Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: На круги своя ("Новая бухгалтерия", 2005, N 5)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 5

НА КРУГИ СВОЯ

Мы уже писали о том, что в связи с отменой Верховным Судом РФ п. 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 образовался законодательный пробел в регулировании оплаты труда в ночное время. Однако ВС РФ отменил свое прежнее решение и вынес новое.

Гром среди ясного неба

Решение Верховного Суда РФ от 21.05.2002 N ГКПИ 2002-353 о признании недействующим п. 9 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства" (далее - Постановление ЦК КПСС) получило очень широкую огласку.

А вот Определение Президиума ВС РФ, которым данное решение частично отменено, прошло как-то незамеченным. Само Определение Президиума ВС РФ N 48пв-03 (далее - Определение Президиума ВС РФ) было принято 19 ноября 2003 г., но опубликовано в Бюллетене Верховного Суда РФ только в конце 2004 г.

Итак, ВС РФ поменял позицию относительно п. 9 Постановления ЦК КПСС на противоположную.

Немного истории

Напомним историю вопроса.

Согласно п. 9 Постановления ЦК КПСС работникам организаций (промышленности, строительства, транспорта и связи, как указано в тексте документа), работающим в многосменном режиме, производятся доплаты за работу в вечернюю и ночную смены. За работу в ночную смену предусматривается доплата в размере 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада), а за работу в вечернюю смену - 20% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене.

Доплата за работу в ночную смену производится в случае, если не менее 50% ее продолжительности приходится на ночное время (с 22 до 6 часов). Таким образом, Постановлением ЦК КПСС предусматривалась повышенная оплата не только ночной, но и вечерней смены (сейчас о сменной работе см. ст. 103 ТК РФ).

Решением ВС РФ от 21.05.2002 N ГКПИ 2002-353 п. 9 Постановления ЦК КПСС был признан незаконным и недействующим. ВС РФ тогда указал, что ТК РФ не предусматривает повышенной оплаты каждого часа работы в ночную или вечернюю смену. Согласно ст. 154 ТК РФ повышенной оплате подлежит только каждый час работы в ночное время (с 22 до 6 часов). Постановление ЦК КПСС по сути устанавливает не предусмотренный ТК РФ вид доплаты за труд в вечернюю и ночную смены при многосменном режиме работы. При этом ТК РФ не содержит даже понятия вечерней смены, а порядок исчисления времени работы в ночную смену не согласуется со ст. 154 ТК РФ.

ВС РФ признал незаконной также и норму п. 9 Постановления ЦК КПСС, устанавливающую дополнительный отпуск работникам, работающим в многосменном режиме, поскольку такой вид дополнительного отпуска не предусмотрен ТК РФ.

Так как п. 9 Постановления ЦК КПСС на практике применялся всеми работодателями, привлекающими работников к труду в ночное время (вечернюю и ночную смены), то после его отмены в законодательном регулировании оплаты ночной работы образовался пробел. Никаких иных правовых норм, устанавливающих минимальные размеры доплаты за работу в ночное время и имеющих столь широкую сферу действия, не осталось.

Работодатели получили полную свободу в установлении доплаты за работу в ночное время. И в результате те работники, которые не смогли добиться включения размера доплаты в трудовой или коллективный договор (соглашение), фактически остались без каких-либо минимальных государственных гарантий повышенной оплаты ночной работы.

Специалисты по трудовому праву бросились разыскивать "древние" нормативные правовые акты (поскольку в новейшее время таких правовых актов, распространяющихся на всех или почти всех работников, принято не было), которые хоть как-то защищали бы интересы работников, работающих в ночное время. Называли, например, даже Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 02.01.1929 (без номера) "О семичасовом рабочем дне" (!) <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Применимость данного нормативного акта вызывает большие сомнения. Во-первых, он был принят более 70 лет назад; во-вторых, в нем речь идет только об организациях, переведенных на 7-часовой рабочий день (очевидно, при шестидневной рабочей неделе); в-третьих, по смыслу данного документа доплата за работу в ночное время устанавливалась только для случаев, когда ночная смена в организации была равна дневной (7 часов); в-четвертых, на семичасовой рабочий день организации должны были переводиться особым решением правительственной комиссии при СНК СССР.

