Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 13.04.2005> ("Главбух", 2005, N 8)



"Главбух", 2005, N 8

По каким формам надо отчитываться за I квартал (с. 12). Утверждены новые бланки для расчетов по авансовым платежам по ЕСН и пенсионным взносам (с. 14). Уточнено, какие бланки строгой отчетности можно использовать (с. 15). Комиссионер может выставлять счета-фактуры даже будучи на "упрощенке" (с. 16). Для бизнесменов: новые формы по ЕСН (с. 17). Раздачу сувениров Минфин облагает НДС (с. 18). Подробно об изменениях в декларациях по НДС - на с. 21.

С какого момента надо применять новые декларации,

отчитываясь за I квартал?

Как и прогнозировал "Главбух" (N 7, с. 20), в самый разгар отчетного периода за I квартал появилось сразу несколько новых деклараций. А именно:

- Расчет авансовых платежей по ЕСН. Утвержден Приказом Минфина России от 17 марта 2005 г. N 40н (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2005 г.; официально опубликован 7 апреля 2005 г.);

- декларации по акцизам. Утверждены Приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. N 32н (зарегистрирован Минюстом России 30 марта 2005 года; официально опубликован 7 апреля 2005 г.);

- Расчет авансовых платежей по страховым взносам в ПФР. Утвержден Приказом Минфина России от 24 марта 2005 г. N 48н (зарегистрирован Минюстом России 5 апреля 2005 г.; на момент подписания номера - 13 апреля - официально не опубликован);

- декларации по НДС, а также декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) при ввозе товаров из Белоруссии. Утверждены Приказом Минфина России от 3 марта 2005 г. N 31н (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2005 г.; на момент подписания номера - 13 апреля - официально не опубликован).

По общему правилу, закрепленному в п.12 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763, приказы Минфина России вступают в силу через 10 дней после официального опубликования. Но при том условии, что иной порядок не прописан в самих нормативных актах. Между тем во всех перечисленных выше Приказах сказано, что их нужно применять, отчитываясь за I квартал или за март 2005 г.

Тут не надо забывать о норме, которая прописана в п.10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763. Эта норма гласит: нормативный акт, изданный федеральными органами исполнительной власти (в частности, Минфином России), не может вступить в силу до его официальной публикации. Таким образом, формально расчет по ЕСН и декларации по акцизам надо сдавать по новым формам только с 7 апреля. Расчет же по пенсионным взносам и декларации по НДС - с 14 апреля (такова предполагаемая на момент подписания этого номера дата их официального опубликования).

Но проблема в том, что многие предприятия отчитались за I квартал и март прежде, чем были опубликованы новые формы расчетов и деклараций. Более того, в реальности многие бухгалтеры получили уже опубликованные формы, только когда истекли сроки отчетности, например, из-за перебоев в работе почты. Что угрожает фирме, которая по вполне объективным причинам отчиталась за I квартал (март) по старым формам? Надо ли пересдавать такую отчетность? Об этом мы спросили Сергея Викторовича Разгулина, начальника отдела контроля и координации деятельности ФНС Минфина России.

- Вправе ли фирма отчитаться за март (I квартал) по старым формам, если официально опубликованные расчеты и декларации оказались недоступны для бухгалтера до того, как истекли сроки отчетности?

- Формально такого права у фирмы нет. Новые расчеты и декларации вступают в силу после их официальной публикации. Значит, с момента опубликования отчитываться надо именно по ним. Если этого не сделать, у инспектора будет полное право оштрафовать организацию за непредставление отчетности по ст.ст.119 и 126 Налогового кодекса РФ.

Другое дело, что имеются отдельные примеры из судебной практики, когда суды отказывали налоговым органам во взыскании штрафа в подобных обстоятельствах.

- Теперь предположим, что предприятие отчиталось на старом бланке до того, как была опубликована новая форма декларации, но срок отчетности еще не истек. Могут ли инспекторы потребовать пересдать декларацию по новой форме?

- Нет, такого права у инспекторов нет. Ведь фирма, отчитавшись по старой форме до того, как появилась новая, действовала в полном соответствии с налоговым законодательством. Другое дело, что инспектор в рамках камеральной проверки может запросить у фирмы сведения, которые отсутствуют в старой форме отчета, но предусмотрены в новой декларации. Такое право предоставлено налоговым органам ст.88 Налогового кодекса РФ.

- Но допустим, что у бухгалтера есть возможность раздобыть новую форму декларации до ее официального опубликования. Не будет ли у фирмы проблем, если она представит отчет за март по форме, которая официально еще не вступила в силу?

- Налогоплательщик может заполнять декларацию по новой форме, имея в виду, что она вступит в силу в течение срока представления отчетности. Но все же правильнее будет представить декларации по той форме, которая действовала на момент ее сдачи в налоговый орган.

Итак, ответы чиновника сводятся к тому, что после даты официальной публикации новых форм отчитываться нужно только по ним. В то же время представитель Минфина России упомянул о случаях, когда суды не поддерживали налоговиков, пытавшихся оштрафовать фирму за отчетность, сданную по устаревшим формам. Действительно, таких дел немало. Вот всего лишь несколько примеров: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 августа 2003 г. N Ф04/3852-1238/А27-2003, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2005 г. N А56-32659/04, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 января 2003 г. N А39-3091/02-156/11. Во всех перечисленных случаях суды указали, что штраф, предусмотренный ст.119 Налогового кодекса РФ, взимается лишь при условии, что фирма вообще не представила никакой декларации. Санкции же за отчетность, сданную по устаревшей форме, налоговым законодательством не предусмотрены.

Конечно, судебного разбирательства лучше избежать. А поскольку федеральная налоговая служба ничего конкретного сообщать налогоплательщикам не собирается, то, если есть возможность, лучше поговорить со своим налоговым инспектором и посоветоваться, как поступить в такой ситуации, чтобы избежать штрафа.

Если получить разъяснения не удается, а до конца срока сдачи отчетности найти новую форму декларации не удалось, сдайте ее старый вариант. К этому отчету приложите пояснительную записку. В ней надо указать, что у предприятия не было возможности своевременно получить новую форму декларации, но при первой же возможности предприятие сдаст "уточненку" по новой форме. Конечно, гарантировать, что инспектор согласится на такой компромисс, нельзя. Но попытаться таким образом спасти положение вполне можно. Шансы на то, что, получив такие пояснения, налоговики откажутся от штрафа, довольно высоки.

Но вполне возможно, что вы отчитались на старом бланке уже после того, как вступила в силу новая форма декларации, и никакой пояснительной записки не приложили. Тогда, если вы хотите избежать судебной тяжбы, отправьте уточненную новую декларацию по почте. Скорее всего в этом случае инспектор не будет формально следовать требованиям ст.119 Налогового кодекса РФ и вашу фирму не оштрафуют.

Новые бланки отчетности по ЕСН и пенсионным взносам

Минюст России 28 марта 2005 г. зарегистрировал новую форму Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу. А 5 апреля 2005 г. - новый Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Эти бланки вместе с Рекомендациями по их заполнению утверждены Приказами Минфина России от 17 марта 2005 г. N 40н и от 24 марта 2005 г. N 48н соответственно.

Минфиновцы выпустили эти формы, так как снизилась ставка ЕСН и изменились условия, при которых организация получает право на регрессию.

Так же как и Расчет по ЕСН, Расчет авансовых платежей по пенсионным взносам за I квартал 2005 г. нужно сдать не позднее 20 апреля 2005 г.

Теперь подробно об изменениях в бланках. Продиктованы они нововведениями Федеральных законов от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ и от 23 декабря 2004 г. N 174-ФЗ.

Первый из них определил новые ставки единого социального налога и взносов в ПФР, а также упростил правила применения регрессивной шкалы. Второй - утвердил новые КБК.

С 2005 г. максимальная ставка ЕСН равна 26 процентам, а ставка взносов на пенсионное страхование - 14 процентам. Их нужно применять до тех пор, пока выплаты работнику за год не превысят 280 000 руб. Как только сотрудник заработает больше этой суммы, ЕСН и взносы следует начислять по пониженным ставкам. Новые интервалы регрессивной шкалы предусмотрены в Расчетах авансовых платежей по ЕСН и пенсионным взносам в разд.2.1 и 2.2 соответственно.

С этого года не нужно исчислять налоговую базу в среднем на одного работника, чтобы определить, применять регрессивную шкалу или нет. Поэтому из Расчетов убрали соответствующие разделы.

Кроме того, в отчете по пенсионным взносам учли изменения в тарифной шкале (разд.2 и 2.2). Теперь начисленные взносы надо делить на две группы: одна - для граждан 1966 года рождения и старше, другая - для тех, кто родился в 1967 г. и позже.

В разд.1 обоих Расчетов, где показывают сумму, которую надо перечислить в бюджет и внебюджетные фонды, предусмотрены 20-значные поля для КБК. Заверять своей подписью достоверность данных на этих листах отныне должен не только руководитель, но и главный бухгалтер.

Титульные листы Расчетов все так же состоят из двух листов, но в них внесены технические изменения. Так, второй лист теперь нужно заполнять лишь физическим лицам, которые не являются индивидуальными предпринимателями и у которых нет ИНН. А на первом появилось поле, где ПБОЮЛ должны указывать свой основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП). Зато убрали поля для ИНН руководителя и главного бухгалтера. А сведения об уполномоченном лице (ИНН, подпись) вообще не надо указывать. Впрочем, это вовсе не означает, что фирма теряет право подавать Расчет через представителя. Это следует также из п.1 Рекомендаций по заполнению Расчетов.

Приказ Минфина России от 17 марта 2005 г. N 40н "Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по единому социальному налогу и Рекомендаций по ее заполнению" зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2005 г. N 6452.

Применяется начиная с отчетности за I квартал 2005 г.

Опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 13, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 8, 2005.

Приказ Минфина России от 24 марта 2005 г. N 48н "Об утверждении формы Расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и Рекомендаций по ее заполнению" зарегистрирован Минюстом России 5 апреля 2005 г. N 6464.

Применяется начиная с отчетности за I квартал 2005 г.

Опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 15, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 9, 2005.

Правительство внесло ясность в ситуацию

с бланками строгой отчетности

Организации и предприниматели, принимая наличность, могут не использовать ККТ, а выдавать бланки строгой отчетности. При этом вопрос о том, в каких случаях можно использовать бланки и как их выдавать, должно решить Правительство РФ. Об этом сказано в п.2 ст.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ. Однако до сих пор по этому вопросу не было никаких документов. И наконец-то в апреле было обнародовано Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171.

Прежде всего, в данном Положении говорится, в каких случаях можно выдавать бланки строгой отчетности вместо того, чтобы выбивать чеки ККТ. Во-первых, если организация или предприниматель оказывают услуги. Причем только те услуги, для которых утверждены бланки строгой отчетности.

Во-вторых, если покупатели - физические лица. Если же услугу оказывают фирме или предпринимателю, то необходимо применять кассовый аппарат.

Кроме того, Правительство РФ обратило внимание на то, кем должны разрабатываться бланки строгой отчетности: на это уполномочен Минфин России.

При этом финансовое ведомство должно утвердить новые формы в соответствии с Положением. Но пока сотрудники Минфина России этого не сделали, можно использовать бланки строгой отчетности, которые были утверждены финансовым ведомством раньше. Однако старые бланки прекратят действовать с 2007 г.

И наконец, Правительство РФ уточнило, как должны быть оформлены бланки строгой отчетности. Перечислим эти требования.

1. В бланки строгой отчетности нельзя вносить какие-либо изменения, исправления.

2. Бланки являются первичными документами. То есть организациям и предпринимателям, выдавшим бланк строгой отчетности, оформлять товарный чек, акты не нужно.

3. Фирмы и ПБОЮЛ, работающие с населением, могут выдавать только те бланки строгой отчетности, в которых есть обязательные реквизиты. Это:

- ссылка на документ, утвердивший бланк;

- наименование бланка строгой отчетности, его серия и шестизначный номер;

- код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

- ИНН, наименование и код по ОКПО фирмы или ПБОЮЛ, выдавших бланк;

- вид оказанных населению услуг;

- единица измерения;

- стоимость услуги и дата ее оплаты;

- Ф.И.О. и наименование должностей ответственных за операцию работников.

Также на бланке строгой отчетности должны быть указаны сведения об изготовителе (наименование, ИНН, адрес, номер заказа и год его выполнения, тираж). Получается, что распечатать бланки строгой отчетности с компьютера нельзя.

Постановление Правительства РФ от 31 марта 2005 г. N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 14, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 8, 2005.

Комиссионер-"упрощенец" вправе выставлять счета-фактуры

Фирмы, работающие по упрощенной системе, не платят НДС и поэтому не должны выставлять покупателям и заказчикам счета-фактуры. Но из этого правила есть исключение. Как разъяснил Минфин России, комиссионер, работающий по "упрощенке", может выставить покупателю счет-фактуру на сумму товаров, проданных по поручению комитента - плательщика НДС (Письмо Минфина России от 22 марта 2005 г. N 03-04-14/03).

Аргументируя свою позицию, чиновники сослались на п.24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914. В этом пункте говорится о том, как должны выставлять счета-фактуры комиссионеры - плательщики НДС. В Минфине России же совершенно справедливо посчитали, что правила, прописанные в п.24 Правил, в равной мере распространяются и на комиссионеров-"упрощенцев".

Само собой, выставив счет-фактуру покупателю, комиссионер, уплачивающий единый налог, не должен начислять НДС. Это придется сделать комитенту. Ведь именно он является собственником денег, вырученных от продажи товаров (ст.996 Гражданского кодекса РФ).

Счет-фактуру на имя покупателя комиссионер выписывает в двух экземплярах. Один из них получает покупатель, а второй - комитент. У комиссионера этот счет нигде не регистрируется, поскольку "упрощенцы" не ведут ни журнал полученных и выставленных счетов-фактур, ни книгу покупок, ни книгу продаж. Это следует из п.3 ст.169 Налогового кодекса РФ, в котором сказано, что такие журналы и книги должны вести только плательщики НДС.

Комитент в свою очередь выставляет счет-фактуру на имя комиссионера. В него он переносит данные из счета, который комиссионер выставил на имя покупателя. Составленный таким образом счет-фактуру комитент регистрирует в своей книге продаж (п.24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур).

Обратите внимание: на сумму своего вознаграждения комиссионеру, работающему по упрощенной системе, счет-фактуру выставлять не нужно. В противном случае ему придется заплатить в бюджет НДС (п.5 ст.173 Налогового кодекса РФ).

Заметим, что налоговики в регионах и прежде соглашались с тем, что комиссионеры-"упрощенцы" вправе выставлять счета-фактуры по товарам, принадлежащим комитенту (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 20 ноября 2003 г. N 21-09/65075). Однако на федеральном уровне разъяснений по этому вопросу до сих пор не было. Поэтому новое Письмо Минфина России пришлось как нельзя кстати.

Разумеется, Письмом N 03-04-14/03 могут воспользоваться не только комиссионеры, но и агенты, работающие по упрощенной системе и реализующие товары принципала от своего имени.

Письмо Минфина России от 22 марта 2005 г. N 03-04-14/03.

Опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 15, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 9, 2005.

Для предпринимателей и адвокатов

ввели новые формы отчетности по ЕСН

Минюст России зарегистрировал сразу два Приказа Минфина России от 17 марта 2005 г. - N 41н и N 42н, которые вводят новые формы отчетности. Так, Приказом N 42н утверждена форма заявления о предполагаемом доходе в первый год работы. Подавать его должны предприниматели, адвокаты и члены крестьянских (фермерских) хозяйств. Ранее вместо заявления о предполагаемом доходе нужно было составлять декларацию.

Срок подачи заявления установлен в ст.244 Налогового кодекса РФ: не позднее одного месяца и пяти дней с момента начала деятельности. Сумму предполагаемого дохода налогоплательщик определяет сам. А авансовые платежи рассчитывает налоговый инспектор исходя из заявления. Сама форма заявления претерпела лишь небольшие технические изменения, поэтому у предпринимателей не должно возникнуть сложностей с ее заполнением.

Отметим, что в течение года сумма заявленного дохода может быть пересмотрена. Если фактический доход превысил предполагаемую сумму более чем на 50 процентов, то налогоплательщик обязан сообщить об этом в инспекцию. При этом надо подать декларацию о предполагаемом доходе, утвержденную Приказом N 41н. Если же доход уменьшился или вырос не более чем на 50 процентов, то такую декларацию сдавать необязательно (п.3 ст.244 Налогового кодекса РФ). Однако если фактический доход оказался меньше предполагаемого, то подать декларацию будет для предпринимателя выгодно. Ведь инспекторы сократят авансовые платежи по ЕСН.

В следующем году не позднее 30 апреля придется подать годовую декларацию с фактическими доходами, расходами и авансовыми платежами первого года работы. Больше формы заявления и декларации о предполагаемом доходе не понадобятся.

Приказы Минфина России от 17 марта 2005 г.:

- N 41н (зарегистрирован Минюстом России 25 марта 2005 г. N 6432);

- N 42н (зарегистрирован Минюстом России 28 марта 2005 г. N 6451).

Опубликованы в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 15, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 10, 2005.

Раздачу сувениров Минфин облагает НДС

Если организация во время рекламной кампании раздает сувениры, подарки или свои товары, то на их рыночную стоимость надо начислить НДС. В Письме от 28 марта 2005 г. N 03-04-11/66 Минфин России подтвердил, что эта его позиция (см. также Письмо от 25 ноября 2004 г. N 03-04-11/209) не изменилась.

При этом чиновники ссылаются на ст.39 Налогового кодекса РФ. Там говорится, что реализация - это передача права собственности, в том числе и на безвозмездной основе. Подобная операция облагается НДС, а налоговой базой является рыночная цена.

Такая точка зрения в корне неверна! Раздача товаров - это рекламные расходы фирмы. К тому же в подобном случае нельзя зафиксировать момент перехода права собственности, а уж тем более подтвердить это документами. Это подтверждает и арбитражная практика: Постановления ФАС Московского округа от 13 января 2003 г. по делу N КА-А40/8381-02, ФАС Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. по делу N А05-3624/04-22.

Рассматривая последнее дело, судьи рассуждали так. Понятие "безвозмездная передача" в налоговом законодательстве не объяснено. Поэтому, согласно ст.11 Налогового кодекса РФ, можно обратиться к ст.572 Гражданского кодекса РФ. Из этой статьи следует, что говорить о безвозмездном характере можно только тогда, когда получивший подарок ничего не сделал в ответ. Между тем рекламная раздача призов проводится для того, чтобы привлечь новых покупателей, создать положительное реноме фирмы. А потому говорить о безвозмездности некорректно.

Подписано в печать

13.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Оплату купленного жилья подтверждает отметка на договоре, сделанная продавцом. Нужно ли представлять для вычета еще какой-нибудь документ об оплате? ("Главбух", 2005, N 8) >
Статья: Зарегистрированы новые декларации по НДС ("Главбух", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.