротстве и установить порядок "замораживания" долгов по обязательствам, возникшим до принятия заявления о признании должника банкротом со сроком уплаты после принятия данного заявления.

Если же, как в нашем примере, предприятие-банкрот представит сентябрьские декларации раздельно, по состоянию до 14 сентября и после, а суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет по декларациям за период с 1 по 14 сентября, и задолженность за предшествующие сентябрю периоды будут "заморожены" в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, то показатели недоимки в налоговых органах по предприятиям-банкротам резко сократятся.

Кроме того, при реализации конкурсной массы в период конкурсного производства удельный вес задолженности, поступающей в бюджет, будет соответствовать действительности.

Н.А.Никифоров

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

г. Ульяновск

Подписано в печать

05.05.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организация заключила с органом местного самоуправления договор, по которому он предоставляет рекламное место, а организация на предоставленном месте распространяет наружную рекламу. Рекламное место расположено на здании, находящемся в муниципальной собственности. Обязана ли организация при перечислении органу местного самоуправления платы за предоставление рекламного места выступать налоговым агентом по НДС? ("Налоговый вестник", 2005, N 6) >
Статья: Учет стоимости реконструкции основных средств ("Налоговый вестник", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.