|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 8)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 8
<КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 31.03.2005 N 171 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ">
В некоторых случаях расчеты наличными или с использованием платежных карт можно осуществлять без использования кассовой техники. Этому вопросу и посвящено новое Постановление Правительства РФ от 31.03.2005 N 171. Задача нашего комментария - раскрыть цели и сущность этого документа, а также правовые последствия, которые он влечет для организаций и предпринимателей. Мы ответим на вопрос, кто может (или обязан) применять бланки строгой отчетности, в каких случаях можно (или нужно) их использовать. Сразу оговоримся, что положение затрагивает интересы не всех организаций и предпринимателей, а только тех, которые оказывают услуги населению.
В поисках первопричины...
Прежде всего установим, что явилось причиной принятия нового документа. На это нам указывает преамбула Постановления, которая гласит, что оно принято во исполнение п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ от 22.05.2003 N 54-ФЗ <*>. ————————————————————————————————<*> Документ опубликован в "НА" N 12, 2003.
История создания, рассмотрения и принятия этого Закона была длинной и сложной. В первый раз он был принят Госдумой со следующим названием: "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с физическими лицами". Таким образом, ККТ нужно было применять при осуществлении наличных расчетов только с гражданами. А использование кассовой техники при расчетах наличными между организациями не было предусмотрено. Однако в такой редакции Закон был отклонен Советом Федерации и окончательно был принят только после создания согласительной комиссии. В результате из названия документа исчезло словосочетание "с физическими лицами". Применять ККТ стали обязаны все организации и индивидуальные предприниматели, в том числе и при наличных расчетах друг с другом. С момента вступления Закона в силу они были вынуждены приобрести контрольно-кассовую технику.
ККТ применять не нужно
И Законом N 54-ФЗ, и Постановлением N 171 предусмотрено право организаций и индивидуальных предпринимателей осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. Право - не обязанность. В отношении Закона о ККТ оно означает, что организация или предприниматель по своему выбору могут применять бланк строгой отчетности взамен ККТ или нет. Условиями применения этого права является, во-первых, оказание услуг населению. А во-вторых - выдача соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Опубликованное выше Постановление N 171 как раз и предусматривает такой порядок. Обратите внимание: не имеют права применять бланки строгой отчетности, соответственно, обязаны использовать ККТ организации и предприниматели, реализующие товары и работы населению, а также организации и предприниматели, реализующие товары, работы и услуги другим организациям и предпринимателям. До принятия опубликованного Постановления фирмы и предприниматели руководствовались старыми нормативными актами. Так, утвержденная Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35 в качестве документа строгой отчетности квитанция (форма по ОКУД 0700001, 0700002) могла применяться при наличных денежных расчетах следующими структурами (Письмо ФНС России от 17.12.2004 N 22-3-21/1934): - предприятиями Федеральной службы лесного хозяйства, Минкультуры России, Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ, департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России; - организациями и индивидуальными предпринимателями, ведущими аналогичную деятельность, но не входящими в систему соответствующих министерств. С момента вступления в силу Постановления N 171 фирмы и предприниматели могут применять только бланки, которые утверждены в установленном данным документом порядке. Порядок этот таков. Формы бланков утверждает Минфин России - по обращению определенных учреждений и организаций. В Минфин могут обратиться заинтересованные органы государственной власти, Центральный банк РФ, ассоциации, союзы, объединения предпринимателей и организаций. Такие лица самостоятельно разрабатывают описание бланка, его обязательные и дополнительные реквизиты, характеризующие специфику деятельности, эскиз бланка, предложения по обеспечению защиты его от подделок, инструкцию по заполнению бланка, рекомендации по его применению, а также перечень услуг, которые предполагается осуществлять с использованием бланка. В дальнейшем указанные бланки могут использоваться всеми фирмами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, для которых эти формы были утверждены (п. 11 Положения, утвержденного Постановлением N 171). В то же время необходимо отметить, что бланки строгой отчетности, установленные в соответствии с прежними требованиями, могут применяться до утверждения новых форм. Произойти это должно не позднее 1 января 2007 г. (п. 2 Постановления N 171).
