![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Коротко: обзор писем и разъяснений налоговых органов от 26.04.2005> ("Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 5)
"Бухгалтерский бюллетень", 2005, N 5
Налог на прибыль
Праздничные доплаты в расходы
В Письме Минфина России от 4 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/88 говорится о том, как учитываются доплаты за работу в выходные и праздничные дни. Согласно ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере. В соответствии со ст. 255 НК РФ при исчислении налога на прибыль налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на расходы на оплату труда, в которые включаются компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Кроме того, к расходам на оплату труда в том числе относятся начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 255 НК РФ). В случае производственной необходимости привлечения работников к работе в выходные дни, а также если трудовыми договорами предусмотрена доплата работникам за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, вышеназванные расходы, по мнению специалистов Минфина, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в качестве расходов на оплату труда в пределах размеров данной доплаты, установленных в зависимости от месячной нормы рабочего времени.
Расходы по продвижению через сетевые магазины
Письмо Минфина России от 05.04.2005 N 03-03-01-04/1/170 описывает порядок документального подтверждения для целей налогообложения расходов по продвижению товаров через сетевые магазины сторонними организациями. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами организации признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. п. 1 - 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Одним из таких документов служит акт приемки оказанных услуг. Исходя из условий договора, заключаемого организацией оптовой торговли (заказчиком) с крупными сетями продуктовых магазинов (исполнителями) на оказание услуг, направленных на продвижение поставляемых заказчиком товаров в магазины исполнителя, исполнитель обязан: обеспечивать присутствие товаров заказчика в согласованном ассортименте во всех магазинах; обеспечивать долю выкладки товаров заказчика в размере не менее 50% от общей выкладки аналогичных товаров; обеспечивать текущий минимальный запас товаров заказчика в каждом магазине в размере не менее 10 коробов. Как следует из запроса, оплата услуг исполнителя осуществляется на основании представляемого им по итогам каждого квартала акта об оказании услуг и счета-фактуры. Однако в акте, составляемом по итогам квартала, нельзя отразить фактическое исполнение указанных выше обязательств исполнителя в течение квартала. Поэтому осуществляемые на основании этого акта затраты организации не отвечают условиям документальной подтвержденности. В связи с этим расходы по оплате услуг исполнителя по продвижению товаров не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Сравнение процентов по кредитам
В Письме Минфина России от 22 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/130 говорится об обязательном сопоставлении условий - процентов по кредитам, которые организация привлекала в течение одного квартала. При определении налога на прибыль можно учитывать сумму процентов по конкретному долговому, не превышающему более чем на 20% средний уровень процентов всех обязательств этого квартала. Если договор займа заключен на срок больше одного отчетного периода, то проценты включаются в состав внереализационных расходов на конец соответствующего отчетного периода.
Нормы естественной убыли и налог на прибыль
Как известно, по целому виду товарных групп нормы естественной убыли до сих пор не утверждены, а по некоторым утверждены уже после вступления в силу гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации. В Письме Минфина России от 04.04.2005 N 03-03-01-04/1/146 дается ответ на вопрос: вправе ли налогоплательщик учитывать расходы в виде потерь от недостачи материальных ценностей, нормы естественной убыли по которым не утверждены или утверждены после начала действия гл. 25 НК РФ? Вправе ли он в отсутствие утвержденных в установленном порядке норм на период до их утверждения предусмотреть нормы в локальном акте (приказе по организации) и руководствоваться ими? К сожалению, для налогоплательщиков дается неутешительный ответ. Приводится следующая аргументация: согласно пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения прибыли организаций приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кодекс не предусматривает отнесение к материальным расходам потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, определяемых в порядке, установленном налогоплательщиком самостоятельно. Если по каким-либо товарным группам нормы естественной убыли не утверждены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, налогоплательщик при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не может отнести к материальным расходам потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке данных товарно-материальных ценностей. Порядок утверждения норм прописан в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2002 N 814. Министерства и ведомства должны были утвердить нормы естественной убыли до 1 января 2003 г. В 2004 г. были утверждены только: Приказ Минсельхоза России от 23.01.2004 N 55, утвердивший нормы убыли при хранении зерна, Приказ Минпромнауки России от 31.01.2004 N 22 ("усушка" при хранении химической продукции), Приказ Минпромнауки России от 25.02.2004 N 55 ("утруска" грузов металлургической промышленности при перевозке). Остальные ведомства до сих пор не утвердили нормы, из-за чего страдают, как обычно, налогоплательщики.
Транспортные расходы
В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 10 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/103 разъясняется порядок учета для целей налогообложения прибыли и бухгалтерского учета транспортных расходов по доставке товара покупателю. Порядок учета транспортных расходов определяется исходя из условий заключенного договора с покупателем. Если в договоре поставки отражено, что покупатель сверх цены компенсирует транспортные расходы, сумма компенсации будет являться доходом данной организации-поставщика. С другой стороны, оплата поставщиком доставки груза по железной дороге будет являться расходом, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций. Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. То есть при превышении суммы компенсации над расходами на доставку товара покупателю возникает налоговая база по налогу на прибыль. В Письме также говорится об официальном сообщении Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухучета - если по договору расходы по транспортировке организации не возмещаются покупателем, то расходы включаются для целей бухгалтерского учета в состав расходов на продажу. Если в соответствии с условиями договора расходы транспортной организации возмещаются покупателем, то эти расходы отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Налог на добавленную стоимость
Доверительное управление и НДС
Письмо Минфина России от 6 апреля 2005 г. N 03-04-11/75 сообщает о том, когда НДС подлежит начислению в рамках договоров доверительного управления имуществом. В Письме рассматривается вопрос начисления НДС при осуществлении операций по оказанию услуг по аренде в рамках договора доверительного управления имуществом. В Письме отмечается: несмотря на то что согласно ст. 1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, в соответствии со ст. 1020 ГК РФ доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление. Кроме того, ст. 1018 ГК РФ определено, что имущество, переданное в доверительное управление, отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет (Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом утверждены Приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. N 97н). Делается вывод: при сдаче в аренду доверительным управляющим недвижимого имущества, принадлежащего учредителю управления физическому лицу - неплательщику НДС, доверительному управляющему следует уплачивать налог на добавленную стоимость. Также вознаграждение, получаемое доверительным управляющим согласно договору доверительного управления имуществом, является оплатой за услуги доверительного управляющего по управлению имуществом, следовательно, такое вознаграждение облагается НДС в общеустановленном порядке.
Электронный счет-фактура и НДС
В Письме УФНС России по г. Москве от 9 марта 2005 г. N 19-14/14327 на основании Письма Федеральной налоговой службы от 14 февраля 2005 г. N 03-1-03/210/11 сообщается, что зачесть НДС по электронному счету-фактуре поставщика с электронно-цифровой или факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера организациям не удастся. Данный вывод основывается на том, что согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" действие указанного Федерального закона распространяется на отношения, возникшие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Налоговые правоотношения регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом Налоговым кодексом не предоставлено налогоплательщику право выставления в электронном виде счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Соответственно налогоплательщик не вправе предъявлять к вычету суммы НДС, уплаченные поставщику, на основании счета-фактуры, оформленного поставщиком в электронном виде и заверенного электронно-цифровой или факсимильной подписью руководителя и главного бухгалтера организации.
НДС по маркетинговым услугам
В Письме Минфина России от 09.03.2005 N 03-04-08/36 "Об обложении маркетинговых услуг" говорится о порядке исчисления НДС и ставится вопрос о том, является ли российская организация налоговым агентом. В Письме рассматривается ситуация, когда российская организация оплачивает услуги по исследованию рынка сбыта и покупательского спроса на продукцию на территории Республики Казахстан. Как известно, порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса. Согласно положениям указанной ст. 148 Кодекса маркетинговые услуги к работам и услугам, перечисленным в пп. 1 - 4 п. 1 данной статьи Кодекса, не относятся, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение пп. 5 п. 1 данной статьи, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации только в том случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. В данном случае это казахская организация. Местом реализации маркетинговых услуг, оказываемых российской организации казахстанскими хозяйствующими субъектами, территория Российской Федерации не является. В Письме делается вывод, что российская организация, приобретающая вышеназванные услуги, местом реализации которых территория Российской Федерации не признается, налоговым агентом по НДС не является и исчислять и удерживать налог при перечислении денежных средств казахстанским хозяйствующим субъектам не должна.
Упрощенная система налогообложения
Счета-фактуры и договоры комиссии
В Письме Минфина России от 22 марта 2005 г. N 03-04-14/03 описывается порядок оформления счета-фактуры в рамках договора комиссии при применении комиссионером упрощенной системы налогообложения. Согласно п. 3 ст. 346.11 индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Пунктом 3 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны только налогоплательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) оформлять счета-фактуры не должны. В связи с этим индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и осуществляющие операции по реализации посреднических услуг на основе договоров комиссии, по суммам комиссионного вознаграждения счета-фактуры не выставляют. Но счета-фактуры по товарам, реализуемым в рамках договоров комиссии, должны выставляться комиссионером на "упрощенке" на имя покупателя, а реквизиты этих счетов-фактур передаваться комитентам (п. 24 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914).
Упрощенная система налогообложения и продажа основных средств
В Письме Минфина России от 4 марта 2005 г. N 03-03-02-04/1/54 говорится о порядке формирования базы по единому налогу при продаже основных средств. В Письме поставлен вопрос, как учесть расходы на приобретение основных средств, приобретенных до перехода на УСН, в случае реализации такого объекта основных средств и в случае выбытия в связи с его ликвидацией. В Письме говорится, что "списание в расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения и реализованных до истечения срока их полезного использования в период применения упрощенной системы налогообложения, гл. 26.2 Кодекса не предусмотрено". При этом п. 3 ст. 346.16 НК РФ в части определения расходов, связанных с приобретением и последующей реализацией (передачей) основных средств, установлены специальные нормы, вследствие чего норма, регламентирующая возможность учета в целях налогообложения расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, установленная пп. 23 п. 1 данной статьи Кодекса, в этих случаях не применяется. То есть при продаже основных средств расходы на их приобретение не могут учитываться при определении налоговой базы по единому налогу в соответствии с пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса. А выбытие объекта основного средства не отражается налогоплательщиками при определении налоговой базы по единому налогу.
Договор простого товарищества и упрощенная система налогообложения
В Письме Минфина России от 11 февраля 2005 г. N 03-03-02-04/1/37 сообщается о порядке формирования налоговой базы по единому налогу по УСНО в рамках договоров простого товарищества. Если работники, с которыми заключены трудовые договоры организацией, осуществляющей ведение общих дел товарищества, заняты только в деятельности этого товарищества, то начисленная им заработная плата вместе с суммами единого социального налога на нее учитывается в полном размере при определении дохода (прибыли) простого товарищества, подлежащего распределению между его участниками. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с п. 1 ст. 346.15, п. 9 ст. 250 и ст. 278 Кодекса сумму доходов (прибыли) от деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества, включают в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому налогу.
Переход с упрощенной системы
В Письме ФНС России от 21 февраля 2005 г. N 22-1-11/222 рассматривается случай, когда организация купила и отгрузила товар в период применения упрощенной системы налогообложения, а потом решила перейти на общий режим налогообложения. В случае если организацией сырье, материалы, а также услуги производственного характера списаны в производство в период применения упрощенной системы налогообложения, а оплачены после перехода на общеустановленный режим налогообложения с использованием метода начисления, то расходы по оплате данных сырья, материалов, а также услуг производственного характера признаются расходами при переходе на общеустановленный режим налогообложения.
Расчеты по налогам
Переплата налоговыми органами не отслеживается
В Письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 23 марта 2005 г. N 03-02-07/1-67 говорится о том, что налоговые органы не обязаны отслеживать переплату по налогам. Пунктом 3 ст. 78 НК РФ установлено, что "в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов". Делается вывод: Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налоговых органов проводить сверку данных налоговых органов и налогоплательщиков об уплаченных налогах.
Земельный налог
Порядок уплаты земельного налога в 2005 г.
В Письме Минфина России от 15 марта 2005 г. N 03-06-02-04/17 даются ответы на вопросы, по какой форме и в какие сроки организация должна представить в налоговую инспекцию отчетность по земельному налогу в 2005 г. Если на территории субъекта РФ, где находится организация, введен земельный налог в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, налогоплательщики в 2005 г. сдают отчетность по земельному налогу в порядке, установленном ст. 398 Кодекса, при этом законодательством представительных органов муниципальных образований могут быть установлены отличные порядок и сроки, но не ранее срока, указанного в п. 3 ст. 398 НК РФ. Налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (ст. 398 НК РФ). В настоящее время новые декларации находятся на стадии разработки. На тех территориях, где земельный налог установлен не в соответствии с гл. 31 Кодекса, исчисление и уплата данного налога в 2005 г. производятся в соответствии с Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно ст. 16 Закона земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами. Юридические лица ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. Форма налоговой отчетности по земельному налогу, исчисленному на основании Закона, утверждена Приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/725 "Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Инструкции по ее заполнению". В соответствии со ст. 17 Закона суммы земельного налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. При этом органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты земельного налога.
Подписано в печать 26.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |