|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Организация с 01.04.2003 освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании ст.145 НК РФ. В сентябре того же года организация приняла решение отказаться от указанного освобождения. Однако в налоговой инспекции нам сообщили, что организация не имеет права отказываться от льготы, так как она предоставляется на 12 месяцев. Правомерно ли это?
Вопрос: Организация с 01.04.2003 освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании ст.145 НК РФ. В сентябре того же года организация приняла решение отказаться от указанного освобождения и перейти на общую систему налогообложения, о чем уведомила налоговый орган по месту учета. Однако в налоговой инспекции нам сообщили, что организация не имеет права отказываться от льготы, так как она предоставляется на 12 месяцев. Правомерны ли утверждения налоговой инспекции?
Ответ: В пп.3 п.1 ст.21 Налогового кодекса РФ указано такое право налогоплательщиков, как использование налоговых льгот при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, то есть НК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах (п.1 ст.1 НК РФ). При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст.52 НК РФ). Согласно п.1 ст.145 НК РФ организации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей, а также при соблюдении некоторых других условий, предусмотренных данной статьей. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п.1 ст.56 НК РФ). Таким образом, ст.145 НК РФ содержит не что иное, как льготу (условия ее предоставления), от которой налогоплательщик вправе отказаться, если иное не предусмотрено НК РФ (ст.56 НК РФ, п.4 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О). Однако "иное" предусмотрено п.4 ст.145 НК РФ, согласно которому организации, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с п.5 ст.145 НК РФ. Указанная норма содержит прямой запрет на отказ лица, освобожденного от обязанностей налогоплательщика, однако она же предусматривает возможность отказа от продления использования права на такое освобождение.
В случае же, если лицо, освобожденное от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, выставило покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, оно должно исчислить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет (пп.1 п.5 ст.173 НК РФ). Таким образом, утверждение представителя налогового органа относительно невозможности перехода на общую систему налогообложения до истечения 12 последовательных календарных месяцев правомерно. Изложенное подтверждается и судебной практикой, а именно Постановлениями ФАС Северо-Западного округа от 25.12.2002 N А42-5232/02-16; от 21.05.2003 N А42-5231/02-22, аналогичный вывод можно сделать и из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2003 N Ф08-1252/2003-475А.
А.В.Рымкевич Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета 09.01.2004
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |