Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налог на прибыль организаций: основные изменения в порядке исчисления и уплаты с 2005 г. ("Аудиторские ведомости", 2005, N 5)



"Аудиторские ведомости", 2005, N 5

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ:

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ

С 2005 Г.

2005 г. внес достаточное количество изменений, связанных с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль.

В статье рассматриваются особенности исчисления налога, а также формирования расходов налогоплательщиками.

Методологические изменения

Банковская деятельность. Федеральный закон более чем годичной давности от 23.12.2003 N 178-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2005 г., позволяет доходы в виде страховых взносов банков в фонд страхования вкладов в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации не учитывать в составе налоговой базы по налогу на прибыль (внесены изменения в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Одновременно п. 2 ст. 291 НК РФ дополнен пп. 20.1, в соответствии с которым суммы страховых взносов банков, установленных в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, признаются в качестве расходов банков.

Ипотечная деятельность. Пакет федеральных законов, принятый в августе 2004 г. и вступивший в силу с 1 января 2005 г., также вносит изменения в гл. 25 НК РФ.

Согласно п. 18 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ. Федеральный закон от 20.08.2004 N 105-ФЗ не распространяет действие данного пункта на списание ипотечными агентами кредиторской задолженности в виде обязательств перед владельцами облигаций с ипотечным покрытием. Этим же Законом п. 1 ст. 251 дополнен пп. 29, в соответствии с которым доходы в виде имущества, включая денежные средства, и (или) имущественных прав, которые получены ипотечным агентом в связи с его уставной деятельностью, не учитываются при определении налоговой базы.

Федеральным законом от 20.08.2004 N 107-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 284 НК РФ, согласно которым изменились ставки налога по отдельным видам долговых обязательств:

- 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (за исключением ценных бумаг, указанных в пп. 2 и 3 п. 4), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 г. (ставка осталась без изменений);

- 9% - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г. (ставка снижена с 15 до 9% с 1 января 2005 г.).

По доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации, ставка осталась без изменений - 0%.

Федеральным законом от 20.08.2004 N 110-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 256 НК РФ. В состав амортизируемого имущества включено имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг. Это имущество подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения в порядке, установленном гл. 25 НК РФ.

Все налогоплательщики. С 7 ноября 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.10.2004 N 124-ФЗ (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.), в соответствии с которым внесены изменения в наименование ст. 277 НК РФ - теперь она называется "Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда) организации".

Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ внесено значительное количество поправок в гл. 25 НК РФ по различным направлениям деятельности.

Медицинское страхование. Подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания.

Средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц, не облагаются налогом на прибыль.

Введен пп. 30 п. 1 ст. 251 следующего содержания: доходы в виде имущества (работ, услуг), полученного медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке, также не облагаются налогом на прибыль. При этом имущество, приобретенное (созданное) за счет этих доходов, не подлежит амортизации (пп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ). Указанные изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Установлены особенности определения доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование (введена новая ст. 294.1 НК РФ), которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Доход налогоплательщика, осуществляющего обязательное медицинское страхование, в виде средств, полученных от территориальных фондов обязательного медицинского страхования, признается на дату перечисления указанных средств, определенную договором финансирования, в размере, определяемом исходя из порядка финансирования, указанного в таком договоре (ст. 330 НК РФ).

Пенсионное страхование. С 1 января 2006 г. не будут облагаться суммы дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (пп. 31 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Расширен и состав целевых поступлений, не облагаемых налогом на прибыль, - к ним отнесены пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, предназначенные на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 6.1 п. 2 ст. 251).

Страховая деятельность. Расширен состав целевых поступлений (пп. 12 п. 2 ст. 251 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2003 г.):

- средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и которые предназначены для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация;

- средства, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств указанным профессиональным объединением страховщиков в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах.

Расширен перечень расходов страховых организаций, определенных ст. 294 НК РФ (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2003 г.), куда теперь включены:

- суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, формируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в размерах, установленных в соответствии со структурой страховых тарифов;

- суммы отчислений в резервы (фонды), формируемые в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация.

Негосударственные пенсионные фонды. Внесены изменения в порядок определения доходов и расходов негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ), вступившие в силу с 1 января 2005 г. (ст. ст. 295 и 296 НК РФ).

Так, установлена обязанность раздельного определения доходов и расходов по доходам (расходам), полученным:

- от размещения пенсионных резервов;

- от инвестирования пенсионных накоплений;

- от уставной деятельности данных фондов.

В 2005 г. введено уменьшение налоговой базы НПФ на следующие виды расходов (п. 4 ст. 296 НК РФ):

- расходы, связанные с получением дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, включая вознаграждения управляющей компании, специализированному депозитарию, иным профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

- обязательные расходы, связанные с хранением, поддержанием в рабочем состоянии и оценкой имущества, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений;

- отчисления от дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для формирования накопительной части трудовой пенсии, которые направлены на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и которые осуществляются в соответствии с законодательством о негосударственных пенсионных фондах.

С 1 января 2006 г. эти расходы не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

С 1 января 2005 г. также:

- изменен порядок расчета доходов, полученных от размещения пенсионных резервов (доход, размещенный на солидарных пенсионных счетах, исключается из положительной разницы между доходом, полученным от размещения пенсионных резервов, и доходом, исчисленным исходя из ставки рефинансирования Банка России) - п. 2 ст. 295 НК РФ;

- к доходам, полученным от уставной деятельности фонда, отнесены также отчисления от дохода, полученного от инвестирования пенсионных накоплений по накопительной части трудовой пенсии, которые направлены на формирование имущества НПФ, и часть суммы пенсионного взноса по договору негосударственного пенсионного обеспечения - п. 3 ст. 295 НК РФ;

- к расходам, связанным с получением дохода от размещения пенсионных резервов НПФ, отнесены отчисления на формирование страхового резерва в установленном порядке до достижения установленного советом фонда размера страхового резерва (но не более 50% величины резервов покрытия пенсионных обязательств) - п. 2 ст. 296 НК РФ;

- к расходам, связанным с обеспечением уставной деятельности НПФ, отнесены вознаграждения за оказание услуг по заключению договоров негосударственного пенсионного обеспечения и договоров обязательного пенсионного страхования, а также за услуги по ведению пенсионных счетов в соответствии с законодательством о негосударственных пенсионных фондах - п. 3 ст. 296 НК РФ.

Бюджетные учреждения. Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ в новой редакции изложен абз. 1 ст. 321.1 НК РФ - налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

Данное изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Порядок формирования расходов

Изменена редакция п. 16 ст. 255 НК РФ, определяющего расходы работодателей по договорам обязательного и добровольного страхования. В этом пункте указано, что, если работодатель осуществляет расходы по негосударственному пенсионному обеспечению своих сотрудников, эти отчисления включаются в состав расходов на оплату труда с уменьшением налоговой базы в пределах 12% от суммы расходов на оплату труда.

По новой редакции данного пункта с 1 января 2005 г. в случаях добровольного страхования названные суммы будут относиться к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при достижении участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, а договоры добровольного пенсионного страхования - выплату пенсий пожизненно.

Фактически с 1 января 2005 г. применение так называемой солидарной схемы, при которой организация-страхователь перечисляла средства в НПФ, становится невыгодным, поскольку такие отчисления в налоговом учете теперь не признаются. Установлены новые требования к договорам добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) - договоры должны предусматривать учет пенсионных взносов на именных счетах участников НПФ.

Уточнена норма о том, что ограничение в размере, не превышающем 12% суммы расходов на оплату труда, для совокупной суммы платежей (взносов) применяется к взносам, уплачиваемым работодателями по договорам добровольного пенсионного страхования. Данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Статья 264 НК РФ. С 1 января 2005 г. состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, дополнен еще двумя пунктами:

- расходы работодателя по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника в соответствии с законодательством, в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями, по договорам с работодателями в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности (п. 48.1);

- платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности. Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает размера пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абз. 10 п. 16 ст. 255 НК РФ, включается в состав расходов в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда (п. 48.2).

Рассмотрим эти поправки более подробно.

Федеральный закон от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год". Помимо изменений, внесенных непосредственно в гл. 25 НК РФ, с 1 января 2005 г. кардинальным образом изменен порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2005 г. - первые два дня больничного должны оплачиваться за счет средств работодателей. Правда, пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как и прежде, в полном объеме выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Таким образом, расходы по выплате указанного пособия за первые два дня нетрудоспособности работника учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ранее выплаты за счет средств социального страхования были ограничены суммой в 11 700 руб. в месяц, и если работодатель осуществлял доплату до фактического заработка, то при условии ее отражения в трудовом договоре такая доплата в уменьшение налоговой базы в 2004 г. принималась. Сейчас в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 202-ФЗ ограничены не только выплаты за счет средств ФСС РФ, но и сам максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц - они не могут превышать 12 480 руб. В этой связи оплата пособия за первые два дня будет учитываться в составе расходов с учетом установленного порядка исчисления пособия по временной нетрудоспособности и ограничения его максимального размера. Хотя следует отметить, что официальная позиция Минфина России по данному вопросу до настоящего времени не проявлена.

Статья 270 НК РФ. Расширен перечень расходов, не учитываемых в уменьшение налоговой базы.

Так, согласно п. 48.1 при исчислении налоговой базы не учитывается стоимость имущества (работ, услуг), полученного в соответствии с пп. 30 п. 1 ст. 251 НК РФ, а также стоимость имущества, приобретаемого (создаваемого) за счет указанных средств, в том числе при дальнейшей реализации этого имущества. Данный пункт распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

С 2006 г. не будут учитываться следующие расходы:

- расходы, включая вознаграждение управляющей компании и специализированному депозитарию, произведенные за счет средств организаций, выступающих в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, при инвестировании средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии (п. 48.2);

- суммы, которые направлены организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, на пополнение средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, и которые отражены на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии (п. 48.3);

- средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, передаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации негосударственными пенсионными фондами в Пенсионный фонд Российской Федерации и (или) другой негосударственный пенсионный фонд, которые выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (п. 48.4).

Федеральный закон от 29.07.2004 N 95-ФЗ. С 1 января 2005 г. налог на прибыль распределяется и уплачивается налогоплательщиками только по двум уровням бюджетов:

- в федеральный бюджет по ставке 6,5% (в 2004 г. 5%);

- в бюджеты субъектов Российской Федерации по ставке 17,5% (как и в 2004 г.), при этом налог на прибыль в местный бюджет не уплачивается. При сохранении налога в качестве доходных источников местных бюджетов поступающие в бюджет субъекта Российской Федерации суммы налога будут перераспределяться между бюджетами органами Федерального казначейства.

На 2005 г. сохранено право субъектов Российской Федерации понижать региональную ставку налога на 4 процентных пункта. При этом уплата налога по годовому расчету за 2004 г. осуществляется в ранее действовавшем порядке, т.е. по трем уровням бюджетов (в федеральный бюджет - 5%, в бюджет субъекта Российской Федерации - 17%, в местный бюджет - 2%).

Также Законом N 95-ФЗ повышена с 6 до 9% ставка налога на прибыль с доходов, которые налоговые агенты удерживают при выплате дивидендов. Здесь важен непосредственно момент выплаты дивидендов. Как разъяснено в Письме Минфина России от 25.02.2005 г. N 03-03-01-02/65 "О порядке заполнения Декларации по налогу на прибыль организаций в связи с положениями Федеральных законов от 29.07.2004 N 58-ФЗ, от 20.08.2004 N 107-ФЗ, от 29.12.2004 N 204-ФЗ", это положение распространяется на все выплаты дивидендов, произведенные начиная с 2005 г.

Приказ Минфина России от 10.12.2004 N 114н. С 1 января 2005 г. введены в действие новые коды бюджетной классификации (КБК), поэтому налогоплательщикам следует заполнять платежные поручения с учетом новых КБК. При этом КБК для уплаты налога на прибыль в федеральный и региональный бюджеты следует брать из разд. I Классификации доходов бюджетов Российской Федерации, а для уплаты налога в местный бюджет - из разд. IX данной Классификации.

Письмо ФНС России от 16.12.2004 N 02-0-10/01/7. Размер ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта Российской Федерации в I квартале 2005 г., определяется как сумма ежемесячных авансовых платежей, причитавшихся к уплате в IV квартале 2004 г. в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет. При этом размер ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль в I квартале 2005 г. не зависит от изменения ставок налога, т.е. по окончании I квартала производится перерасчет налоговых обязательств при подаче налоговой декларации. Это указано в Письме N 02-0-10/01/7. Подчеркнем, что все платежи налога на прибыль по налоговым обязательствам, возникшим начиная с 1 января 2005 г., осуществляются налогоплательщиками в два уровня бюджетов - в федеральный и в бюджет субъекта Российской Федерации.

К.В.Новоселов

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

15.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каков порядок расчета ЕСН к уплате в 2005 г. у адвоката, являющегося участником ВОВ, инвалидом II группы по общему заболеванию, при условии, что его облагаемый доход превысил 280 тыс. руб.? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 18) >
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операцию по сносу пристройки, если ее стоимость включена в общую стоимость здания (не выделена)? ("Аудиторские ведомости", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.