Внесем ясность
По новому документу возникают два вопроса. При оказании каких услуг можно применять бланки строгой отчетности? Как понимать термин "население"? Ответ на первый вопрос дает Гражданский кодекс, который устанавливает различные виды гражданско-правовых договоров. Под действие Закона N 54-ФЗ и Постановления Правительства РФ N 171 могут подпадать: договор аренды, бытового подряда, возмездного оказания услуг и поручения. Прежде всего имеются в виду бытовые услуги, перечень которых устанавливается Общероссийским классификатором ОКВЭД (ремонт и изготовление по заказам физических лиц одежды, обуви, мебели, ремонт бытовой техники, парикмахерские), и другие возмездные услуги (перевозка пассажиров, грузов, туристические услуги). Второй вопрос, который необходимо разрешить: что означает понятие "население"? В действующем законодательстве РФ этот термин отсутствует. По существу, к населению следует относить физических лиц: граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Остается сомнение в отношении индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. ПБОЮЛ - это "население" или нет? Раньше и инспекторы, и судьи при решении этого вопроса исходили из цели приобретения предпринимателем услуг. Так, в Постановлении от 05.07.2000 N А79-328/2000-СК1-306 ФАС Волго-Вятского округа решил, что индивидуального предпринимателя только тогда можно отнести к "населению", когда он приобретает услуги для личных нужд, а не для предпринимательского использования. Поэтому нельзя признать "населением" предпринимателя, который, например, оплачивает аренду торговой площади. Теперь подходы изменились. В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 сказано, что бланки строгой отчетности можно использовать и при расчетах с индивидуальными предпринимателями. Аналогичный вывод встречается и в документах налоговой службы (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 16.03.2004 N 29-12/17591).
Подводим итоги...
При принятии решения, применять ККТ или бланки строгой отчетности, организациям и предпринимателям можно рекомендовать руководствоваться здравым смыслом: что им выгоднее (с точки зрения финансовых затрат) и удобнее (с точки зрения скорости оформления операций). С одной стороны, затраты на приобретение кассы для небольшой фирмы могут оказаться значительными. Кроме того, аппарат нужно зарегистрировать в налоговой, с ЦТО необходимо заключить договор на обслуживание машины. К фирмам и предпринимателям - владельцам ККТ предъявляется ряд серьезных требований. В частности, они должны следить, чтобы машина была исправна и опломбирована, ведь отсутствие или повреждение пломбы приравнивается к неиспользованию ККТ (Письмо МНС России от 16.09.2004 N 33-0-11/584). Вместе с тем применение бланков строгой отчетности не избавит бизнесменов от всех проблем. Необходимо учитывать, что опубликованное Постановление обязывает организации и индивидуальных предпринимателей вести учет бланков, их движения, проводить их инвентаризацию и хранить использованные бланки в течение пяти лет. Может быть, проще пробить чек? Так, если фирма или предприниматель уже используют кассовую машину в другой своей деятельности, организовать выдачу чеков по услугам для них не составит труда. Пункт 25 нового Положения устанавливает последовательную и трудоемкую процедуру применения бланков при расчетах наличными. Организации и индивидуальные предприниматели прежде всего заполняют бланк и только потом получают от клиента деньги. После этого они называют сумму полученных денежных средств и помещают их отдельно на виду у клиента, подписывают бланк, называют сумму сдачи и выдают ее клиенту вместе с бланком. Сейчас же некоторые организации и предприниматели вначале объявляют стоимость услуги, принимают денежные средства и только потом начинают оформлять бланк строгой отчетности. При проведении проверки контролерами результат может получиться печальный. Последнее, на что мы хотели бы обратить ваше внимание: какая ответственность установлена за применение вместо ККТ бланка строгой отчетности? Статья 14.5 КоАП РФ устанавливает значительный штраф за неприменение контрольно-кассовой техники: от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей и от 30 000 до 40 000 руб. для организаций. При этом КоАП РФ не освобождает от ответственности фирмы и предпринимателей, которые незаконно применили вместо ККТ бланк строгой отчетности.
О.В.Кокорин Исполнительный директор Подписано в печать 15.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |