Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Некоторые актуальные аспекты взаимодействия и взаимопроникновения норм налогового и гражданского законодательства ("Все о налогах", 2005, N 5)



"Все о налогах", 2005, N 5

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

И ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ НОРМ НАЛОГОВОГО

И ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Поскольку основополагающим моментом в определении правовой природы налоговой ответственности является имущественный характер правоотношений в сфере налогообложения, основной функцией ответственности за нарушения законодательства о налогах является компенсационная функция. Именно такой видится основная цель развития налоговой и в целом финансовой ответственности. Очевидно, что подобная задача не может быть решена в рамках административно-правовой или уголовной ответственности, которым компенсационная функция не свойственна вообще. Исходя из имущественного и компенсационного характера налоговой и гражданско-правовой ответственности представляется необходимым исследовать вопрос о том, что полезного и необходимого для налоговой ответственности может быть заимствовано из норм, регулирующих гражданско-правовую ответственность.

Прежде всего, необходимо отметить, что меры ответственности (гражданско-правовой и налоговой) являются важнейшим способом обеспечения исполнения обязательств (гражданско-правовых и налоговых).

Сначала коротко остановимся на таких способах обеспечения налоговых обязательств, как залог и поручительство.

Особенно важно, по мнению автора, исследовать нормы Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) о том, что применение залога имущества и поручительства как способов обеспечения исполнения налоговых обязательств возможно только в случаях изменения сроков уплаты налогов (п. 1 ст. 73 и п. 1 ст. 74 НК РФ).

А изменение срока уплаты налога (сбора) осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 НК РФ).

Изменение срока уплаты налога и сбора производится (за исключением отдельных случаев, определенных в НК РФ) следующими органами:

- по федеральным налогам и сборам - Министерством финансов Российской Федерации;

- по региональным и местным налогам и сборам - соответственно финансовыми органами субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

- по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - Государственным таможенным комитетом Российской Федерации или уполномоченными им таможенными органами;

- по государственной пошлине - уполномоченными органами, осуществляющими контроль за уплатой государственной пошлины;

- по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, - органами соответствующих внебюджетных фондов.

Таким образом, возможность применения залога имущества и поручительства резко сужена. Этот вывод сделан автором статьи на основе приведенной нормы Налогового кодекса и собственного практического опыта. Так, невозможно применить ни залог, ни поручительство сами по себе даже в случаях, когда реально существует имущество, которое могло бы быть заложено, а также когда есть реальные поручители. Невозможно - без решения перечисленных выше органов об изменении срока уплаты налога. Получить же такое разрешение, например от Минфина России, неимоверно сложно.

Необходимо учитывать и то, что и залог, и поручительство оформляются путем заключения соответствующих договоров с налоговыми органами. А договор, как известно - соглашение сторон. Поэтому возможны ситуации, когда налоговый орган просто не захочет или не посчитает нужным заключить такие договоры.

Исходя из изложенного, автор считает необходимым предусмотреть возможность применения залога и поручительства не только в случае переноса срока уплаты налога, но и в других случаях, когда к тому имеется реальная возможность. Имеется в виду наличие имущества, которое могло бы стать предметом залога, а также наличие поручителей, которые реально могли бы заплатить налог или сбор. То есть автор предлагает расширить сферу применения залога и поручительства. Если говорить точнее, речь идет даже не о расширении такой сферы, а о том, чтобы применение названных способов обеспечения исполнения налоговых обязательств стало реальным. А для этого необходимо п. 1 ст. 73 и п. 1 ст. 74 НК РФ изложить в следующей редакции: "1. Обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом" и "1. Обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена поручительством", исключив указания на изменение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и распространив действие п. 1 ст. 74 также и на сборы.

Ясно, что подобные новеллы вызовут дополнительные сложности для налоговых органов. Но, по мнению автора, это - вполне решаемая проблема. Гораздо более важным представляется возможность дополнительной защиты добросовестных налогоплательщиков, на что, в частности, в последнее время неоднократно обращал внимание Президент РФ.

Своевременную уплату налогов должны обеспечивать также и пени, взимаемые с юридических лиц в бесспорном порядке (кроме пеней, принудительно взыскиваемых с поручителей согласно п. 3 ст. 74 НК РФ). В первоначальной редакции Налогового кодекса максимальный размер взыскиваемой пени был ограничен неуплаченной суммой налога, но сейчас такие ограничения отсутствуют.

С точки зрения автора, ранее существовавшая позиция по ограничению размера пени суммой неуплаченного налога более правильная, поскольку в текущее время размер пени может быть увеличен беспредельно.

Цель, которую преследовал законодатель, снимая существовавшие ограничения, понятна: чем больше денежных средств поступит в бюджет, тем лучше. Но это скорее напоминает рапорты советских времен о досрочном выполнении или перевыполнении плана. Отчитался, и все в порядке. Но все ли в порядке?

Представляется, что далеко не все.

Предъявить ко взысканию с налогоплательщика можно любые суммы, а вот реальное взыскание - другой аспект того же вопроса. Лучше взыскать меньше, но наверняка. Если взыскать сумму недоимки в двойном размере, разве этого недостаточно, чтобы пеня выполнила свою основную функцию - компенсационную? Автор считает, что достаточно и, что не менее важно, более реально, чем взыскание пени в неограниченном размере.

Поэтому уместно обратиться к ст. 333 ГК РФ, в которой говорится об уменьшении неустойки, явно несоразмерной последствиям нарушения обязательства. Право уменьшить такую неустойку предоставлено суду.

По мнению автора, необходимо включить в Налоговый кодекс норму, предусматривающую отсылку к ст. 333 ГК РФ, а также обязанность налоговых органов применять указанную статью Гражданского кодекса при вынесении решения о взыскании пени в бесспорном порядке с юридических лиц.

Пункт 1 ст. 72 НК РФ содержит исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Напротив, гражданское законодательство (п. 1 ст. 329 ГК РФ) предусматривает возможность установления разнообразных способов обеспечения обязательств не только в законе, но и в договоре.

Автор не видит необходимости ограничивать способы обеспечения обязанностей по уплате налогов определенным перечнем и в связи с вышеизложенным предлагает п. 1 ст. 72 НК РФ изложить в следующей редакции: "1. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается штрафом, пеней (неустойкой), залогом имущества, поручительством, приостановлением операций по счетам в банке, наложением ареста на имущество налогоплательщика и другими способами, предусмотренными договором между налоговым органом и налогоплательщиком (плательщиком сбора)".

Кроме того, как уже было отмечено выше, в Налоговом кодексе необходимо указать, что и штраф, и пеня (неустойка) являются одними из основных способов обеспечения исполнения налогового обязательства. Теперь - несколько подробнее о таком важнейшем способе обеспечения исполнения налоговых обязательств, как пеня.

Налоговый кодекс впервые дает определение пени. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

В п. 2 ст. 75 НК РФ подчеркнуто различие между пеней и санкцией: "Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах". Таким образом, пеня фактически отделена от ответственности, но при этом прямо не сказано, что пеня не является мерой ответственности. Это-то и породило многочисленные дискуссии о том, является ли пеня мерой ответственности.

Хотя Налоговый кодекс и отделил по процедуре наложения и взыскания регулирование вопросов, связанных с пенями, взыскиваемыми с налогоплательщика за неуплату налога, от регулирования вопросов, связанных со штрафами, и те и другие меры направлены на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей в сфере налогообложения.

Автор полагает, что налоговую ответственность необходимо рассматривать не только в узком смысле, соответствующем буквальному толкованию Налоговым кодексом как взыскание штрафов, но и в широком смысле, включающем правоотношения по взысканию как штрафов, так и пеней.

При этом, разумеется, нельзя игнорировать отличие их основных функций, соответственно компенсационной и функции наказания.

Но мнения специалистов по данному вопросу различны. Так, например, С.А. Герасименко утверждает, что пеня окончательно "отмежевалась" от мер налоговой ответственности, в качестве которых в Налоговом кодексе фигурируют только штрафы <1>. В.Н. Ульянова также признает только штраф в качестве финансовой санкции за налоговое правонарушение <2>. В то время как ряд ученых - Н.И. Химичева, А.В. Брызгалин - считают, что пеня продолжает оставаться мерой ответственности <3>. К.Ю. Тотьев, например, пишет, что пеня служит своего рода формой ответственности за нарушение обязанности по своевременной уплате налога <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Герасименко С.А. Налоговый кодекс РФ. Часть 1: Постатейный комментарий / Под ред. В.И. Слома. М., 1999. С. 195.

<2> Финансовое право России: Учеб. пособие. Саратов. 1999. С. 259.

<3> Химичева Н.И. Налоговое право: Учеб. М., 1997. С. 78; Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1999. С. 474.

<4> Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части 1. М., 1999. С. 246.

Вряд ли можно согласиться с мнением о том, что пени являются мерой ответственности за налоговые правонарушения, поскольку:

- противоправное поведение является основанием взыскания как пеней, так и санкций в виде штрафов;

- одни и те же субъекты - организации и физические лица являются плательщиками и пеней, и штрафов;

- взимание как пеней, так и штрафов вызывает отрицательные экономические последствия для неисправных налогоплательщиков;

- в случае неуплаты налога в результате незаконного бездействия предусматривается как взыскание пеней, так и привлечение к налоговой ответственности.

Таким образом, взыскание как пеней, так и штрафов является в полной степени мерой налоговой ответственности, поскольку и то и другое вызывает отрицательные последствия для правонарушителя, является для него дополнительным бременем. При этом основное различие между пенями и штрафами, по мнению автора, состоит в выполняемых ими функциях. Пени выполняют компенсационную функцию. Основная функция штрафов - наказание правонарушителя.

Однако необходимо отметить также и другие отличия пени и штрафа.

1. Неуплаченные пени могут взыскиваться в бесспорном порядке. Налоговые штрафы подлежат взысканию только на основании судебного решения.

2. Для налоговой ответственности (а по сути - для штрафов) предусмотрены обстоятельства, отягчающие и смягчающие налоговую ответственность. В отношении пеней такие обстоятельства не действуют.

3. Для привлечения к ответственности правонарушителя предусмотрена судебная процедура исследования его вины. При взыскании пеней вопрос о вине не исследуется вообще.

Но утверждение о том, что взыскание пеней независимо от вины делает их не мерой ответственности, не соответствует теории юридической ответственности. Наличие вины является обязательным элементом в случае карательной ответственности, например, уголовной или административной. Что же касается ответственности, имеющей компенсационный характер, то существуют нормы действующего законодательства, согласно которым ответственность может наступать и при отсутствии вины. Например, Гражданский кодекс содержит нормы об ответственности владельцев источников повышенной опасности или лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, независимо от их вины. И в этом, несомненно, проявляется определенное сходство налоговой и гражданской ответственности.

4. Функция пени как меры финансово-правовой ответственности заключается в том, чтобы компенсировать государству или муниципальному образованию те убытки, которые они несут в связи с несвоевременной уплатой соответствующими субъектами в бюджет налогов, сборов, несвоевременным возвратом бюджетных средств. А функция штрафа заключается в наказании правонарушителя.

При этом Г.А. Гаджиев и С.Г. Пепеляев, рассматривая позицию Конституционного Суда РФ по отношению к пеням, считают утверждение о том, что пеня является компенсационной мерой, справедливым лишь в том случае, если ее размер установлен не произвольно, а соответствует реальным потерям стороны, не получившей платеж вовремя <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Гаджиев Г.А., Пепеляев С.Г. Предприниматель - налогоплательщик - государство. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. С. 337.

Необходимо также отметить, что по отношению к банкам пеня выступает как самостоятельная мера ответственности, что, несомненно, говорит о противоречивости позиции Налогового кодекса, а также является обстоятельством в пользу того, что пеня - мера ответственности.

Отделение пени от мер налоговой ответственности в Налоговом кодексе не может изменить природу и назначение пени как отрицательного последствия для нарушителя финансового законодательства.

Автор статьи обращает внимание и на следующие обстоятельства. Пеня, как и штраф, поступает в казну, ее размер установлен законом, а не договором, и назначается она за самостоятельное финансовое правонарушение - неисполнение сроков платежа. Указанные обстоятельства также говорят в пользу того, что пеня наряду со штрафом является мерой ответственности.

Из изложенного следует вывод о том, что пени являются мерой и налоговой, и финансовой, и гражданско-правовой ответственности.

В связи с этим утверждением представляется уместным рассмотреть некоторые аспекты гражданско-правовой ответственности.

В гл. 25 ГК РФ, посвященной ответственности за нарушение обязательств, помимо обязанности должника возместить убытки говорится также о взыскании с должника неустойки. То есть взыскание и убытков, и неустойки являются мерами гражданско-правовой ответственности.

Очень важное значение для налоговых правоотношений, связанных с ответственностью, по мнению автора, имеет ст. 330 ГК РФ, раскрывающая понятие неустойки. Так, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.

Важно то, что к неустойке относятся и штраф, и пеня. Думается, что и налоговые пени, и налоговые штрафы по сути своей тоже можно отнести к неустойке. А это, прежде всего, означает то, что речь идет о мерах ответственности.

Поэтому не случайно, что норма п. 1 ст. 75 НК РФ по существу воспроизводит ст. 330 ГК РФ.

Но цели, преследуемые при взыскании пеней и штрафов, и функции этих мер ответственности различны. При взыскании пеней, устанавливаемых в процентах к сумме долга, выполняется функция компенсации причиненных убытков. При наложении штрафов, устанавливаемых в твердой сумме, помимо компенсационной функции также выполняется функция наказания правонарушителя. Причем изложенное, с точки зрения автора, в равной степени относится и к гражданскому, и к налоговому законодательству. С той лишь разницей, что при наложении налоговых (и в целом финансовых) штрафов пополняются доходы государства, а гражданско-правовые штрафы пополняют доходы иных кредиторов.

Представляется также важным исследование вопроса о том, что является субъективным основанием для налоговой ответственности в виде пеней.

Для ответа на поставленный вопрос, по мнению автора, необходимо обратиться к теории риска, суть которой отражена в следующем высказывании С.Н. Братуся: "Субъективным основанием ответственности, наступающей независимо от чьей-либо вины, является риск как допущение случайных обстоятельств, влекущих отрицательные последствия для других лиц" <6>. Но речь идет именно об ответственности, но ответственности, специально установленной гражданским законом.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юрид. лит., 1976. С. 178.

Автор считает, что теория риска применима и к некоторым налоговым правоотношениям. Речь идет о правоотношениях, возникающих в связи с взысканием неустойки (в безакцептном порядке) с юридических лиц. Ведь в данном случае вопрос о вине не исследуется вообще. И это несмотря на то, что, по мнению автора (и вопреки нормам НК РФ), пеня, так же как и штраф, является мерой ответственности. А поскольку речь идет об ответственности (представляется, что для этого было приведено достаточно аргументов в настоящей статье), то для ее возложения на правонарушителя необходимы основания. Таким основанием и является риск как допущение случайных обстоятельств. И если основанием для применения ответственности в виде штрафа является вина, то для ответственности в виде пени - риск налогоплательщика. Но риск, на взгляд автора, - второе основание ответственности в виде пени. А первым все же является вина налогоплательщика, который не уплатил вовремя налог (часть налога). Однако достаточно распространены случаи, когда взыскание пеней в безакцептном порядке производится ошибочно из-за некомпетентности работников налоговых органов, т.е. при отсутствии вины налогоплательщиков. Впрочем, такие ситуации имеют место не только при взыскании пеней, но и штрафов. Но есть существенная разница в том, что пени взыскиваются в бесспорном порядке, а штрафы - в судебном, когда налогоплательщик может представить доказательства своей невиновности. Значит, все-таки при взыскании пеней существует повышенный риск, что еще раз подтверждает правильность вывода автора о риске как о дополнительном основании ответственности в виде пеней.

Каковы же перспективы развития гражданско-правовой и налоговой ответственности?

Безусловно, она должна быть введена в рамки виновной во всех без исключения случаях, поскольку принцип вины является более прогрессивным и гуманным, чем принцип безвиновной ответственности. И именно первый принцип должен проводиться более последовательно.

Представляется, что возмещение невиновного вреда лицом, причинившим этот вред, - явление временного характера, связанное с тем, что общество в настоящее время не может принять на себя подобные убытки.

Н.Н.Волкова

Подписано в печать

27.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к порядку заполнения налоговой декларации по водному налогу, представляемой за отчетные периоды 2005 года ("Все о налогах", 2005, N 5) >
Статья: Налоговый учет при договоре простого товарищества (Начало) ("Все о налогах", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.