Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О "недобросовестности" замолвили слово ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 5)



"Практическая бухгалтерия", 2005, N 5

О "НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ" ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО

Когда компанию могут обвинить в "недобросовестности"? Каковы ее признаки? Ответов на эти вопросы в Налоговом кодексе вы не найдете. Между тем их сформулировали столичные контролеры.

Одной из популярных причин отказа в вычете по НДС является подозрение компании в недобросовестности. Однако ни ее определение, ни критерии налоговым законодательством не установлены.

Исправить "ошибку" взялось столичное УМНС. В Письме от 4 марта 2005 г. N 09-15/13517 налоговые работники привели свод выигранных арбитражных дел, в которых собраны факты, свидетельствовавшие о недобросовестности фирм. Несмотря на то что все рассмотренные дела касаются экспортеров, Письмо будет интересно и предприятиям, работающим на внутреннем рынке.

Дело N 1. Ключ к разгадке

Обратимся к первому делу. Здесь судьи расшифровали понятие "недобросовестность": "...такое существование субъективных прав лица, при котором причиняется вред или создается угроза причинения вреда иным лицам". В данном случае, как отметили арбитры, "создается угроза нанесения ущерба Российской Федерации путем неправомерного возмещения сумм НДС..." (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2004 г. по делу N 09АП-928/04-АК).

Рассмотрим аргументы, которые убедили арбитров в недобросовестности компании.

Во-первых, товары приобретались по ценам, значительно превышающим рыночные. Этот факт, в частности, подтверждают данные, полученные по запросу контролеров из Госкомстата России.

Во-вторых, работники налоговой службы выявили, что поставщик передал экспортеру товар, которым сам еще не владел, поскольку право собственности на него перешло позже.

В-третьих, расчеты между контрагентами прошли в один день.

В-четвертых, компания расплатилась с поставщиком деньгами, полученными от покупателя.

Кроме того, контролеры, а вслед за ними и судьи пришли к выводу, что поставщик налог на добавленную стоимость в бюджет не перечислил.

И наконец, в-пятых, установить изготовителя продукции работникам налоговой не удалось.

Вердикт арбитров таков: "деятельность заявителя и его контрагентов направлена на имитацию хозяйственной деятельности с целью неправомерного получения из бюджета налога на добавленную стоимость".

Надо сказать, приведенные выше критерии не новы. И практика "сканирования" фирмы на добросовестность уже давно с успехом применяется как контролерами, так и арбитрами. При этом зачастую судьи поддерживают именно налоговых работников.

Важный момент. Судьи указали на то, что приведенные выше признаки "недобросовестности" вовсе не являются таковыми, если рассматривать каждый из них в отдельности. К примеру, сам по себе факт того, что товар закупался по завышенной цене либо расчеты между контрагентами произведены в один день, недобросовестность компании не доказывают. Между тем в комплексе данные обстоятельства свидетельствовать о том, что компания недобросовестна, могут вполне.

Дело N 2. Момент истины

Перейдем ко второму делу, рассмотренному в Письме налоговых специалистов (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 сентября 2004 г. по делу N А40-34680/04-80-321). Здесь более подробно остановимся на двух нюансах. Первый касается Правил Инкотермс, а именно термина FCA (франко-перевозчик). Напомним, что контракт, заключенный на условиях FCA, означает лишь то, что экспортер обязательства по сделке выполнил уже в момент передачи товара перевозчику, нанятому иностранным покупателем.

Однако мнение налоговых работников в рассматриваемом деле непреклонно: "поставка осуществлялась на условиях FCA, что означает, что товар передан в распоряжение перевозчика на территории РФ". Исходя из этого контролеры пришли к выводу, что экспорта не было вообще. Следовательно, и претендовать на возмещение из бюджета НДС компания права не имеет.

Благо, судьи такое мнение не разделяют, поскольку Правила "Инкотермс-2000" момент перехода права собственности не регулируют. Они всего лишь определяют переход рисков повреждения товаров. Не более. Значит, факта экспорта контракт, заключенный на условиях FCA, не опровергает.

И второй нюанс. Судьи указали, что документы, которых нет в перечне ст. 165 Налогового кодекса, проверяющие требовать не вправе. К примеру, это правило касается выписки из торгового реестра страны иностранного покупателя.

Что касается факторов "недобросовестности", они схожи с теми, которые указаны выше.

Дело N 3. Под занавес

И наконец, последнее арбитражное дело, которое нашло отражение в мартовском Письме налоговой службы. В нем судьи также заключили, что компания недобросовестна. Между тем положения ст. ст. 171, 172 и 176 Налогового кодекса, которые дают право на возмещение "экспортного" налога на добавленную стоимость, по мнению арбитров, рассчитаны исключительно на "добросовестных". Следовательно, о возврате налога из бюджета здесь говорить не приходится (Постановление ФАС Московского округа от 7 февраля 2005 г. по делу N КА-А40/136-05).

Признаки недобросовестности фирмы такие:

- нет собственных денег для оплаты счетов поставщика;

- товар оплачен поставщику после получения выручки от иностранного покупателя;

- завышение покупной цены на товар;

- убыточная деятельность фирмы;

- минимальная выгода от сделки;

- слишком частое внесение изменений в учредительные документы, а именно в состав собственников (дважды в течение полугода);

- отсутствие финансово-хозяйственной деятельности.

Итак, подведем неутешительный итог. Понятие "недобросовестность", как, впрочем, и ее критерии активно используются на практике. Надеяться остается только на то, что отказывать в возмещении из бюджета НДС работники налоговой службы будут не в силу каких-либо отдельных причин, а оценивая все факты в комплексе.

Ю.Духно

Эксперт ПБ

Подписано в печать

26.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Осторожно, счет закрывается ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 5) >
Статья: Не зная броду, не лезь в воду ("Практическая бухгалтерия", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.