Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Пишите письма! ("Новая бухгалтерия", 2005, N 5)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 5

ПИШИТЕ ПИСЬМА!

Официальные разъяснения налоговых органов можно признать незаконными, не дожидаясь, пока эти самые налоговые органы оштрафуют вас, руководствуясь своими разъяснениями.

Обычно налогоплательщики судятся с налоговыми органами в тех случаях, когда "терять уже нечего" - налоговая проверка выявила нарушения законодательства о налогах и сборах, налоговые органы взыскали в бесспорном порядке недоимку по налогам и сборам и обратились в суд с иском о взыскании налоговых санкций.

А ведь всего этого можно было бы избежать, если заранее обратиться в арбитражный суд, узнать его позицию относительно той или иной проблемной ситуации и согласовать свои действия с его мнением. Как это сделать?

* * *

Известно, что арбитражные суды рассматривают экономические дела (в том числе и возникающие в области налогов и сборов) при наличии спора между истцом и ответчиком. В налоговых правоотношениях спор возникает тогда, когда действия налогоплательщика, по мнению налоговых органов, или действия налоговых органов, по мнению налогоплательщика, не соответствуют законодательству о налогах и сборах.

Но если налогоплательщик в сложной ситуации поступит на свой страх и риск, то при возникновении спора с налоговыми органами решение арбитражного суда для него неочевидно. Суд может принять сторону как налогоплательщика, так и налогового органа. Вот если бы еще до совершения того или иного действия, влияющего на исчисление и уплату налога (сбора), узнать мнение арбитражного суда!

Необходим спор с налоговым органом. Однако спор не по поводу уже совершенного действия, а только предполагающегося.

Для "создания" налогового спора нам понадобится один (если повезет) или не один (если не очень повезет) письменный запрос в налоговый орган, один отрицательный ответ, одно исковое заявление в арбитражный суд и одно решение этого суда. Вот и все.

Рассмотрим этот "рецепт" подробнее.

Письменный запрос в налоговый орган

Необходимо составить и направить в адрес налоговой инспекции письменный запрос. Совсем не обязательно на данном этапе направлять запрос в налоговый орган по субъекту Российской Федерации или ФНС России. Можно вполне обойтись и налоговой инспекцией, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете. Налоговая инспекция, как и любой налоговый орган, обязана в соответствии со ст. 32 НК РФ (пп. 4 п. 1) бесплатно давать налогоплательщикам разъяснения (в том числе и письменные) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

В письменном запросе необходимо указать на интересующие налогоплательщика проблемы налогообложения в той или иной хозяйственной ситуации. Составляйте письменный запрос по возможности кратко, четко и ясно. Опишите ситуацию, по поводу которой хотели бы получить соответствующие разъяснения, а затем сформулируйте свой вопрос к налоговому органу.

Официальное (письменное) разъяснение

налогового органа

Письменные разъяснения налогоплательщикам-организациям должны быть даны налоговой инспекцией не позднее 30 календарных дней с момента регистрации запроса (см. п. 4.3.2.3 Приказа МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками").

Если же налоговая инспекция не торопится с ответом, то налогоплательщик может обратиться с запросом в вышестоящий налоговый орган и заодно сообщить ему о том, что аналогичный запрос, направленный ранее в нижестоящий налоговый орган, остался без ответа.

Конечно, получить от налоговых органов письменный ответ на интересующий вопрос бывает не очень просто, но терпение и труд, как известно, всегда вознаграждаются.

Наконец ответ налогового органа получен. Но вместо приятных слов - "да, имеете право применять льготы", "позиция налогоплательщика основана на законе", "платить налог в данном случае не надо" - другие, и не очень приятные - "налог должен быть уплачен", "налоговые льготы налогоплательщик применять не имеет права" и т.п.

Обращение (заявление) в арбитражный суд

Налогоплательщик может, до того как примет то или иное решение, обратиться в суд и узнать его позицию относительно проблемы, по поводу которой он обращался за разъяснением к налоговому органу.

Действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ) допускает обжалование в суд не только нормативных правовых актов, но и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных, муниципальных и иных органов и должностных лиц (ст. 197 АПК РФ).

Письменный ответ налогового органа, конечно, не является правовым актом, поскольку он не содержит обязательных для налогоплательщика предписаний и выражает лишь мнение соответствующего налогового органа. Однако такой ответ вполне можно считать решением или действием налогового органа. Закон не определяет понятия "решение государственного органа", не определяется им и понятие "действие государственного органа". Поэтому, на наш взгляд, любые волеизъявления государственного органа, которые не подпадают под определение правового акта, направленные в адрес конкретного лица (юридического или физического), могут рассматриваться как решения или действия соответствующего органа власти.

Правомерность такого подхода подтверждает и судебная практика. Вот, например, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.06.2004 N 2487/04.

Суть дела, рассмотренного Президиумом ВАС РФ, такова.

Учебное заведение обратилось в налоговую инспекцию с запросом о возможности применения льготы по налогу на прибыль организаций. Налоговая инспекция, рассмотрев запрос, разъяснила, что налоговая льгота в ситуации, указанной налогоплательщиком, применяться не может.

Посчитав, что официальное разъяснение налоговой инспекции противоречит закону, учебное заведение обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции и суд апелляционной и кассационной инстанций рассмотрели дело по существу и вынесли решения в пользу учебного заведения, т.е. признали не соответствующим закону официальное разъяснение налогового органа.

Президиум ВАС РФ также рассматривал дело по существу и отменил решения нижестоящих судов, установив, что разъяснение налоговой инспекции соответствовало закону.

В данном случае важно не то, что Президиум ВАС РФ принял решение в пользу налогового органа, а то, что он рассматривал по существу дело о признании незаконным официального разъяснения налогового органа.

Отсюда следует важнейший вывод - ответы любых налоговых органов, даже самых нижестоящих, на запросы налогоплательщиков могут быть обжалованы в суде и признаны незаконными (не соответствующими закону). Напомним, в указанном выше Постановлении Президиума ВАС РФ речь шла о письменном ответе налоговой инспекции (районной налоговой инспекции).

Необходимо помнить, что согласно п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании незаконным решения (действия) налогового органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав.

Заявление о признании решения (действия) налогового органа незаконным должно соответствовать ст. 199 АПК РФ. В нем необходимо указать:

- наименование органа, который принял оспариваемое решение;

- название, номер, дату принятия этого решения, время совершения действий;

- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются;

- законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое действие или решение;

- требование о признании решения или действия незаконным.

Решение арбитражного суда

Теперь представим себе, что арбитражный суд поддержал налогоплательщика и признал не соответствующим закону разъяснение налогового органа по поводу той или иной проблемной ситуации.

Имея такое решение арбитражного суда, налогоплательщик может поступать в соответствии с ним. Даже если впоследствии налоговый орган все же посчитает действия налогоплательщика неправомерными, то спор с налоговым органом можно заранее считать выигранным, ведь арбитражный суд, скорее всего, не поменяет занятую ранее позицию.

И.Михайлов

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

21.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Льгота по НДС - не повод для спокойствия ("Новая бухгалтерия", 2005, N 5) >
Статья: Возврат к общему режиму ("Новая бухгалтерия", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.