Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 24.03.2005 N 03-06-05-04/71 <Об уплате ЕНВД в рамках договора комиссии и о признании в расходах в целях налогообложения прибыли услуг вневедомственной охраны>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 9)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 9

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 24.03.2005 N 03-06-05-04/71

<ОБ УПЛАТЕ ЕНВД В РАМКАХ ДОГОВОРА КОМИССИИ И О ПРИЗНАНИИ

В РАСХОДАХ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ УСЛУГ

ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ>>

В ответе на первый вопрос в опубликованном выше Письме Минфин обозначил критерии, по которым можно определить, кто является плательщиком ЕНВД в отношении розничной торговли комиссионными товарами. Вторая часть разъяснений заслуживает еще более пристального внимания. В ней финансовое ведомство выразило свою позицию по вопросу включения в расходы при расчете налога на прибыль затрат на вневедомственную охрану.

Когда посреднику платить ЕНВД?

На основании определения розничной торговли, приведенного в ст. 346.27 Налогового кодекса, можно с уверенностью утверждать, что действующее налоговое законодательство не дифференцирует для целей перехода на спецрежим комиссионные продажи и торговлю собственными товарами плательщика. Основным критерием для уплаты ЕНВД являются форма расчетов с покупателями (наличная) и площадь торгового зала (не более 150 кв. м).

Однако в случае посреднической торговли правила гл. 26.3 Кодекса нужно рассматривать во взаимосвязи с гражданским законодательством. В опубликованном Письме Минфин рассмотрел ситуацию, когда отношения между собственником товара и непосредственным продавцом оформлены договором комиссии (т.е. посредник действует от своего имени, но за счет комитента - ст. 990 ГК РФ). В другом же своем Письме (от 06.05.2004 N 04-05-12/23 <*>) финансисты анализировали иной вид посреднического договора - агентский. Напомним, что при его заключении агент может действовать как от своего имени, так и от имени принципала (ст. 1005 ГК РФ).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован в "НА" N 10, 2004.

И в тех, и в других разъяснениях Минфин пришел к одному выводу - обязательность уплаты ЕНВД зависит от двух факторов:

- от чьего имени осуществляется розничная торговля;

- кому принадлежит (на праве собственности или аренды) торговая площадь.

Все возможные варианты налогообложения представим в виде таблицы.

     
   ———————————————————————T———————————————————T—————————————————————————¬
   |                      |Посредник действует|  Посредник действует от |
   |                      |  от своего имени  |имени собственника товара|
   +——————————————————————+———————————————————+—————————————————————————+
   |Торговое помещение    |ЕНВД платит        |Никто не платит ЕНВД     |
   |принадлежит посреднику|посредник          |                         |
   +——————————————————————+———————————————————+—————————————————————————+
   |Торговое помещение    |Никто не платит    |ЕНВД платит собственник  |
   |принадлежит           |ЕНВД               |товара                   |
   |собственнику товара   |                   |                         |
   L——————————————————————+———————————————————+——————————————————————————
   

Отметим, что не все варианты, которые приводит Минфин, можно реализовать на практике. Так, кассовый аппарат, с помощью которого ведется наличная торговля, вероятнее всего будет зарегистрирован на истинного продавца (т.е. посредника). Соответственно, кассовые чеки покупателю выбиваются также от его имени. Можно ли в этом случае говорить, что сделки осуществляются от имени комиссионера (агента), даже если договор предусматривает именно такое положение? Существует опасность, что инспекторы переквалифицируют истинную природу таких взаимоотношений.

Поэтому при выборе варианта уплаты налогов и заключении посреднического договора руководствоваться разъяснениями Минфина можно. Но оптимизация налогообложения не должна быть единственной подоплекой такой сделки.

Расходы на охрану не уменьшают налог на прибыль...

...- это утверждение кажется по меньшей мере странным, но именно такого мнения в настоящее время придерживается Минфин.

Причиной тому послужило Постановление Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.2003 N 5953/03. В нем, рассматривая спор между астраханским отделом вневедомственной охраны при ОВД и налоговой инспекцией, судьи признали неправомерным требование налоговой уплатить налог на прибыль с доходов, которые поступают охранникам от организаций и граждан за оказанные им платные услуги. Дело в том, что - обратите внимание, это важно и для клиентов милиции - поступающие средства носят целевой характер. А, как известно, имущество, полученное в рамках целевого финансирования, налогом на прибыль не облагается (п. 14 ст. 251 НК РФ).

Казалось бы, такое решение касается исключительно подразделений вневедомственной охраны при ОВД. Однако специалисты финансового ведомства так не считают. Раз средства, полученные охранниками, являются целевыми доходами, то для их клиентов это - целевые расходы. А их в свою очередь нельзя учитывать при расчете налога на прибыль (п. 17 ст. 270 НК РФ).

Обратите внимание: такую позицию Минфина можно считать уже устоявшейся. Помимо документа, опубликованного выше, она отражена также в Письме от 21.12.2004 N 03-03-01-02/58. А вот специалисты ФНС пока не пришли к единому мнению по этому вопросу. На семинарах и интервью, проводимых в этом году, они то поддерживали финансовое ведомство, то не соглашались с ним. Однако официальных разъяснений так и не было выпущено.

Очевидно, что сомнения, которые возникают даже у налогового ведомства, имеют под собой серьезные основания.

Во-первых, средства, которые отделения вневедомственной охраны получают за свои услуги от организаций и предпринимателей, для последних целевыми расходами не являются. Такой вывод можно сделать из определения средств целевого финансирования, которое дано в п. 14 ст. 251 Налогового кодекса. Это имущество, полученное и использованное по назначению, которое указал источник средств. Таким образом, не выполняется один из необходимых критериев, ведь клиенты вневедомственной охраны не определяют цели, на которые должны тратиться перечисленные ими денежные средства. Оплата у них проходит по обычному гражданско-правовому договору на оказание услуг. Ее можно учесть при расчете налога на прибыль как расходы на охрану имущества (пп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Во-вторых, с 1 января этого года изменился п. 35 Закона от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции". ВАС РФ сделал вывод о целевом назначении средств, поступающих ОВД от организаций и граждан, на основании старой редакции этого документа. Теперь в нем такие источники финансирования милиции не предусмотрены (Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ). Более того, действие упомянутого пункта было приостановлено и на весь 2004 г. (пп. 1 п. 1 Приложения 20 к Закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ). Плата за государственные охранные услуги поступает в доход бюджета (КБК 000 1 13 01180 01 0000 130). И только потом распределяется между получателями государственных средств, в число которых входит и милиция. Поэтому для отделов вневедомственной охраны полученные из бюджета средства будут являться целевыми. А вот для организаций и предпринимателей, оплачивающих их услуги, - нет. Иной ответ поставил бы под сомнение все расходы, которые организация несет, перечисляя денежные средства по договорам с бюджетными учреждениями.

Обратите внимание: сделанный минфиновцами вывод распространяется и на "упрощенцев". Затраты на охрану имущества у них поименованы в перечне расходов (пп. 10 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако они принимаются при условии соответствия критериям, установленным в п. 1 ст. 252 Налогового кодекса (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). То есть за исключением расходов, перечисленных в ст. 270, где поименованы целевые средства.

Е.А.Кропотина

Аудитор

Подписано в печать

29.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 18.04.2005 N 03-02-07/1-100 <О начислении пеней на сумму недоимки по налогам за период приостановления операций по счетам организации>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 9) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 13.04.2005 N 03-03-02-04/1/97 <О налогообложении дивидендов организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.