Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Организация планирует расширить штат сотрудников для работы в других регионах. Разъясните порядок документального оформления отношений с региональными сотрудниками. ("Аудит и налогообложение", 2005, N 5)



"Аудит и налогообложение", 2005, N 5

Вопрос: Организация планирует расширить штат сотрудников для работы в других регионах. Разъясните порядок документального оформления отношений с региональными сотрудниками.

Ответ:

Трудовые отношения

При приеме на работу новых сотрудников, постоянно проживающих в других регионах, в качестве штатных между работодателем и работником возникают трудовые отношения на основе трудового договора (контракта), регулируемые Трудовым кодексом РФ. Согласно ст. 21 ТК РФ каждый работник, работающий по трудовому договору, имеет право на рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором.

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место определяется как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Использование работы надомников (согласно ст. 310 ТК РФ надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомниками за свой счет) означает создание организацией рабочих мест вне нахождения головного офиса.

Работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 311 ТК РФ).

По вопросу, касающемуся условий труда надомников, также следует руководствоваться Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.09.1981 N 275/17-99.

Таким образом, оформление отношений работодателя и работника в качестве трудовых влечет за собой создание рабочих мест в любой форме (стационарной или надомной).

Обособленное подразделение

Толкования понятия "обособленное подразделение организации", используемые для целей гражданского и налогового законодательства, не идентичны. Этим понятием определяется, с одной стороны, правоспособность соответствующего подразделения, а именно возможность заключения от имени юридического лица хозяйственных договоров, осуществления отдельных хозяйственных операций, а с другой стороны - необходимость исчисления и уплаты налогов по месту фактического нахождения подразделения.

Согласно положениям гражданского законодательства выделяются такие обособленные подразделения организаций, как представительства и филиалы.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиал - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, включая функции представительства.

Представительства и филиалы организаций не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

Созданные организациями представительства и филиалы в обязательном порядке указываются в их учредительных документах (уставе, положении и др.), при этом сами представительства и филиалы юридического лица не являются его органами. На это, в частности, указывается в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.09.1997 N 435/96.

Необходимо учитывать, что любое обособленное структурное подразделение юридического лица должно быть классифицировано как филиал либо как представительство, так как иного варианта действующее гражданское законодательство не предусматривает.

В Письме Минфина России от 28.08.2001 N 04-01-10/3-87 разъяснено, что территориальная обособленность от места нахождения организации (то есть от места государственной регистрации, указанного в учредительных документах) может определяться территорией города, улицы или района в городе.

Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности, в которой определяются полномочия руководителя.

Толкование понятия "обособленное подразделение" в налоговом законодательстве несколько иное.

Так, в соответствии с положениями ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации для целей налогообложения понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо оттого, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Под рабочим местом согласно Трудовому кодексу понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Исходя из приведенного в ст. 11 НК РФ понятия обособленного подразделения для его признания таковым в целях налогообложения необходимо создание как минимум двух рабочих мест. На это, в частности, указано в Постановлении ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01.

Практика судов по данному вопросу неоднозначна. Так, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 суд отметил, что под обособленным подразделением следует понимать и одно рабочее место.

Позиция МНС России по этому вопросу отражена в Письме от 28.04.2004 N 09-3-02/1912, в котором разъяснено, что создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки такого обособленного подразделения на учет в налоговом органе.

По всем обособленным подразделениям на территории Российской Федерации юридические лица обязаны представить в налоговый орган по месту учета данные об их создании, реорганизации или ликвидации. Согласно п. 2 ст. 23 НК РФ информация об обособленных подразделениях организации представляется в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.

В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организация обязана встать на учет в налоговых органах как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений, принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, сколько бы у организации ни было обособленных подразделений, по месту нахождения каждого из них она должна быть поставлена на учет в налоговых органах.

Государственная регистрация юридических лиц производится в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Как указано в ст. 83 НК РФ, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ.

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации утверждена Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

При постановке на учет юридического лица по месту нахождения обособленных подразделений ему присваивается код причины постановки на учет (КПП).

Заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Месячный срок для подачи заявления о постановке обособленного подразделения на учет в налоговом органе отсчитывается с момента составления справки, фиксирующей создание организацией стационарных рабочих мест. При этом договор аренды, например, не свидетельствует о создании обособленного подразделения, а может служить одним из доказательств факта деятельности подразделения, на что указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2001 N А56-10005/01.

Согласно ст. 11 НК РФ и определению рабочего места, приведенного в ст. 209 ТК РФ, месячный срок подачи заявления о постановке на учет обособленного подразделения исчисляется со дня начала осуществления им деятельности, а не со дня издания приказа о его создании (Постановление ФАС Уральского округа от 16.07.2001 N Ф09-1520/2001-АК).

Постановка на учет организаций по месту нахождения принадлежащего им транспортного средства согласно п. 5 ст. 83 НК РФ производится на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. При этом организации присваиваются соответствующие КПП.

Налоговые органы в соответствии с требованиями ст. 84 НК РФ обязаны произвести постановку на учет в течение пяти дней со дня поступления соответствующих сведений и в тот же срок выдать или направить по почте свидетельство и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

На основании п. 2.1.6 Приказа МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества, месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, обязаны сообщать по каналам связи в налоговый орган по месту нахождения организации о постановке ее на учет и о присвоении соответствующего КПП в течение одного рабочего дня со дня постановки организации на учет в данном налоговом органе.

Являясь структурными подразделениями организаций, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения в целом ряде случаев обязаны исполнять обязанности головных организаций по уплате налогов и сборов по месту своего фактического нахождения. Сами обособленные подразделения не признаются участниками налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Учитывая данное обстоятельство, ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующее обособленное подразделение (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9).

Исчисление и уплата налогов

Порядок исчисления и уплаты налогов организациями, имеющими созданные в установленном порядке обособленные подразделения, регулируется положениями соответствующих глав НК РФ или отдельных федеральных законов.

Налог на имущество.

Статьей 384 НК РФ определены особенности исчисления и уплаты налога на имущество в отношении организаций, имеющих обособленные подразделения.

Согласно указанной статье организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

Таким образом, обособленное подразделение является плательщиком налога на имущество при условии, что оно выделено на отдельный баланс.

Налог на прибыль.

На основании п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 24%.

При этом:

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;

- сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ налога законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. В то же время она не может быть ниже 13,5%.

Поскольку в федеральный бюджет налог на прибыль уплачивается по единой ставке и вне зависимости от места нахождения обособленных подразделений организации, исчисление и уплата в федеральный бюджет сумм авансовых платежей по налогу на прибыль, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, согласно п. 1 ст. 288 НК РФ производятся по месту нахождения головной организации без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Уплата же авансовых платежей и сумм налога в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований производится налогоплательщиками (российскими организациями) по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Порядок определения доли прибыли, приходящейся на соответствующее обособленное подразделение организации, разъяснен в п. 8.2 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ" (утв. Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729, в редакции от 27.10.2003).

Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль, а также самих сумм налога, исчисленных по итогам налогового периода, производится организациями в том числе в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений.

Налог на добавленную стоимость.

Начиная с оборотов за июль 2002 г., организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают налог по месту постановки на учет организации без распределения его по обособленным подразделениям. Это подтверждается п. 50 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ.

Транспортный налог.

В соответствии с положениями ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по указанному налогу.

Согласно п. 4 ст. 362 НК РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации.

Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год (п. 5 ст. 362 НК РФ).

На основании ст. 363 НК РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в срок, установленный законами субъектов РФ.

Таким образом, вне зависимости от того, используется транспортное средство обособленным подразделением организации, выделенным на самостоятельный баланс, либо нет, или используется оно другим структурным подразделением организации, уплата транспортного налога должна производиться в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, включаемые в объект налогообложения по транспортному налогу.

Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 07.05.2003, с изменениями от 10.10.2003) и Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" (в ред. от 22.12.2003).

Согласно п. 77 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В графе "Особые отметки" этих документов делается запись: "филиал (представительство) и его наименование".

Налог на доходы физических лиц.

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми физические лица получили доходы, подлежащие налогообложению, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Так как налоговая база и сумма налога по каждому физическому лицу - налогоплательщику определяется индивидуально, то под суммой налога по доходам работников обособленных подразделений понимается не фонд оплаты труда, а суммарная величина индивидуально рассчитанных налогов.

Удержанные суммы налога на доходы перечисляются организациями ежемесячно как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Единый социальный налог.

Пунктом 8 ст. 243 НК РФ установлено, что обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате ЕСН (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по предоставлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

В совместном Письме Пенсионного фонда РФ от 11.06.2002 N МЗ-16-25/5221 и МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835 разъяснено, что организации-страхователи, в состав которых входят обособленные подразделения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представление отчетности по страховым взносам в порядке, аналогичном порядку уплаты единого социального налога и представления отчетности по налогу.

Таким образом, в случае если обособленное подразделение организации не соответствует хотя бы одному из условий, предусмотренных п. 8 ст. 243 НК РФ, уплата единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также представление отчетности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется головной организацией централизованно в территориальные фонды по месту ее нахождения.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 8 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи из числа организаций, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, через которые эти страхователи выплачивают вознаграждения физическим лицам.

Непосредственно вопросы уплаты страховых взносов организациями, в состав которых входят обособленные подразделения, разъяснены в совместном Письме МНС России от 14.06.2002 N БГ-6-05/835 и Пенсионного фонда РФ от 11.06.2002 N МЗ-16-25/5221.

В этом Письме говорится, что в целях реализации положений действующего законодательства налогоплательщики-организации, в состав которых входят обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не выплачивающие вознаграждения в пользу физических лиц, производят уплату страховых взносов централизованно по месту своего нахождения. В данном случае и декларации, и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представляются по месту нахождения головной организации.

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организаций по уплате страховых взносов, а также представляют декларации и расчеты по авансовым платежам по страховым взносам по месту своего нахождения.

В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" организации должны быть зарегистрированы в качестве страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Обособленное подразделение организации может быть признано таковым в целях налогового законодательства и в том случае, когда работники организации направляются в служебную командировку сроком свыше одного месяца (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2002 N А05-9651/01-491/14).

Направление сотрудников в командировку

Согласно ст. 166 ТК РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

В п. 1 ст. 9 Федерального закона 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" указано, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Они принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.

Для оформления и учета направления работника в командировку применяется "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку" (форма N Т-9). Данная форма заполняется работником кадровой службы на основании служебного задания, подписывается руководителем организации или уполномоченным им лицом. В приказе указываются фамилия и инициалы, структурное подразделение, должность (специальность, профессия) командируемого, а также цель, время и место командировки, то есть место назначения: страна, город, организация. Форма N Т-10 "Командировочное удостоверение" является документом, удостоверяющим время пребывания в служебной командировке (время прибытия в пункт назначения и время убытия из него).

В каждом пункте назначения делаются отметки о времени прибытия и выбытия, которые заверяются подписью ответственного должностного лица и печатью. По нашему мнению, у организации, направляющей в командировку работника, могут возникнуть проблемы по оформлению первичных документов по командировке, если в них не будет указана организация, в которую направляется командированное лицо.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Если документы будут оформлены с нарушением установленного порядка, то организация не сможет признать затраты по командировке в качестве расходов ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете.

Консультационный отдел

ЗАО "Horwath МКПЦН"

Подписано в печать

27.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организацией заключен договор с компанией, оказывающей услуги сотовой связи. Услуги предоставляются с оплатой по счету за все номера за прошедший период. Установлен лимит расходов на переговоры для всех сотрудников, за которыми закреплены мобильные телефоны, в размере 50 долл. в месяц. Можно ли взыскать с работника стоимость телефонных переговоров сверх лимита? Если да, то в какой форме и на каких основаниях? ("Аудит и налогообложение", 2005, N 5) >
Статья: <Новости от 27.04.2005> ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2005, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.