Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Передача товара в рекламных целях ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 2)



"Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 2

ПЕРЕДАЧА ТОВАРА В РЕКЛАМНЫХ ЦЕЛЯХ

Многим промышленным предприятиям, чтобы увеличить спрос, приходится безвозмездно передавать потенциальным покупателям образцы своей продукции. Можно ли уменьшить налог на прибыль на стоимость такой продукции?

Налог на прибыль

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, затраты на рекламу отнесены в состав прочих расходов. При этом рекламные расходы для целей налогообложения являются нормируемыми. Исключение составляют следующие виды расходов:

- на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Примечание. Что является рекламой?

Рекламой признается распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Такое определение дано в ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе".

Иные виды рекламных затрат для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации. Основываясь на этом, можно уменьшить облагаемую прибыль на стоимость безвозмездно переданной продукции потенциальным покупателям только в пределах нормы - 1 процента выручки от реализации.

По нашему мнению, данная точка зрения верна только в том случае, когда предприятие безвозмездно в рекламных целях передает свою продукцию всем желающим.

Если же образцы продукции будут бесплатно распространяться исключительно среди ограниченного списка возможных заказчиков, тогда на их стоимость нельзя будет уменьшить облагаемую прибыль с помощью рекламных расходов. Дело в том, что в данном случае продукция будет выдаваться не в рекламных целях. Ведь в рекламных целях продукция должна выдаваться неопределенному кругу лиц.

Получается, что предприятие, которое уменьшает облагаемую прибыль на стоимость безвозмездно переданных образцов продукции заранее определенному кругу лиц, может быть оштрафовано налоговиками. Так как проверяющие могут посчитать переданные образцы продукции как обычную безвозмездную передачу, а не как передачу продукции в рекламных целях.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пп. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ, определяя базу по налогу на прибыль, не надо учитывать расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей.

Логика законодателя в решении этого вопроса такова: указанные затраты не являются экономически обоснованными, так как напрямую не влекут увеличения дохода налогоплательщика.

Вместе с тем указанные расходы могут быть признаны экономически оправданными, если передача продукции способствовала заключению договоров на поставку с конкретной организацией, которой были переданы образцы. И следовательно, такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли как прочие расходы на основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ. Это мнение было высказано в Письме Управления МНС России по г. Москве от 22 марта 2004 г. N 26-12/18582. Однако в каждом конкретном случае вопрос доказывания целесообразности будет решаться отдельно, возможно, в рамках налогового спора. Налоговые последствия во многом зависят от того, как будет оформлена передача перед осуществлением этой операции. Например, в приказе директора по организации может быть указано, что раздача товаров будет осуществлена в целях увеличения числа заключенных договоров и увеличения прибыли компании. Дополнительным преимуществом станут и внутренние документы компании, закрепляющие данные операции как составную часть маркетинговой политики организации, способствующей росту прибыли налогоплательщика.

Налог на добавленную стоимость

По мнению налоговиков, передача образцов продукции заранее определенному кругу лиц является для целей расчета НДС также безвозмездной передачей. Например, таково мнение, высказанное ими в Письме Управления МНС России по Московской области от 20 октября 2004 г. N 06-21/18767. Следовательно, на стоимость такой продукции необходимо начислить НДС.

Данный вывод на практике зачастую приводил к спорам с налоговыми органами. Налогоплательщикам, не согласным с приведенной позицией, приходится доказывать свое мнение в судах. Например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2003 г. N КА-А40/5796-03-П суд занял сторону предприятия, считающего, что не включаются в налоговую базу по НДС операции по передаче покупателям призов в рамках рекламной акции. При этом следует отметить, что суд согласился с позицией предприятия отчасти из-за того, что ранее Управление МНС России по г. Москве подтвердило отсутствие объекта налогообложения по НДС в этом случае (Письмо от 31 июля 2001 г. N 02-14/35611).

Стоимость продукции для целей налогового учета

Налоговая база при "безвозмездной" реализации считается исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 Налогового кодекса РФ, без включения в них налога. Это установлено п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ. Применение предусмотренной статьей кодекса нормы может иметь достаточно негативные для налогоплательщика последствия. Согласно общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам в определенных Налоговым кодексом РФ случаях. Помимо прочего контроль может осуществляться при отклонении цен более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. В рассматриваемой нами ситуации имеет место именно такой случай: разница между ценой, по которой компания-производитель реализует свою продукцию, и ценой, по которой товары будут раздаваться, превышает 20-процентный лимит.

Поэтому в целях налогового учета стоимость раздаваемой продукции во избежание негативных последствий в виде доначисления налогов и пеней целесообразно рассчитывать в рамках 20-процентного отклонения от используемых в текущей деятельности цен.

А.К.Крупский

Налоговый юрист

ООО "Прадо Аудит"

Подписано в печать

21.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Реализация имущества с учетом НДС ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 2) >
Статья: При страховании автомобиля можно уменьшить налог ("Главбух". Приложение "Учет в производстве", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.