И вот Президиум ВС РФ указанным выше Определением отменил Решение ВС РФ от 21.05.2002 N ГКПИ 2002-353.

Новое решение суда

Какие же аргументы привел Президиум ВС РФ в обоснование своей позиции?

Статья 154 ТК РФ, по мнению Президиума ВС РФ, не исключает необходимости повышенной оплаты работы в вечернюю и ночную смены. Статья 103 ТК РФ устанавливает режим работы в две, три или четыре смены, следовательно, предусматривает и вечерние, и ночные смены. Условия работы в вечерние и ночные смены, как рассуждает Президиум ВС РФ, являются отклонением от нормальных условий труда в соответствии со ст. 149 ТК РФ и требуют повышенной оплаты.

С момента вынесения Определения Президиума ВС РФ от 19.11.2003 N 48пв-03 п. 9 Постановления ЦК КПСС должен применяться в части установления доплат за работу в вечернюю и ночную смены.

Новые старые проблемы

Определение Президиума ВС РФ и вновь действующий п. 9 Постановления ЦК КПСС вызывают некоторые вопросы, требующие своего разрешения.

1. Должны ли применять п. 9 Постановления ЦК КПСС все работодатели или, как сказано в самом Постановлении, только организации промышленности, строительства, транспорта, связи и агропромышленного комплекса?

С одной стороны, так как Президиум ВС РФ признал п. 9 Постановления ЦК КПСС действующим в части установления доплаты за работу в вечернюю и ночную смены, необходимо учитывать сферу действия данного нормативного правового акта, установленную им самим. С другой стороны, до момента признания п. 9 Постановления ЦК КПСС противоречащим закону он применялся всеми работодателями, привлекающими работников к работе в ночное время.

Одним из оснований для восстановления действия п. 9 Постановления ЦК КПСС было, как указывается в Определении Президиума ВС РФ, то, что в результате признания его незаконным "утрачено нормативное регулирование вопросов повышения доплат за работу в вечернюю и ночную смены, в связи с чем эти вопросы отданы на усмотрение работодателей, чем нарушаются интересы лиц, работающих в многосменном режиме". То есть Президиум ВС РФ, казалось, исходит из широкой сферы действия п. 9 Постановления ЦК КПСС, однако это не очевидно.

Таким образом, однозначно сказать, какие именно работодатели должны применять п. 9 Постановления ЦК КПСС в настоящий момент, не представляется возможным.

2. Распространяется ли действие Постановления ЦК КПСС только на работников, работающих в многосменном режиме, или на всех работников?

Так как Президиум ВС РФ при рассмотрении дела исходил из того, что отклонением от нормальных условий труда является работа в вечернюю и ночную смены при многосменном режиме работы, то очевидно, что Постановление ЦК КПСС должно применяться только в случаях выполнения работниками работы в вечернюю и ночную смены при многосменном режиме работы.

Остальные работники, работающие в ночное время (но которым не установлен многосменный режим работы), могут рассчитывать на доплату в размере 40%, если только такой размер доплаты установлен иными нормативными актами, соглашениями, коллективными или трудовыми договорами. Если данными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными или трудовыми договорами таким работникам размер доплаты установлен в размере меньшем 40%, то применяется размер доплаты, установленный этими нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными или трудовыми договорами.

Пример. Сторож Сидоров работает в ночное время с 20 до 8 часов; после каждого рабочего дня следует выходной (работа "день через день").

Трудовым и коллективным договором повышенная оплата работы в ночное время не установлена. Соглашений, распространяющихся на данную отрасль народного хозяйства, нет.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.08.1990 N 313/14-9 "Об оплате труда работников охраны в ночное время" предусмотрено, что работникам сторожевой охраны за каждый час работы в ночное время производится доплата в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада).

Таким образом, так как Сидоров работает не в многосменном режиме, после принятия Определения Президиума ВС РФ он не может требовать оплаты каждого часа работы в ночное время в размере 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада). За каждый час работы в ночное время Сидорову по-прежнему должна производиться доплата в размере 35% часовой тарифной ставки (оклада).

Однако такой подход может привести к ситуациям, которые противоречат ст. 132 ТК РФ.

Пример. В организации для некоторых работников установлен многосменный режим, а для некоторых - обычный (не многосменный) режим работы. В соответствии с коллективным договором за каждый час работы в ночное время должна производиться доплата в размере 20% часовой тарифной ставки (должностного оклада) работников.

После принятия Определения Президиума ВС РФ работники, работающие в многосменном режиме работы, должны получать доплату за ночную смену в размере не ниже 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада). Остальным же работникам доплата за каждый час работы в ночное время может производиться в прежнем размере - 20% часовой тарифной ставки (должностного оклада).

Установление различной величины доплаты за работу в ночное время для разных работников одной и той же организации может быть расценено самими работниками, контролирующими органами или судом как дискриминация (ст. 132 ТК РФ).

Поэтому, на наш взгляд, хотя п. 9 Постановления ЦК КПСС распространяется только на работников, работающих в многосменном режиме, работодателям все же лучше при установлении доплат за работу в ночное время ориентироваться на его нормы.

При применении п. 9 Постановления ЦК КПСС необходимо учитывать следующее.

В соответствии с Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 07.05.1987 N 14/14-38 "О порядке применения доплат и предоставления дополнительных отпусков за работу в вечернюю и ночную смены, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194" многосменным считается такой режим, когда в организации или ее подразделениях в течение суток работа организована в две и более смены, продолжительность каждой из которых не менее установленной законодательством продолжительности рабочего дня.

Доплата за ночную смену (согласно п. 9 Постановления ЦК КПСС) производится только в том случае, если не менее 50% ее продолжительности приходится на ночное время. То есть ночной сменой признается та смена, не менее 50% продолжительности которой приходится на ночное время (с 22 до 6 часов).

Пример. В организации предусмотрены следующие смены - с 9 до 17 часов, с 17 часов до 1 часа, с 1 часа до 9 часов. Ночной будет смена с 1 часа до 9 часов.

Если бы в организации смены распределялись следующим образом - с 10 до 18 часов, с 18 до 2 часов, с 2 до 10 часов, - то ночных смен согласно п. 9 Постановления ЦК КПСС было бы две - с 18 до 2 часов и с 2 до 10 часов (поскольку 50% продолжительности этих смен приходится на ночное время).

Вечерней сменой согласно указанному выше Разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС является смена, непосредственно предшествующая ночной.

Как поступать в тех случаях, когда смена, непосредственно предшествующая ночной, большей частью приходится не на вечернее время, а на дневное или даже утреннее? При буквальном прочтении Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 14/14-38 получается, что такая смена должна признаваться вечерней.

Тогда возможна следующая ситуация.

Пример. В организации установлен двухсменный режим работы: первая смена - с 8 до 20 часов, вторая смена - с 20 до 8 часов. Так как вторая смена является ночной (2/3 ее продолжительности приходится на ночное время), то первая смена является вечерней. Следовательно, работа в первую смену в данном случае подлежит повышенной оплате (20% часовой тарифной ставки (должностного оклада)) в соответствии с п. 9 Постановления ЦК КПСС.

Парадоксально? Однако именно такой вывод можно сделать из комментариев к п. 9 Постановления ЦК КПСС, дававшихся для указанной в примере ситуации государственными органами СССР (см., например, Разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.03.1989 N 6/6-140).

3. Не совсем ясно, как соотносятся между собой доплата за работу в вечернюю и ночную смены и доплата за работу в ночное время. То есть если работодатель производит работникам доплаты за работу в вечернюю и ночную смены, должен ли он, кроме того, еще и производить доплаты за работу в ночное время?

В соответствии с п. 9 Постановления ЦК КПСС доплаты за работу в вечернюю и ночную смены вводятся взамен дополнительной оплаты труда за работу в ночное время. Но данная норма противоречит ст. 154 ТК РФ, которая не допускает замены доплаты за работу в ночное время каким-либо иным видом доплат.

В то же время исходя из Определения Президиума ВС РФ работа в вечернее и ночное время при многосменном режиме - это особый вид работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. ст. 103 и 149 ТК РФ), отличающийся от работы в ночное время (ст. 154 ТК РФ). А раз так, то получается, что доплата за работу в вечернюю и ночную смены не заменяет доплаты за работу в ночное время.

Таким образом, если согласно Определению ВС РФ применять п. 9 Постановления ЦК КПСС все же необходимо, то при этом также необходимо применять и ст. 154 ТК РФ.

Такое толкование Определения Президиума ВС РФ и п. 9 Постановления ЦК КПСС приводит к тому, что работники, работающие в многосменном режиме работы в ночное время, будут иметь право на две доплаты - за работу в вечернюю и ночную смены и за работу в ночное время.

Но, произведя доплаты и за многосменный режим работы, и за работу в ночное время, работодатель, конечно, включит данные затраты в расходы на оплату труда при исчислении налога на прибыль организаций. И вполне может столкнуться с непониманием со стороны налоговых органов. Ведь доказать экономическую обоснованность одновременной выплаты надбавок одним и тем же работникам как за работу в вечернюю и ночную смены, так и за работу в ночное время очень сложно.

Ситуация усугубляется еще и тем, что во многих организациях доплаты за работу в ночное время установлены коллективными договорами. Добровольно взятые на себя обязательства по коллективному договору должны выполняться, по нашему мнению, независимо от действия (и толкования) нормативных правовых актов, на основании которых они приняты.

Пример. Работник работает в многосменном режиме. Коллективным договором, действующим в организации, предусмотрена доплата за работу в ночное время - 40% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час ночной работы (работы в ночное время).

Месячный оклад работника - 6000 руб. Норма рабочего времени в расчетном месяце - 172 часа; в ночное время работник отработал 56 часов; общая продолжительность ночных смен - 84 часа; продолжительность вечерних смен - 84 часа.

Часовая ставка работника в данном месяце составляет 34,88 руб. (6000 руб. : 172 ч).

Доплата за работу в ночное время составит 781,31 руб. (34,88 руб. х 40% х 56 ч); доплата за работу в ночную смену - 1171,97 руб. (34,88 руб. х 40% х 84 ч); доплата за работу в вечернюю смену - 585,98 руб. (34,88 руб. х 20% х 84 ч).

4. Пункт 9 Постановления ЦК КПСС предусматривает доплаты за работу в вечернюю и ночную смены только тем работникам, которые работают в двух и трехсменном режиме. Означает ли это, что организации, в которых установлена работа, например, в четыре смены, не обязаны применять этот пункт? На наш взгляд, нет.

Согласно Разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС N 14/14-38 доплаты за вечернюю и ночную смены предусмотрены только для многосменного режима, которым считается такой режим, когда в организации в течение суток работа организована в две и более смены, продолжительность каждой из которых не менее установленной законодательством продолжительности рабочего дня.

В настоящее время трудовое законодательство не устанавливает продолжительность рабочего дня для всех категорий работников (общую продолжительность рабочего дня). Устанавливается лишь нормальная продолжительность рабочего времени в неделю.

Кроме того, Президиум ВС РФ в Определении указал, что работа в вечернюю и ночную смены при двух-, трех- или четырехсменном режиме подлежит повышенной оплате, как отклоняющаяся от нормальных условий труда. При этом суд не провел никаких различий в повышенной оплате труда работников, работающих в две, три или четыре смены, в соответствии со ст. 103 ТК РФ.

Таким образом, при работе в четыре смены работодатель обязан производить предусмотренные п. 9 Постановления ЦК КПСС доплаты. При этом ночная и вечерняя смены определяются в порядке, описанном выше.

И.Михайлов

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

21.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Бизнес-прогноз от 21.04.2005> ("Новая бухгалтерия", 2005, N 5) >
Вопрос: Сотрудница уволена с работы в связи с ликвидацией организации 9 августа 2004 г. Какие выплаты ей полагаются кроме заработной платы и компенсации за отпуск? Имеет ли она, будучи пенсионером, право на получение пособия в центре занятости? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.