Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Категория goodwill в отчетности по МСФО ("Консультант", 2005, N 9)



"Консультант", 2005, N 9

КАТЕГОРИЯ GOODWILL В ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО

В последние годы российские законодатели активно проводят реформу бухгалтерского учета, направленную на адаптацию отечественной системы к требованиям МСФО. В связи с этим многие термины актуально рассматривать в трактовке международных стандартов. Наибольший интерес вызывает такая категория, как goodwill.

Понятие goodwill (дословный перевод - "добрая воля") нельзя отнести к специфическим бухгалтерским терминам. Его используют как бухгалтеры, так и финансисты, специалисты по инвестициям, маркетологи. В литературе по бухгалтерскому учету и в нормативных актах (ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов") синонимом термина goodwill выступает понятие "деловая репутация организации". Однако его прямое заимствование из английского языка более корректно, чем не совсем адекватный перевод - "деловая репутация". Ведь говоря о goodwill, подразумевается именно добрая воля покупателя компании. Он переплачивает некоторую сумму за право контроля над чистыми активами приобретаемого предприятия сверх их справедливой стоимости.

В данной статье речь идет о первичной консолидации. Под ней понимается составление отчетности на момент приобретения материнской компанией одной или нескольких дочерних компаний.

Смысловые особенности

В наиболее общем смысле goodwill представляет собой совокупность нематериальных факторов, которые позволяют компании иметь определенные конкурентные преимущества в бизнесе. За счет этих привилегий она сможет генерировать дополнительные доходы и денежные потоки. К таким нематериальным факторам относятся:

- фирменное наименование компании;

- ее репутация на рынке;

- технологическая и управленческая культура;

- наличие налаженных связей с контрагентами и др.

Перечисленные факторы могут быть позитивными или негативными (например, неспособность менеджмента решить проблемы взаимоотношений с региональными политическими и экономическими элитами). В первом случае компания имеет положительный (positive) goodwill, во втором - отрицательный (negative) goodwill.

По своей сути, goodwill, возникающий при первичной консолидации, является скорее бухгалтерской (необходимой для сохранения балансового равенства в консолидированном отчете), чем экономической категорией. С этим следует смириться и, может быть, не относиться к данной статье отчетности как к показателю, характеризующему объективную реальность. В этой связи goodwill можно рассматривать как некоторую виртуальную величину, зависящую от методологии учета.

Кроме того, очевидно, что goodwill - это комплексная характеристика компании. Она многоаспектна и сложна в классификации и оценке. Именно это и является ключевой проблемой при отражении goodwill в учете и отчетности.

Метод оценки зависит от целей

Необходимо сразу отметить, что в соответствии с МСФО goodwill как учетная категория возникает лишь при формировании консолидированной отчетности группы компаний. Признать в отчетности goodwill, созданный внутри предприятия, нельзя. Это связано с тем, что в таком случае его не удастся надежно оценить.

Напомним, что инвестиционные решения о покупке (поглощении) организации необходимо обосновать. При этом аналитики рассчитывают goodwill объекта покупки как дисконтированную оценку превышения доходов приобретаемой компании над среднеотраслевыми доходами. Очевидно, что подобный подход, приемлемый для обоснования инвестиционных решений, не подходит для формирования финансовой отчетности. И в первую очередь из-за недостаточной надежности оценки goodwill.

Также распространен подход, по которому goodwill компании оценивают как разность между ее капитализацией и чистыми активами. Капитализацию предприятия определяют как произведение количества обращающихся акций на их рыночную стоимость. Она связана с ожиданиями рынка в отношении того, способна ли компания генерировать денежные потоки в будущем. Подобный метод оценки возможен только для организации, акции которой котируются на фондовом рынке. Однако и в этом случае нельзя говорить о надежности оценок goodwill. Ведь покупка компании (или даже объявление о намерении это сделать) чревата серьезными изменениями в оценке ее акций.

Оценка goodwill при первичной консолидации

Для формирования консолидированной финансовой отчетности группы компаний принципы оценки goodwill в международной системе отчетности установлены МСФО 3 (IFRS 3) "Объединение компаний". Он заменяет с 2005 г. ранее действовавший стандарт МСФО 22 (IAS 22) "Объединение компаний".

Составляя консолидированную финансовую отчетность, необходимо раскрывать следующую информацию относительно goodwill:

- величину goodwill, определенную в результате первичной консолидации;

- сроки полезного использования goodwill или описание методов проведения теста на его обесценение.

Выплаченные средства за приобретенные чистые активы дочерней компании формируют стоимость их покупки. В нее также включают любые затраты, прямо связанные с покупкой. Первоначальную цену доли чистых активов дочернего предприятия трактуют как справедливую стоимость (Fair Value). То есть предполагается, что компании осуществляют сделку в условиях свободных рыночных отношений.

Перед консолидацией материнская компания выясняет, насколько отличается сумма, заплаченная ею за приобретенные чистые активы дочерней, от их балансовой стоимости. То есть фактически она определяет, возник положительный или отрицательный goodwill. Для этого необходимо сравнить справедливую стоимость совокупности приобретенных чистых активов (первоначальную стоимость покупки доли акционерного капитала) дочернего предприятия с суммой отдельных составляющих (идентифицируемых элементов) ее чистых активов, причем также оцененных по справедливой стоимости.

Fair Value активов, Доля МК в Fair Value чистых

Goodwill = переданных за право контроля - идентифицируемых активах ДК

над чистыми идентифицируемыми определенная исходя из доли

активами ДК приобретенных

голосующих акций)

Примечание. Последующая консолидация

При составлении консолидированной отчетности в периоды, следующие за датой приобретения дочерней компании, следует выполнять ряд процедур.

В частности, начиная с 2005 г. амортизацию положительного goodwill не производят. Теперь она заменена тестом на обесценение goodwill. Методика его проведения в настоящее время находится в стадии разработки. Отрицательный goodwill признают в качестве прибыли большинства акционеров на дату приобретения дочерней компании.

Особенности goodwill как специфического актива

Goodwill необходимо рассчитывать лишь после переоценки чистых идентифицируемых активов приобретаемой компании. На практике в ряде случаев такая переоценка не производится. То есть при расчете goodwill допускают, что балансовая стоимость активов дочерних компаний равна их рыночной цене. Следует подчеркнуть, что речь идет об оценке лишь идентифицируемых активов приобретаемой компании. Под ними (МСФО 38 "Нематериальные активы") понимают активы, в отношении которых выполняется хотя бы одно условие идентифицируемости:

- актив отделяем от компании, то есть его можно обменять, продать или сдать в аренду;

- компания может доказать юридические права на актив;

- возможно (с достаточной степенью надежности) отделить денежные потоки, генерируемые данным активом, от денежных потоков, генерируемых другими активами (группами активов).

Очевидно, что goodwill приобретенной дочерней компании не является идентифицируемым активом. Следовательно, при первичной консолидации его нужно исключать из справедливой стоимости чистых активов организации.

Важно заметить, что в российской системе регулирования учета использование справедливой стоимости при расчете "деловой репутации организации" не предусмотрено (разд. II "Оценка нематериальных активов" ПБУ 14/2000).

Чтобы найти сумму отдельных составляющих чистых активов дочерней компании, вначале требуется признать идентифицируемые активы и обязательства. То есть те, которые можно надежно измерить и которые будут удовлетворять приведенным выше критериям идентифицируемости.

На дату приобретения дочерняя компания должна подготовить два баланса. Один - в соответствии с принципами оценки элементов отчетности, принятыми в учетной политике. Второй - на основе оценки элементов отчетности по справедливой стоимости. В общем виде при использовании последнего варианта активы, предназначенные для продажи, следует отражать либо по рыночной цене, либо по чистой стоимости реализации. Активы, предназначенные для внутреннего использования по назначению, можно показывать по восстановительной стоимости (текущей стоимости возмещения). Долгосрочные обязательства (за исключением отложенных налоговых обязательств) - по дисконтированной стоимости. Для краткосрочных обязательств дисконтирование не требуется.

Следует сразу признать некоторую субъективность подобных оценок. Кроме того, вариативность выбора методов оценки может содержать в себе потенциальную угрозу манипулирования данными отчетности в интересах определенных групп.

М.Литвиненко

К. э. н.,

доцент Высшей школы

финансового менеджмента

Академии народного хозяйства

при Правительстве РФ

Подписано в печать

21.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: АДР: как выйти на внешний рынок ("Консультант", 2005, N 9) >
Статья: Как не сделать свои финансовые операции сомнительными ("Консультант", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.