Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Если агент работает за доллары ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 16)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 16

ЕСЛИ АГЕНТ РАБОТАЕТ ЗА ДОЛЛАРЫ

Гражданский кодекс позволяет фиксировать цены договоров в долларах. Не сделано исключения и для посреднических договоров. Но, закрепляя в таком соглашении "долларовые расценки", надо быть готовым к возможным проблемам. Причем сложности возникают как при расчетах между сторонами, так и при уплате налогов.

Долларовую составляющую при оформлении посреднических договоров (в частности, комиссии и агентирования) обычно вводят для того, чтобы подстраховаться от инфляции. Однако, решая одну проблему, стороны (зачастую сами того не ведая) создают себе другую. Ведь если посредник по такому договору закупает товары на внутреннем рынке и рассчитывается рублями, то изменение курса валюты приведет к расхождениям между истраченными и полученными от доверителя суммами.

Кто кому платит

Возьмем для примера весьма распространенную ситуацию. Комитент поручает комиссионеру приобрести партию товара. При этом в договоре указана и цена, по которой комиссионер должен купить товар. Но цена эта выражена в долларах. Сразу скажем, что такое оформление договора вполне допустимо и не противоречит ГК РФ. Просто комиссионер при покупке товара должен будет перечислить продавцу сумму в рублях, эквивалентную заданной сумме в долларах.

К сведению. В соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ в договоре можно предусмотреть, что оплата происходит в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. При этом сумма в рублях определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если только стороны не установили иной курс или иную дату определения курса.

Таким образом, поручение комиссионеру купить товар, например, по цене 3000 долл. США в терминах ГК РФ будет означать обязанность заключить от своего имени с продавцом договор купли-продажи. Комиссионер должен будет оплатить товар по цене, эквивалентной 3000 долл. США. Оплата по договору будет производиться в рублях по курсу Центрального банка на день оплаты.

Поскольку договор поставки исполняется за счет комитента, комитент должен передать комиссионеру для исполнения сумму в рублях, эквивалентную 3000 долл. США. При этом курс определяется на дату перечисления этих денег комиссионеру.

А курс-то изменился

Очевидно, что при таком оформлении отношений курс на дату перечисления денег от комиссионера комитенту может отличаться от курса на дату оплаты товаров комиссионером. И из-за этого у комиссионера могут образоваться либо излишки средств (если курс упал), либо их недостаток (если курс вырос).

В первом случае комиссионер обязан вернуть разницу комитенту. Почему? Она не является дополнительной выгодой в свете ст. 992 ГК РФ. Ведь эта статья говорит о случаях, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые указал комитент. В таком случае дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Но в данной ситуации комиссионер совершил сделку именно на тех условиях, которые были указаны комитентом (то есть купил товар именно за те 3000 долл., за которые комитент просил это сделать). Не являются такие "курсовые излишки" вознаграждением комиссионера либо компенсацией его расходов.

По правилам ГК РФ комиссионер имеет право претендовать только на эти три вида сумм (вознаграждение, компенсация расходов, половина дополнительной выгоды). Все остальные средства, идущие от комитента к покупателю через комиссионера, не могут поступить в собственность комиссионера. Поэтому до момента передачи денег покупателю они остаются собственностью комитента (ст. 996 ГК РФ).

Таким образом, деньги, оставшиеся у комиссионера из-за падения курса доллара, принадлежат комитенту, и комиссионер должен вернуть их. Соответственно у комиссионера эти суммы не будут участвовать в формировании налоговой базы по налогу на прибыль ни как доходы (когда образовались "излишки"), ни как расходы (когда "излишки" возвращаются их законному владельцу - комитенту).

Во втором случае в результате повышения курса у комиссионера, наоборот, не хватает денег. И здесь его поджидает такая проблема. Пункт 3 ст. 995 ГК РФ разрешает комитенту не компенсировать расходы комиссионеру, если последний купил имущество по цене выше согласованной. Однако в нашем случае эта статья неприменима. Ведь комиссионер не отступал от указаний комитента. Он купил товар по той цене, которую указал комитент. Поэтому комитент обязан возместить комиссионеру расходы на покупку даже если курс вырос (ст. 1001 ГК РФ). Соответственно в налоговом учете у комиссионера сумма "нехватки" не будет признаваться ни его расходом (при перечислении ее продавцу товара), ни его доходом (при возмещении этой суммы комитентом).

Расходы - только в рублях

А какова при этом ситуация в налоговом учете у комитента? Можно ли в данном случае говорить о суммовых разницах и учитывать их в составе доходов или расходов? На наш взгляд, нет. Ведь суммовая разница появляется, если сумма обязательств, рассчитанная по установленному соглашением сторон курсу условных единиц на дату оприходования товаров, не соответствует фактически уплаченной сумме в рублях. Комитент же оприходует товар на дату получения товара от комиссионера. При этом, несмотря на то, что стоимость покупки выражена в долларах, комитент компенсирует комиссионеру сумму в рублях. Причем именно ту сумму, которую комиссионер перечислил продавцу.

Получается, что никакой суммовой разницы у комитента при изменении курса не возникает. Поэтому расходом комитента на приобретение товара в налоговом учете будет рублевая сумма, фактически уплаченная продавцу товара. То есть сумма "недостатка" средств у комиссионера, образовавшегося вследствие повышения курса валюты, также включается в расходы. В то же время сумму "излишка" при ее возврате комиссионером в доходы включать не надо, поскольку она из собственности комитента не выбывала.

Т.П.Васильева

Адвокат,

член экспертного совета

АКГ "Интерэкспертиза"

Подписано в печать

22.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Акции от ликвидации ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 16) >
Статья: Авансы не обнаружены ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 16)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.