Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 26.04.2005> ("Главбух", 2005, N 9)



"Главбух", 2005, N 9

Финансовое ведомство оправдало прогноз "Главбуха" относительно момента, когда вводятся в действие новые декларации (с. 13). Налоговики внесли свою лепту в расчет амортизации при реструктуризации или модернизации (с. 14). Обслуживание зарплатных пластиковых карт налог на прибыль не снижает (с. 16). Переход на "упрощенку": как учитывать основные средства (с. 16). Минфин России объяснил, как "упрощенцам" переходить на общий режим (с. 18).

Минфин оправдал прогноз "Главбуха"

по применению новых деклараций

Минфин России требует применять новые декларации уже с отчетности за I квартал, а датой вступления в силу новых форм считать день их опубликования. Для нас это не сюрприз: "Главбух" уже предупредил бухгалтеров, что позиция чиновников будет именно такой (см. прошлый, 8-й номер, с. 12).

Напомним, что совсем недавно Минюст России зарегистрировал сразу четыре приказа финансового ведомства, которые утверждают новые формы отчетности - расчеты по ЕСН и пенсионным взносам, а также декларации по НДС и акцизам. Основная проблема этих приказов состояла в том, что было непонятно, с какого момента они вступают в силу.

По общему правилу нормативные акты Минфина России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Но с оговоркой: если в самих документах не установлен другой порядок. Между тем во всех приказах финансового ведомства говорится о том, что применять их нужно, отчитываясь за I квартал или март 2005 г.

Означает ли это, что они вступают в силу с момента их официального опубликования? В Минфине России ответили на этот вопрос утвердительно. Таким образом, чиновники заняли не совсем выгодную для предприятий позицию (Письмо от 15 апреля 2005 г. N 03-05-02-03/7). Специалисты финансового ведомства указали следующее: после того как новые формы отчетности опубликованы, отчитываться нужно уже по ним. С этого момента старые формы расчетов и деклараций утратили силу.

Правда, стоит отметить, что Письмо Минфина России напрямую касается только отчетности по ЕСН и пенсионным взносам. Однако выводы, которые сделали чиновники, можно распространить и на декларации по НДС и акцизам. Все эти документы нужно применять начиная с отчетности за I квартал и март 2005 г., не дожидаясь, пока пройдет 10 дней после дня их опубликования.

Дело в том, что это правило о 10 днях используется только в том случае, если самими нормативными актами не установлен другой порядок вступления их в силу (п. 12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763). При этом, как следует из п. 10 упомянутого Указа, приказы Минфина России, утверждающие новые формы отчетности, обязательно должны быть опубликованы. Только после этого они вступят в силу.

Обратите внимание: если вы успели отчитаться по старым формам до того, как были опубликованы новые, пересдавать отчеты по новым формам не нужно. Более того, судебная практика говорит о том, что оштрафовать фирму, которая отчиталась по старым формам, даже когда уже действовали новые, налоговикам удается далеко не всегда. Более подробно о проблемах со сдачей отчетности и путях их решения вы можете прочитать в журнале "Главбух" N 8, 2005 на с. 12.

Письмо Минфина России от 15 апреля 2005 г. N 03-05-02-03/7 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 17, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 9, 2005.

ФНС России: нюансы амортизации при реконструкции

Обратившись к теме реконструкции и модернизации, налоговики поработали над двумя нюансами, которые касаются амортизации обновленных объектов. По идее, усилия инспекторов были направлены на то, чтобы бухгалтеры не ломали голову над расчетами в нестандартных ситуациях. Посмотрим, к чему пришли чиновники.

В первую очередь они рассмотрели случай, когда после реконструкции первоначальная стоимость объекта изменилась, а срок полезного использования остался прежним. Рассчитывать ежемесячную норму и оставшийся срок амортизации налоговики предлагают по ими же выведенным формулам.

По мнению чиновников, для расчета суммы ежемесячных отчислений после реконструкции надо использовать такую формулу:

Амес = (ПС + СР) x (1 : n x 100%),

где Амес - сумма ежемесячной амортизации; ПС - первоначальная стоимость объекта; СР - стоимость работ по модернизации (или реконструкции); n - общий срок полезного использования имущества.

А вот оставшийся срок амортизации получится, если остаточную стоимость, в которой уже учтены работы, разделить на ежемесячную норму. Тут формула будет такой:

nост = ОСср : Амес,

где nост - оставшийся срок амортизации; ОСср - остаточная стоимость имущества с учетом затрат на его реконструкцию (или модернизацию).

К сожалению, расчет, предложенный ФНС России, налогоплательщикам невыгоден. Ведь в этом случае фирма будет вынуждена списывать обновленное основное средство гораздо дольше, чем предполагала, когда принимала его к учету. К тому же начисленные суммы в налоговом и бухгалтерском учете будут отличаться. А значит, придется рассчитывать временные разницы по ПБУ 18/02.

Однако с подходом налоговиков к этому вопросу можно поспорить. Во-первых, амортизация начисляется только в течение срока полезного использования. При этом п. 1 ст. 258 Налогового кодекса РФ говорит, что увеличивать такой срок - это право, а не обязанность организации.

Во-вторых, Налоговый кодекс РФ не предлагает формулы для расчета амортизации в случае реконструкции или модернизации (ту, что в п. 4 ст. 259, применяют, когда приходуют новый объект). А на основании п. 7 ст. 3 Кодекса все неясности и противоречия законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

Поэтому, на наш взгляд, фирма может воспользоваться тем алгоритмом расчета, который применяется в бухучете. А именно:

Амес = (ОС + СР) x (1 : nост x 100%),

где Амес - сумма ежемесячной амортизации; ОС - остаточная стоимость объекта; СР - стоимость работ по модернизации (или реконструкции); nост - оставшийся срок полезного использования основного средства.

Правда, есть вероятность, что с таким вариантом инспекторы не согласятся и организации придется отстаивать свою правоту в суде.

Приведем пример, на котором рассмотрим оба варианта расчета амортизации.

Пример. ООО "Прогресс" модернизировало объект основных средств. Его первоначальная стоимость равна 2 000 000 руб., а срок полезного использования - 72 месяца. Сумма ежемесячной амортизации составляла 27 777,78 руб. (2 000 000 руб. : 72 мес.). До модернизации объект эксплуатировали 12 месяцев. Следовательно, за это время была начислена амортизация, равная 333 333,33 руб. (27 777,78 руб. x 12 мес.).

ООО "Прогресс" работа ремонтной бригады обошлась в 700 000 руб., без НДС. Модернизация проводилась в течение 14 месяцев, и амортизация в это время не начислялась.

Вариант ФНС России

После модернизации ежемесячная сумма амортизации станет равна 37 500 руб. ((2 000 000 руб. + 700 000 руб.) : 72 мес.). Остаточная стоимость объекта с учетом ремонта - 2 366 666,67 руб. (2 000 000 - 333 333,33 + 700 000).

Теперь для того, чтобы полностью списать стоимость основного средства, нужно начислять амортизацию еще 63 полных месяца (2 366 666,67 : 37 500).

В то же время до окончания первоначального срока использования остается только 60 месяцев (72 - 12).

Получается, что ООО "Прогресс" придется амортизировать основное средство лишние 3 месяца (63 - 60).

Альтернативный вариант

Амортизация начисляется в течение оставшегося срока полезного использования - 60 месяцев.

Ежемесячная сумма амортизации будет равна 39 444,44 руб. ((2 000 000 руб. - 333 333,33 руб. + 700 000 руб.) : 60 мес.).

Следующий нюанс, которым озаботились налоговики, касается продолжительности работ по реконструкции. Вот что решили чиновники: если изначально на модернизацию отводится не более 12 месяцев, то амортизацию прерывать не нужно. Но если работы затянулись, то начисленные суммы надо исключить из расходов. При этом не важно, использовался все это время объект или нет.

Такие выводы налоговиков вряд ли обрадуют бухгалтера, тем более что на этот раз поспорить с ними сложно. Ведь основное средство, которое находится на реконструкции или модернизации больше 12 месяцев, действительно следует исключить из состава амортизируемого имущества. И это уже не право, а обязанность организации. Так прописано в п. 3 ст. 256 Налогового кодекса РФ.

Выходит так: фирма рассчитывала провести работы меньше чем за год, поэтому правомерно начисляла амортизацию. Но, как это часто бывает, реконструкция длилась гораздо дольше запланированного срока, и получилось, что суммы начислены незаконно.

В такой ситуации можно посоветовать только одно: если есть возможность оформить документы задним числом, то нужно разбить работы на этапы, каждый из которых не превышает 12 месяцев. При этом нужно предусмотреть между этапами временные промежутки. Например, сначала проводится реконструкция первого этажа здания, а через какое-то время наступает черед второго. Конечно, на деле работы прерывать необязательно, это показывают только на бумаге. Скажем, в проектно-сметной документации, актах выполненных работ и приказах руководителя фирмы.

Письмо ФНС России от 14 марта 2005 г. N 02-1-07/23 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 17, 2005.

Затраты на банковские карты для работников списать нельзя

Фирма, которая перечисляет зарплату на пластиковые карты, не может включить в расходы суммы, уплаченные банку за их изготовление и обслуживание лицевых счетов. К такому неутешительному выводу пришли чиновники Минфина России в Письме от 22 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/131.

Чтобы зарплату можно было перечислять на пластиковые карты, предприятие заключает договор с банком. В результате фирма платит банку за изготовление и годовое обслуживание карт, а также за проведение операций. Эти затраты сотрудник может возмещать организации по договоренности с работодателем. Кроме того, банк удерживает с предприятия суммы за перевод денег с расчетного счета на личные счета сотрудников. Рассмотрим эти расходы подробнее.

Изготовление карт и комиссия за проведение операций. Эти затраты при налогообложении прибыли не учитываются - так считают сотрудники министерства (Письмо N 03-03-01-04/1/131). В своих разъяснениях чиновники упирают на то, что клиентом банка и держателем банковской карты является именно работник. Ведь с каждым из них заключается отдельное соглашение, которое является приложением к договору между банком и организацией. Следовательно, стоимость карточек и вознаграждение банка за операции по кредиткам следует рассматривать как расходы в пользу работников (п. 29 ст. 270 Налогового кодекса РФ). А такие затраты доходы фирмы не уменьшают.

Годовое обслуживание. Чуть раньше Минфин России в Письме от 7 февраля 2005 г. N 03-05-01-04/19 заявил, что из налогооблагаемых доходов организации нельзя исключать и расходы на годовое обслуживание лицевых счетов сотрудников. Обосновали такую позицию минфиновцы все тем же п. 29 ст. 270. А чтобы подсластить пилюлю, великодушно разрешили на стоимость годового обслуживания не начислять ЕСН.

Плата за перевод денег с расчетного счета фирмы на личные счета сотрудников. А вот это уже не что иное, как прочие расходы организации по оплате услуг банков (пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). С этим согласен и Минфин России в свежем Письме N 03-03-01-04/1/131.

Итак, плата за изготовление карточки и ее обслуживание причитается с сотрудника фирмы. Значит, если организация внесет за него эти суммы, то учесть их при налогообложении не удастся. При этом не имеет значения, будет впоследствии что-то удержано с работника или нет.

Выгодный учет имущества при переходе на "упрощенку"

В своем Письме от 25 марта 2005 г. N 03-03-02-04/1/88 Минфин России разъяснил, как рассчитывать остаточную стоимость основных средств при переходе на "упрощенку". Причем не только с общего режима, но и с "вмененки", а также с деятельности на едином сельхозналоге. Кроме того, чиновники финансового ведомства пояснили, что считать датой приобретения основного средства.

Переход с общего режима при методе начисления. В этом случае действует общий порядок. Остаточная стоимость основных средств определяется как разница между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации по правилам налогового учета. Такой порядок применяется при переходе на "упрощенку" с общего режима, если фирма рассчитывала свои доходы и расходы по методу начисления (пп. 2 п. 1 ст. 346.25 Налогового кодекса РФ).

Переход с общего режима, кассовый метод. С легкой руки Минфина России использовать данные налогового учета для определения остаточной стоимости основных средств следует и в том случае, если фирма при расчете налога на прибыль применяла кассовый метод. То есть можно воспользоваться порядком, предусмотренным для метода начисления.

Переход с "вмененного" режима. Начнем с того, что чиновники финансового ведомства подтвердили главное: остаточную стоимость основных средств, переведенных из "вмененной" деятельности в бизнес на "упрощенке", фирма вправе учесть при расчете единого налога. Если, конечно, она считает его по схеме "доходы минус расходы".

Другое дело, что в данном Письме Минфин России дает странные рекомендации для расчета остаточной стоимости: требует определять ее по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ. Ведь фирмы, которые находятся на "вмененке", налоговый учет не ведут. В то же время от бухгалтерского учета они не освобождены. Поэтому данные об остаточной стоимости логично было бы брать именно из бухучета.

Именно такая позиция содержится в Письме МНС России от 27 сентября 2004 г. N 22-1-14/1558@. Более того, точно так же чуть раньше считали и в Минфине России (Письмо от 20 января 2005 г. N 03-03-02-04/1/9).

Конечно, в большинстве случаев остаточная стоимость основных средств по данным налогового и бухгалтерского учета совпадет. В этом случае никаких трений с проверяющими не возникнет. Однако, на наш взгляд, следовать последним рекомендациям Минфина России и делать лишнюю работу совсем не обязательно. Ведь прежние разъяснения чиновников не отменены и в случае конфликта избавят вас от ответственности (пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, как нам сообщили в Минфине России, в ближайшее время в гл. 26.2 Налогового кодекса РФ будут внесены поправки, согласно которым определять остаточную стоимость основных средств при переходе с "вмененки" на "упрощенку" нужно будет по правилам бухгалтерского учета. Предполагается, что эти изменения вступят в силу с 1 января 2006 г. Сейчас же этот вопрос можно считать неурегулированным. А, как известно, все неясности налогового законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ). Поэтому решить, по каким правилам считать остаточную стоимость на момент перехода, каждая фирма вправе самостоятельно.

Переход с деятельности, по которой фирма платила ЕСХН. В этом случае специалисты Минфина России предлагают такой подход: из первоначальной стоимости нужно вычесть сумму, уже учтенную при расчете сельхозналога. Отметим, что это правило справедливо только для определения остаточной стоимости основных средств, приобретенных до перехода на уплату ЕСХН. Дело в том, что основные средства, купленные в период применения этого спецрежима, списываются в расходы единовременно.

Дата приобретения основных средств. По общему правилу основные средства, приобретенные в период применения "упрощенки", списываются на затраты единовременно в момент ввода их в эксплуатацию (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). А как быть в том случае, если фирма купила основное средство в тот момент, когда она еще находилась на общем режиме, а ввела в эксплуатацию уже в "упрощенный" период?

Специалисты Минфина России ответили на этот вопрос положительно для фирм. Главное - это день ввода основных средств в эксплуатацию. Ведь капитальные вложения как таковые нельзя отнести к основным средствам. Следовательно, если дата ввода основного средства в эксплуатацию приходится на период применения "упрощенки", списать его стоимость на расходы можно единовременно. При этом не важно, какой режим налогообложения применяла фирма в тот момент, когда затраты на покупку основных средств были отражены ею в составе капвложений.

Письмо Минфина России от 25 марта 2005 г. N 03-03-02-04/1/88 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 17, 2005.

С "упрощенки" - на общий режим. Уточнения Минфина

Еще одно разъяснение (Письмо от 25 марта 2005 г. N 03-03-02-04/1/89) Минфин России выпустил в помощь бухгалтерам фирм, которые решили сменить "упрощенку" на общий режим налогообложения.

Итак, Минфин России рассказал, как поступать фирмам, которые получили авансы в 2004 г. будучи на "упрощенке", а заказанный товар купили и отгрузили уже в следующем году, когда перечисляли общие налоги. По мнению чиновников, предоплату нужно включать в доходы при расчете единого налога, а стоимость товаров учитывать при налогообложении прибыли уже в 2005 г.

Статья 346.17 Налогового кодекса РФ гласит: для "упрощенца" датой получения доходов является день, когда деньги поступили на расчетный счет или в кассу фирмы. Из этого Минфин России делает вывод, что с аванса фирма должна заплатить единый налог. А когда в 2005 г. она реализует товар покупателю, то сумму выручки включать в доходы при расчете налога на прибыль уже не надо.

Что касается товаров, то, поскольку они куплены в 2005 г., их стоимость списывается в расходы при расчете налога на прибыль. Тут действует порядок, предусмотренный ст. 346.25 Налогового кодекса РФ. А именно: расходы признаются в том периоде, в котором состоялась отгрузка. При этом не важно, когда вы получили деньги от вашего покупателя.

Про НДС в данной ситуации минфиновцы пока умалчивают. А поступать тут нужно так. В день, когда ваша организация перешла с "упрощенки" на общий режим, начислите на авансы заказчика НДС по расчетной ставке (18%/118% или 10%/110%). Этого требует пп. 1 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ. Разумеется, этот налог вы сможете принять к вычету, как только отгрузите проплаченные товары.

При продаже товаров вам также придется начислить НДС. Тут возможно два варианта. Первый - установить, что цена товара с учетом НДС равна общей сумме, которую вам перечислил покупатель. В этом случае доход вашей фирмы значительно уменьшится, так как сумма выручки будет умножена на расчетную ставку налога. Зато не придется ничего пересчитывать.

Второй вариант - начислить налог на добавленную стоимость сверх цены товара, признав, что аванс перечислен без налога. Тогда вам надо попросить покупателя, чтобы он доплатил его после отгрузки. Однако такой вариант возможен только при договоренности с покупателем.

Подписано в печать

26.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Автостоянки не должны переплачивать ЕНВД ("Главбух", 2005, N 9) >
Статья: Утверждены Методические указания по переходу на новый бюджетный учет ("Главбух", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.