![]() |
| ![]() |
|
Статья: Рекламные акции: как свести негативные налоговые последствия к минимуму ("Главбух", 2005, N 9)
"Главбух", 2005, N 9
РЕКЛАМНЫЕ АКЦИИ: КАК СВЕСТИ НЕГАТИВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ К МИНИМУМУ
Минфин России в Письме от 28 марта 2005 г. N 03-04-11/66 в очередной раз заявил, что на стоимость сувениров, розданных в рамках рекламной акции, нужно начислять НДС. Мы в свою очередь неоднократно писали о полной несостоятельности такой позиции. Но тем не менее оспорить точку зрения налоговиков по-прежнему можно только в суде. Увы, но НДС по сувенирам - это далеко не единственная проблема, с которой сталкивается бухгалтер фирмы, решившей провести ту или иную рекламную акцию. Обо всех налоговых сложностях и о способах их преодоления читайте в этой статье.
Бесплатные подарки покупателям
Раздача подарков - это одна из самых распространенных рекламных акций. Суть ее сводится к тому, что покупатель определенного товара получает от продавца в подарок какой-либо сувенир. Бывает и так, что покупателю нескольких одинаковых товаров бесплатно дарят еще один экземпляр ("три по цене двух" и пр.). Но какими бы ни были условия акции, ее можно оформить, как:
- безвозмездную передачу товаров; - раздачу сувениров в рамках рекламной кампании; - скидку. Два первых варианта невыгодны. Заявив о безвозмездности акции, фирма, во-первых, лишает себя возможности даже с помощью судей обойти проблему с НДС, о которой мы сказали в начале статьи. Во-вторых, стоимость подарков не удастся исключить из налогооблагаемой прибыли. Это запрещает делать п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ. И наконец, в-третьих, если сувениры вручают физическим лицам, возникает проблема с НДФЛ. Если стоимость подарков превышает 2000 руб., то фирме необходимо сообщить о невозможности удержать НДФЛ с покупателя. Когда раздача подарков оформляется как рекламная кампания, нужно издать соответствующий приказ директора, а также утвердить у него программу акции. В этом случае у фирмы есть шанс доказать в суде, что на стоимость призов не нужно начислять НДС. Кроме того, продавец сможет включить стоимость подарков в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход. Но тут есть следующий отрицательный момент. Подарки, розданные в рамках рекламных кампаний, учитывают при налогообложении прибыли только в пределах 1 процента от полученной выручки (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). А "входной" НДС по подаркам можно принять к вычету лишь пропорционально той части их стоимости, которая укладывается в норматив. Это правило прописано в п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ. Что касается НДФЛ, то рекламная кампания проблемы с этим налогом также не решает. В этом случае фирме придется проинформировать налоговиков о том, что ее клиенты - физические лица получили подарки стоимостью более 2000 руб. Таким образом, чтобы полностью уйти от проблем с налогообложением, подарки покупателям надо оформить как продажу товаров со скидкой. Она будет равна продажной стоимости подарка. В результате проверяющие увидят, что фирма никому ничего безвозмездно не передавала. А значит, отпадают все вопросы с начислением НДС по безвозмездно переданному имуществу (его на бумаге просто нет), нормируемым рекламным расходам (таких расходов фирма формально не понесла) и с налогообложением покупателей - физических лиц. Единственная загвоздка такого варианта кроется в ст. 40 Налогового кодекса РФ. Напомним: она позволяет инспекторам доначислять налоги, если выручка от продажи товара оказалась более чем на 20 процентов ниже его рыночной цены. Но и с этой проблемой можно справиться, если столь значительные скидки будут предусмотрены маркетинговой политикой компании. Дело в том, что, определяя рыночную цену товара, налоговики обязаны учитывать маркетинговую политику фирмы (п. 3 ст. 40 Налогового кодекса РФ).
Пример. ЗАО "Меркурий" производит стационарные телефонные аппараты для офисов. Чтобы увеличить продажи, фирма объявила, что оптовый покупатель 9 телефонов получает еще один телефон бесплатно. Продажная цена одного телефона составляет 590 руб. (в том числе НДС - 90 руб.). В тех случаях, когда покупатель приобретает 9 телефонов, на каждый из них устанавливается скидка, равная 1/10 стоимости одного аппарата. С такой же скидкой продается "бесплатный" телефон. Таким образом, в учете ЗАО "Меркурий" отражается реализация 10 телефонов по цене 531 руб. (590 руб. - 590 руб. : 10 шт.) за штуку, включая НДС - 81 руб. (90 руб. - 90 руб. : 10 шт.). Выручка фирмы от продажи 9 телефонов без скидки составляет 5310 руб. (590 руб. x 9 шт.). Такой же будет сумма выручки от реализации 10 аппаратов со скидкой (531 руб. x 10 шт.). Только во втором случае у фирмы не возникнет проблем с безвозмездной передачей товаров. А поскольку выручка со скидкой отклоняется от обычной продажной стоимости телефона всего лишь на 10 процентов ((590 руб. - 531 руб.) : 590 руб. x 100%), то налоговики не смогут придраться к ценовой политике ЗАО "Меркурий".
Сувениры на выставках
Обычно участники выставок раздают посетителям сувениры или устраивают так называемые промоакции - предлагают продегустировать или опробовать продукцию фирмы. Проблемы, с которыми здесь сталкивается бухгалтер, те же, что и в предыдущем случае. А именно: налоговики требуют начислять по таким сувенирам НДС, как по безвозмездно переданному имуществу, а также сообщать о доходах физических лиц, получивших сувенир, стоимость которого превышает 2000 руб. Другое дело, что уйти от этих проблем с помощью скидок в данном случае не удастся. Ведь получить сувенир на выставке или принять участие в промоакции, как правило, может любой желающий. И никаких встречных действий, наподобие покупки товара, от него не требуется. Таким образом, оптимальный способ минимизации налогов в данном случае состоит в том, чтобы оформить раздачу сувениров или промоакцию как рекламную кампанию. Отметим, что средства, истраченные на участие в выставке, при расчете налогооблагаемой прибыли не нормируются (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Распространяется ли это правило на сувениры и товары, розданные во время такого мероприятия? Увы, но налоговики в регионах считают, что к выставочным сувенирам данная норма не применима. Их стоимость нужно списывать на расходы в пределах норматива. Например, об этом заявило УМНС России по г. Москве в Письме от 12 мая 2003 г. N 26-12/25950. Конечно, данный вывод весьма спорен. Ведь Налоговый кодекс РФ не конкретизирует перечень ненормируемых расходов на участие в выставке. А значит, ничто не мешает отнести к ним все затраты, поименованные в смете, включая стоимость сувениров и товаров, израсходованных в ходе промоакции. Но, поступив таким образом, фирма скорее всего будет доказывать свою правоту в суде. Чем кончится дело, предсказать трудно, поскольку на сегодняшний день подобная судебная практика не сложилась.
Стимулирующие лотереи
Еще один распространенный вид рекламных акций - розыгрыш призов среди покупателей (или что то же самое - стимулирующая лотерея). Например, всем желающим предлагают прислать несколько эмблем, вырезанных с упаковок определенного товара, а затем выбирают победителей и вручают им призы. В данном случае бухгалтер также сталкивается с проблемой НДС при безвозмездной передаче товаров, нормированием расходов и налогообложением призеров - физических лиц. Сразу предупредим: единственная проблема, которой в данном случае можно избежать, - это начисление НДС. Да и то для этого придется идти в суд. Нормировать же стоимость призов в налоговом учете придется. Этого прямо требует п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ. Увы, но налоговыми неприятностями розыгрыш призов не ограничивается. Дело в том, что довольно строгие требования к стимулирующим лотереям предъявляет Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях". Чтобы организовать розыгрыш призов, нужно за 20 дней до его начала уведомить об этом налоговую инспекцию (п. п. 1 и 3 ст. 7 Закона о лотереях). К уведомлению нужно приложить документы, перечисленные в п. 2 ст. 7 Закона о лотереях. Их список довольно внушительный и, в частности, включает в себя нотариально заверенные копии учредительных документов. Инспекторы изучают полученные документы в течение 15 дней. При этом у них есть право запретить лотерею, в том числе из-за того, что у ее организатора есть задолженность по налогам (п. 3 ст. 7 Закона о лотереях). Если фирма не уведомит налоговиков о предстоящей стимулирующей лотерее, с нее взыщут от 50 000 до 500 000 руб. Штраф же, угрожающий в этом случае директору, составляет от 4000 до 20 000 руб. (п. 1 ст. 14.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Распространение печатной продукции
Бесплатное распространение печатной продукции (брошюр, буклетов, листовок и т.п.), содержащей информацию о фирме и ее товарах, - один из самых популярных видов рекламных акций. Одна из причин этого состоит в том, что данный вид рекламы не нормируется при налогообложении прибыли. Правда, тут есть несколько нюансов. Во-первых, в п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ прямо упомянуты среди ненормируемых видов рекламной печатной продукции только брошюры и каталоги. Поэтому налоговики считают, что расходы на изготовление другой бумажной рекламы, скажем листовок и буклетов, нормируются. Несомненно, вывод чиновников довольно спорный. Но фирма вполне может решить эту проблему, не вступая в конфликт с инспекторами. Для этого нужно договориться с типографией, что во всех документах, которые попадут в бухгалтерию рекламодателя (договоре, накладных, счетах-фактурах), листовки будут называться брошюрами. Тогда проблема нормирования отпадет. В документах же, которые не могут попасть на глаза проверяющим (техническое задание, спецификации и т.д.), вполне можно назвать вещи своими именами. Второй нюанс связан с затратами на распространение печатной продукции. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ позволяет не нормировать только расходы на изготовление брошюр и каталогов. Средства же, истраченные на их распространение, среди ненормируемых рекламных расходов не упомянуты. Означает ли это, что стоимость почтовой рассылки и зарплату распространителей листовок нужно списывать на расходы в пределах норматива? Вовсе нет. Ведь затраты на почтовые услуги можно полностью списать на прочие расходы на основании пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ. А зарплата распространителей целиком относится к расходам на оплату труда (ст. 255 Налогового кодекса РФ). То есть эти расходы в принципе не относятся к рекламным. Если налоговики будут возражать против такого подхода, стоит напомнить им норму, прописанную в п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ. В ней идет речь о налоговом учете затрат, которые в равной степени можно отнести к нескольким группам расходов. Сталкиваясь с такими затратами, налогоплательщик вправе классифицировать их по своему усмотрению. Теперь перейдем к НДС. Напомним: по мнению Минфина России, этот налог нужно начислять на стоимость любого бесплатно переданного товара. Для печатной рекламной продукции чиновники никакого исключения не делают (см., например, Письмо Минфина России от 26 ноября 2004 г. N 03-04-11/211). Поэтому и в случае с распространением листовок фирме придется отстаивать свое право не платить НДС в судебном порядке. Что же касается проблемы с НДФЛ, то при раздаче буклетов, листовок и каталогов она не возникает. Ведь в подавляющем большинстве случаев стоимость одного экземпляра такой продукции не превышает 2000 руб.
К.С.Каляев Эксперт журнала "Главбух" Подписано в печать 26.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |