|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Срыв реструктуризации ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 15)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 15
СРЫВ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
Любое нарушение условий реструктуризации может привести к тому, что налоговая примет решение о ее прекращении. Такое решение повлечет весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщика. Подробнее об этом мы и расскажем сегодня.
Ноль поблажек
Реструктуризация - поэтапное погашение организацией в течение длительного времени задолженности по налогам, сборам и взносам во внебюджетные фонды, а также по пеням и штрафам. Причем при выполнении определенных условий пени и штрафы могут быть списаны. Чтобы сохранить право на реструктуризацию, налогоплательщик обязательно должен соблюдать два условия. Во-первых, точно исполнять график реструктуризации. Во-вторых, своевременно вносить в полном объеме текущие налоговые платежи или взносы во внебюджетные фонды. Налоговые органы судят о наличии текущей задолженности по данным своего учета на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом. Любая задержка платежа, даже на один день, считается нарушением. На отмену реструктуризации может повлиять и неуплата самой минимальной, "копеечной" суммы. Кроме того, к неуплате текущего платежа или взноса по графику приравнивают и его перечисление по неверному КБК. Хотя официально об этом не говорится ни в одном документе, на практике налоговики иногда принимают решение об отмене реструктуризации и из-за задолженности только лишь по пеням (даже если сама недоимка на 1-е число квартала погашена). Заметим, что прямо такая возможность в законодательстве не прописана, поэтому единственный выход для организации, несогласной с таким положением вещей, - обжалование отказного решения в суде.
Догадайтесь сами
Порядок проведения реструктуризации регулируют два Постановления Правительства РФ. Это Постановление от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом". А также Постановление от 01.10.2001 N 699 "О порядке проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организации по состоянию на 1 января 2001 г.". Но самое интересное, что в этих документах четко не указаны последствия срыва реструктуризации. Нет ясно обозначенных правил и в НК РФ. Более того, Налоговый кодекс вообще не знает понятия "реструктуризация". И хотя в НК РФ прописаны правила поэтапного погашения налогов (отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит), они ничего общего не имеют с реструктуризацией. К такому выводу приводит сопоставление правил, прописанных в НК РФ и Постановлении Правительства РФ N 1002. В частности, в п.2 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденного Постановлением N 1002, говорится, что в отношении налогов, к которым применяются рассрочка, отсрочка или кредит, реструктуризация не проводится. А из ст.61 НК РФ следует вывод, что Кодекс не регулирует поэтапную уплату кредиторской задолженности.
Процедура - по Кодексу
Но отсутствие в законодательстве четких последствий срыва реструктуризации вовсе не означает, что таковых нет. И самое очевидное из них - это потеря права на постепенное погашение задолженности, пеней и штрафов и (или) на списание пеней и штрафов. А это в свою очередь повлечет за собой предъявление к организации требования по единовременной уплате всего долга. Естественно, что в отношении налогов такие требования будут исходить от налоговиков. Следовательно, при выставлении требования, а также при принудительном взыскании должны соблюдаться правила и сроки, установленные в НК РФ. В частности, это означает, что решение о взыскании налога за счет денежных средств налоговики должны принять не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Кстати, эти же правила суды распространяют и на решение о взыскании налога за счет имущества. Поскольку реструктуризация - процесс длительный, то формально срок на вынесение таких решений обычно бывает пропущен. Но суды, как правило, рассматривают реструктуризацию как обстоятельство, прерывающее течение сроков давности. То есть 60 дней для вынесения решения о взыскании налога рассчитывают до момента начала реструктуризации и продолжают считать после появления решения о ее прекращении (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.06.2002 по делу N А56-5319/02). Иногда для возобновления срока взыскания налогов при прекращении реструктуризации фискалы выставляют новые требования. При этом они ссылаются на ст.71 НК РФ, которая говорит, что при изменении обязанности по уплате налога выставляется уточненное требование. По нашему мнению, если требование о наличии задолженности существовало до начала реструктуризации, то оснований для выставления уточненного требования нет. Ведь обязанность налогоплательщика при прекращении реструктуризации не изменилась (основания уплаты налога остались прежними). Поменялся только порядок ее погашения. Первоначально (во время действия реструктуризации) он был добровольным с разбивкой на этапы, после прекращения реструктуризации - принудительным, с возможностью единовременного взыскания. Поэтому налогоплательщик вправе обжаловать новое требование, а также решение о взыскании, вынесенное на его основании. У таких споров есть положительная судебная перспектива (например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.03.2004 по делу N КА-А40/1825-04).
Приостановить и отозвать
Решение о взыскании за счет денежных средств (или за счет иного имущества) могло быть принято и до начала реструктуризации. В этом случае на время поэтапного погашения налоговый орган должен был приостановить его действие (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2003 по делу N Ф09-3904/03-АК) или отозвать из банка инкассовое поручение. В такой ситуации при прекращении реструктуризации приостановленные решения о принудительном взыскании возобновляют свое действие. Если же при проведении реструктуризации налоговая отозвала инкассо, то при утрате права на реструктуризацию налоговики могут выставить его вновь.
И.А.Чемичев Ведущий специалист ЗАО "Налоговая компания Патера" Подписано в печать 15.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |