Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы бухгалтерского учета результата интеллектуальной деятельности - аудиовизуального произведения ("Современный бухучет", 2005, N 5)



"Современный бухучет", 2005, N 5

ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

РЕЗУЛЬТАТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

АУДИОВИЗУАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Впервые понятие "аудиовизуальное произведение" было определено в Законе РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон N 5351-1).

Согласно ст. 4 указанного Закона аудиовизуальное произведение-произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

В 90-х годах XX в. произошел резкий спад кинопроизводства. Производство аудиовизуальных произведений осуществлялось в основном за счет государственного финансирования, которое являлось, как правило, ни чем иным, как платой за выполненную работу по производству кинопродукции. Готовый фильм сдавался по акту приемки-передачи государственному учреждению, осуществившему финансирование производства.

По мере становления рыночных отношений в России происходит и процесс возрождения отечественного кинопроизводства. Кинокомпании находятся в поиске различных источников финансирования (кредиты, соинвесторы, спонсоры и пр.). Использование этих источников финансирования влияет на способ отражения на счетах бухгалтерского учета расходов по созданию аудиовизуальной продукции. В связи с этим у многих, кинокомпаний возникает вопрос: как правильно отразить в учете расходы на создание аудиовизуального произведения?

До 1 января 2001 г. порядок отражения в учете указанных выше расходов осуществлялся в соответствии с п. п. 55 - 57 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Согласно п. 55 указанного нормативного документа права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы ЭВМ, базы данных и др. относятся к нематериальным активам.

С 1 января 2001 г. порядок отражения в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах регулируется Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н (далее - ПБУ 14/2000).

Согласно п. 3 ПБУ 14/2000 для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.).

Многие авторитетные специалисты считают, что ПБУ 14/2000 установило закрытый перечень объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к нематериальным активам, и этот перечень приведен в п. 4 ПБУ 14/2000. Согласно указанному пункту к нематериальным активам могут быть отнесены объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

- исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

- исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

- имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;

- исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

- исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В приведенный выше перечень не включены права, возникающие из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства, которые ранее учитывались как нематериальные активы. В связи с этим у организаций, занимающихся производством аудиовизуальных произведений, обоснованно возник вопрос: на каких счетах бухгалтерского учета отражаются расходы кинокомпании, связанные с созданием аудиовизуального произведения?

Минфин России в своем Письме от 05.03.2003 N 16-00-14/76 в ответе на частный запрос сообщил, что "расходы киностудий по созданию аудиовизуальных произведений подлежат отражению в бухгалтерском учете на отдельном субсчете счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности" с последующим списанием на затраты путем начисления амортизационных отчислений линейным способом в течение срока, устанавливаемого киностудией самостоятельно исходя из реального срока получения дохода от использования аудиовизуальных произведений. При этом начисление амортизации осуществляется путем уменьшения первоначальной стоимости расходов, учтенных на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 20 "Основное производство" в корреспонденции с кредитом счета 03 "Доходные вложения в материальные ценности". Полагаем также возможным применять для начисления амортизации способ накопления соответствующих сумм на отдельном субсчете счета 02 "Амортизация основных средств".

Разъяснение этой позиции Минфина России можно найти в издании "Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету", вышедшем в 2004 г. в издательстве "Юрайт". В аннотации к изданию отмечено, что авторами комментариев выступают разработчики соответствующих документов, которые приводят в своих пояснениях официальную позицию Минфина России.

В комментарии к ПБУ 14/2000 позиция Минфина России в отношении расходов киностудий по созданию аудиовизуальных произведений изложена следующим образом: "По своему характеру подобные расходы являются расходами капитального характера, своего рода инвестициями. Результатом таких расходов киностудий считается отснятый фильм, который относится к категории авторского права. Однако при этом у киностудии данные расходы не могут быть приняты к бухгалтерскому учету в качестве НМА, потому что Законом РФ от 09.07.1993 N 5351-1 не предусмотрен переход права собственности на авторское право от физического лица (автора), а в данном случае коллектива лиц (режиссер-постановщик, сценарист, композитор) к юридическому лицу. Сложившаяся ситуация осложняется тем, что заранее спрогнозировать, кассовым или некассовым будет фильм и сколько по времени он будет находиться в прокате, невозможно.

В связи с этим Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России совместно с Минкультуры России было принято решение отражать расходы киностудий по созданию аудиовизуальных произведений на отдельном субсчете, сч. 03 "Доходные вложения в материальные ценности" с последующим списанием на затраты путем начисления амортизационных отчислений линейным способом в течение срока, устанавливаемого киностудией самостоятельно исходя из реального срока получения дохода от использования аудиовизуальных произведений. При этом амортизация начисляется способом уменьшения первоначальной величины (стоимости) расходов, учтенных на сч. 03, и отражается в бухгалтерском учете по дебету сч. 20 "Основное производство" в корреспонденции со сч. 03.

Для начисления амортизации можно также применять способ накопления соответствующих сумм на отдельном субсчете сч. 02 "Амортизация основных средств".

Такова позиция Минфина России.

Авторы статьи, проанализировав ПБУ 14/2000 и нормативные документы, регулирующие вопросы авторского права, пришли к выводу, что расходы кинокомпаний по производству аудиовизуальной продукции целесообразнее отражать на счете 04 "Нематериальные активы". Приведем аргументы в подтверждение обоснованности этой позиции, для начала определив, что такое авторское право на аудиовизуальное произведение и каковы его составляющие в соответствии с Законом N 5351-1.

В соответствии с п. 1 ст. 13 "Авторское право на аудиовизуальное произведение" Закона N 5351-1 авторами аудиовизуального произведения являются:

- режиссер-постановщик;

- автор сценария (сценарист);

- автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Определения авторского права в ст. 13 Закона N 5351-1 не содержится.

Анализ ст. ст. 13 - 16 Закона N 5351-1 показывает, что составляющими авторского права являются личные неимущественные и имущественные права.

Личные неимущественные права могут принадлежать только физическим лицам - авторам аудиовизуального произведения и они неотчуждаемы. В п. 1 ст. 15 Закона N 5351-1 определено, что к неимущественным правам относятся:

- право признаваться автором произведения (право авторства);

- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);

- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные права автора, нормативно закрепленные в п. 2 ст. 16 Закона N 5351-1, представляют собой право на экономическое использование аудиовизуального произведения, которые автор может осуществлять сам либо передать по договору третьей стороне:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать произведение (право на публичный показ);

- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку).

Первоначальные авторские права, как неимущественные, так и имущественные, всегда принадлежат авторам аудиовизуального произведения - физическим лицам. А вот в момент вовлечения аудиовизуального произведения в хозяйственный оборот исключительные права, ради которых и вводится правовая охрана, в силу закона всегда будут принадлежать организации - изготовителю аудиовизуального произведения.

По времени ни у кого раньше, чем у студии, эти права реально не возникают. И вот почему. При создании аудиовизуального произведения кинокомпания заключает договоры с режиссером-постановщиком, сценаристом, композитором. Эти договоры могут быть как трудовыми, так и гражданско-правовыми.

В случае заключения трудового договора в соответствии с нормами п. 2 ст. 14 Закона N 5351-1 исключительные права на использование служебного произведения, т.е. имущественные права принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное.

Во всех остальных случаях в силу вступают нормы п. 2 ст. 13 Закона N 5351-1 в соответствии с которыми заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.

Выяснив содержание авторского права, определим, правомочно ли говорить о переходе права собственности на авторское право.

Понятие права собственности дано в ст. 209 ГК РФ. Согласно указанной статье право собственности включает в себя право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В новом экономическом и юридическом словаре под редакцией А.Н. Азрилияна каждое составляющее права собственности имеет следующее толкование:

- право владения - возможность фактического обладания вещью и удержание ее в собственном владении;

- право пользования - возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получения от него плодов и доходов;

- право распоряжения - предоставленная собственнику возможность по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества.

При этом право пользования и право распоряжения относятся к числу имущественных прав, а право владения распространяется только на вещи, т.е. на предметы материального мира. Нельзя забывать о том, что право собственности имеет четкое юридическое содержание, которое приспособлено к материальному, вещному объекту. На нематериальные объекты невозможно распространить тот же правовой режим, что и на материальные объекты, так как весь механизм действия прав различный (таблица).

Следует обратить внимание, что употребление одной и той же юридической терминологии в отношении материальных и нематериальных объектов чревато различными недоразумениями. С одним из таких недоразумений мы и столкнулись. Первоначально о праве собственности на нематериальные активы было указано в п. 1 ПБУ 14/2000. Затем в комментариях к указанному нормативному документу невозможность принятия к учету аудиовизуального произведения в качестве нематериального актива объяснили "отсутствием перехода права собственности на авторское право".

В отношении результатов интеллектуальной деятельности, по нашему мнению, правомочно говорить только о передаче исключительных прав, но никак не о переходе права собственности. Исключительное право выполняет в отношении нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности в отношении материальных объектов. Вовлечение в экономический оборот материальных объектов происходит путем передачи права собственности, а нематериальных объектов - путем передачи исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, т.е. право собственности и исключительное право выполняют одну и ту же экономическую функцию, но при этом имеют различное юридическое содержание.

Сравнение правовых режимов

     
   ————————————————————————————————T————————————————————————————————¬
   |      Материальный объект      |      Нематериальный объект     |
   +———————————————————————————————+————————————————————————————————+
   |                 1. Ограниченность в пространстве               |
   +———————————————————————————————T————————————————————————————————+
   |Ограничен в пространстве.      |Никак не ограничен в            |
   |Действие права связано с его   |пространстве. Может быть        |
   |положением в пространстве,     |использован повсеместно. Для    |
   |нахождением на территории      |него важен территориальный      |
   |определенного государства и    |характер действия прав          |
   |соответственно подчинения      |                                |
   |действующему на этой территории|                                |
   |законодательству               |                                |
   +———————————————————————————————+————————————————————————————————+
   |                        2. Право владения                       |
   +———————————————————————————————T————————————————————————————————+
   |Использование материального    |Отсутствие возможности          |
   |объекта связано с его          |"владения"                      |
   |физическим обладанием          |                                |
   +———————————————————————————————+————————————————————————————————+
   |                     3. Право использования                     |
   +———————————————————————————————T————————————————————————————————+
   |Может быть одновременно        |Может быть одновременно         |
   |использован одним лицом        |использован неограниченным      |
   |                               |кругом лицом                    |
   +———————————————————————————————+————————————————————————————————+
   |                      4. Право распоряжения                     |
   +———————————————————————————————T————————————————————————————————+
   |Распоряжение может быть        |Распоряжение нематериальным     |
   |произведено лишь с прекращением|активом может сочетаться с      |
   |прав прежнего собственника.    |сохранением права использования |
   |Данное право закрепляется      |за правообладателем и с         |
   |только за одним лицом          |наделением правом использования |
   |                               |нескольких лиц                  |
   +———————————————————————————————+————————————————————————————————+
   |                       5. Срочность права                       |
   +———————————————————————————————T————————————————————————————————+
   |Подвергается физической        |Не подвергается физической      |
   |амортизации, поэтому нет смысла|амортизации, поэтому права на   |
   |устанавливать срочный характер |них имеют срочный характер      |
   |прав                           |                                |
   L———————————————————————————————+—————————————————————————————————
   

Таким образом, кинокомпания, заключив договоры с авторами, является законным правообладателем всего комплекса исключительных имущественных прав на результат интеллектуальной деятельности - аудиовизуальное произведение. При этом в силу произведенных расходов по созданию аудиовизуального произведения кинокомпания становится также обладателем материального объекта - мастер-кассеты с записью копии фильма. Однако обладание материальным объектом не дает права кинокомпании на экономическое использование этого объекта в гражданском обороте, так как аудиовизуальное произведение является объектом авторского права. Для решения вопроса, к какому виду активов отнести аудиовизуальное произведение, необходимо определить какой элемент - материальный или нематериальный является важнее. Как уже было отмечено выше, именно обладание исключительными правами на аудиовизуальное произведение имеет коммерческую ценность, т.е. нематериальная составляющая аудиовизуального произведения намного важнее его материальной составляющей.

Как уже было отмечено выше, некоторые авторитетные специалисты в области бухгалтерского учета считают, что ПБУ 14/2000 установило закрытый перечень объектов интеллектуальной деятельности, которые относятся к нематериальным активам, и этот перечень приведен в п. 4 ПБУ 14/2000. При прочтении п. 4 ПБУ 14/2000 следует обратить внимание на фразу: "к нематериальным активам могут быть отнесены...". То есть законодатель не уверен в приведенном им в п. 4 ПБУ 14/2000 перечне объектов интеллектуальной деятельности, которые относятся к нематериальным активам.

По нашему мнению, в ПБУ 14/2000 определяющим является п. 3, так как именно в нем перечислены квалификационные требования к нематериальным активам, а в п. 4 ПБУ 14/2000 приведены всего лишь возможные примеры объектов интеллектуальной деятельности. Привести конкретный, закрытый перечень нематериальных активов невозможно в силу того, что объекты интеллектуальной деятельности с развитием научно-технического прогресса стали принимать столь разнообразные формы, что предвидеть или предугадать их все сегодня достаточно сложно.

Таким образом, к нематериальным активам относятся исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые одновременно отвечают квалификационным требованиям, перечисленным в п. 3 ПБУ 14/2000.

Нецелесообразность отражения расходов по созданию аудиовизуального произведения на счете 03, по нашему мнению, объясняется следующим.

Пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (далее - ПБУ 6/01), установлено, что оно применяется также в отношении доходных вложений в материальные ценности. Следовательно, доходные вложения в материальные ценности - это основные средства, только учитываемые на счетах бухгалтерского учета обособленно, так как целевое использование этих материальных объектов связано исключительно с предоставлением их организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода. Если рассматривать расходы по созданию аудиовизуального произведения как доходные вложения в материальные ценности, то на них автоматически должно распространяться действие ПБУ 6/01 (способы оценки, амортизации и пр.). Следует заметить, что в своих рекомендациях в отношении начисления амортизации по расходам киностудий по созданию аудиовизуальных произведений, данных в Письме от 05.03.2003 N 16-00-14/76, Минфин России указал только на линейный способ амортизации. Получается, что киностудии лишены права выбора иного способа амортизации по указанным объектам.

В связи с изложенным, по мнению автора, аудиовизуальное произведение как результат интеллектуальной деятельности, исключительные имущественные права на который принадлежат киностудии, логичнее и целесообразнее отражать в составе нематериальных активов на счете 04, порядок бухгалтерского учета которых регламентирован ПБУ 14/2000.

На основании п. 24 ПБУ 14/2000 отражение в бухгалтерском учете организации операций, связанных с предоставлением (получением) права на использование аудиовизуальных произведений, осуществляется на основании заключенных между правообладателем и пользователем авторских договоров (о передаче исключительных или неисключительных прав на использование произведений), заключенных в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.

Согласно п. 25 ПБУ 14/2000 нематериальные активы, предоставленные организацией-правообладателем в пользование другой организации-пользователю при сохранении первой организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у организации-правообладателя.

В соответствии с п. 26 ПБУ 14/2000 нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются организацией-пользователем на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. При этом платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде периодических платежей, включая авторские вознаграждения, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и сроки, установленные договором, включаются организацией-пользователем в расходы отчетного периода, а платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, производимые в виде фиксированного разового платежа, включая авторское вознаграждение, отражаются в бухгалтерском учете организацией-пользователем как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора.

Практика показывает, что упоминание в авторском договоре о приобретении исключительных прав на использование аудиовизуального произведения тем или иным способом на какой-либо территории в течение срока, превышающего 12 месяцев, часто воспринимается бухгалтером как руководство к действию для отражения приобретенного исключительного права в составе нематериальных активов на синтетическом счете 04. Такое отражение в учете указанных выше прав ошибочно.

Для правильного понимания способа отражения в учете приобретаемых прав необходимо уяснить следующее. Аудиовизуальное произведение может быть введено в экономический оборот двумя способами, каждому из которых соответствует свой тип авторского договора.

Первый способ - отчуждение права использования, когда права одного обладателя полностью прекращаются и возникают у другого правообладателя.

У нового правообладателя операции по приобретению права использования, произошедшему в результате отчуждения прав, отразятся следующим образом:

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - получены исключительные имущественные права по договору об отчуждении прав;

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 76 - учтен НДС по приобретенным правам;

Дебет 76 Кредит 51 "Расчетные счета" - отражена оплата приобретенных прав.

После принятия решения о начале коммерческого использования приобретенных прав они вводятся в состав нематериальных активов следующей проводкой:

Дебет 04 Кредит 08 - на сумму фактических расходов на приобретение прав.

Одновременно оформляется проводка:

Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 - принят к вычету НДС по приобретенным и оплаченным правам.

У бывшего правообладателя операции по отчуждению прав отразятся в учете следующим образом:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" - выбыли исключительные имущественные права в результате отчуждения;

Дебет 05 "Амортизация нематериальных активов" Кредит 04 - списана сумма амортизации по переданному нематериальному активу;

Дебет 91 Кредит 04 - списана в состав прочих расходов остаточная стоимость нематериального актива;

Дебет 91 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС по операции отчуждения исключительных имущественных прав;

Дебет 51 Кредит 62 - получена оплата за отчужденные исключительные имущественные права.

Второй способ - предоставление права использования аудиовизуального произведения, когда прежний правообладатель сохраняет свои права хотя бы частично либо когда передается весь комплекс исключительных имущественных прав, но на определенное время. Порядок бухгалтерского учета в этом случае регламентирован ст. 26 ПБУ 14/2000.

В учете правообладателя операции по предоставлению прав на использование аудиовизуальной продукции отразятся следующим образом:

Дебет 04, субсчет "Переданные права использования" Кредит 04, субсчет "Исключительные имущественные права на использование НМА" - отражена передача прав использования;

Дебет 76 Кредит 91 (90 "Продажи" - если этот вид деятельности для организации является основным) - отражен причитающийся доход от предоставления права использования нематериального актива;

Дебет 91 (90) Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС" - начислен НДС по операции передачи имущественных прав;

Дебет 91 (20 "Основное производство" - если передача имущественных прав является основным видом деятельности) Кредит 05 - начислена амортизация объекта нематериальных активов, права пользования которым переданы по договору;

Дебет 51 Кредит 76 - поступила оплата за предоставленные в пользование имущественные права.

По истечении срока действия договора на временное предоставление имущественных прав на использование аудиовизуального произведения в учете отражается операция по возвращению нематериального актива на прежний субсчет:

Дебет 04, субсчет "Исключительные имущественные права на использование НМА" Кредит 04, субсчет "Переданные права использования" - завершение действия договора на предоставление права на использование аудиовизуального произведения.

У организации-пользователя операции по учету полученных имущественных прав на временное использование аудиовизуального произведения отразятся следующим образом:

Дебет 012 "НМА, полученные во временное пользование" - отражено на забалансовом счете получение имущественных прав на временное использование аудиовизуального произведения (Планом счетов не предусмотрен отдельный забалансовый счет для учета временно полученных в пользование нематериальных активов, поэтому для этой цели введен дополнительный забалансовый счет 012);

Дебет 76 Кредит 51 - произведена оплата за предоставленные в пользование имущественные права;

Дебет 20 Кредит 76 - отражены расходы по оплате за предоставленные имущественные права во временное пользование;

Дебет 19 Кредит 76 - учтена сумма НДС по полученным имущественным правам.

По истечении срока действия договора на временное предоставление имущественных прав на использование аудиовизуального произведения в учете отражается операция по списанию с забалансового учета нематериального актива:

Кредит 012 - отражено списание с забалансового учета временно полученных имущественных прав на использование аудиовизуального произведения.

Т.А.Мартынова

Генеральный директор

ООО "Юстис-Арт-Консалтинг",

аудитор,

налоговый консультант

Подписано в печать

27.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Построение рабочего плана счетов в условиях автоматизированной обработки данных ("Современный бухучет", 2005, N 5) >
Статья: Разъяснения по практическому применению норм ст. ст. 346.16 и 346.17 НК РФ, касающихся порядка определения и признания расходов при применении упрощенной системы налогообложения (Окончание) ("Современный бухучет", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.