|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Центробанк проверяет подопечных (Окончание) ("Бизнес-адвокат", 2005, N 8)
"Бизнес-адвокат", 2005, N 8
ЦЕНТРОБАНК ПРОВЕРЯЕТ ПОДОПЕЧНЫХ
(Минимизация рисков)
(Окончание. Начало см. "Бизнес-Адвокат", 2005, N 7)
Результаты проверки во многом зависят от эффективного взаимодействия банков и инспекционных групп Центрального банка РФ (далее - ЦБ) и подготовки банков к проверке.
Важным моментом является направление предварительного уведомления о проведении проверки руководителю кредитной организации (ее филиала). Следует подчеркнуть, что направление такого уведомления не является обязанностью ЦБ, поскольку согласно п.4.2 Инструкции ЦБ РФ от 25 августа 2003 г. N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" (в ред. от 13 января 2005 г.; далее - Инструкция N 105-И) проверки кредитных организаций могут осуществляться и без их предварительного уведомления. Вместе с тем получение такого уведомления весьма важно для банка. В период между датой получения уведомления и датой начала проверки банк может оперативно подготовиться к проведению проверки и заранее определить круг сотрудников, которые будут являться контактными лицами для сотрудников инспекционной группы ЦБ. Согласно требованиям нормативных актов ЦБ руководитель проверяемой кредитной организации (ее филиала) не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой начала проверки, обязан:
- определить работников банка, которые должны взаимодействовать с руководителем и членами инспекционной группы, а также их компетенцию и ответственность по обеспечению доступа к документам/информации, необходимым для проведения проверки, по предоставлению документов/информации, а также по обеспечению иных условий, необходимых для проведения проверки; - уведомить в письменной форме руководителя рабочей группы о таких ответственных работниках проверяемой кредитной организации (ее филиала). Данный механизм назначения контактных лиц при его грамотном использовании является весьма эффективным средством защиты интересов кредитной организации, поскольку четкое распределение функций между компетентными сотрудниками - представителями банка и контакты банка с проверяющими только через этих лиц позволяют успешно координировать взаимодействие проверяющей группы и кредитной организации в ходе проверки, а также предотвратить утечку информации из банка и предоставление по ошибке проверяющим неверной информации либо неполной информации, что может натолкнуть проверяющих на неправильные и поспешные выводы о допущенных кредитной организацией нарушениях действующего законодательства. Кроме назначения контактных лиц, важным инструментом обеспечения интересов банка в случае проверки является проведение совещаний с представителями ЦБ. В соответствии с нормативными актами ЦБ в случае необходимости в период проведения проверки руководитель рабочей группы по согласованию с должностным лицом ЦБ, подписавшим поручение на проведение проверки, проводит совещание с руководителем кредитной организации (ее филиала) для обсуждения предварительных результатов проверки кредитной организации, требующих получения от кредитной организации дополнительных пояснений, устранения возможных разногласий с кредитной организацией по вопросу существенности выявленных нарушений и недостатков в деятельности кредитной организации, недостоверности учета (отчетности) кредитной организации, для их отражения в составляемом акте проверки и установления возможности их устранения кредитной организацией. Согласно п.9.6 Инструкции ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (в ред. от 13 января 2005 г.; далее - Инструкция N 108-И) должностное лицо ЦБ, подписавшее поручение на проведение проверки, или руководитель структурного подразделения ЦБ, проводящего проверку, в период предпроверочной подготовки или в ходе проверки кредитной организации при необходимости проводит совещание с представителями органов управления кредитной организации. Таким образом, проведение совещаний является правом, а не обязанностью указанных должностных лиц. В связи с этим банку целесообразно самостоятельно предложить проведение таких совещаний при возникновении в период допроверочной подготовки и период проверки спорных вопросов, что часто позволяет устранить спорные ситуации. Однако не следует забывать, что такого рода совещания с представителями банка не проводятся при организации проверок, осуществляемых без предварительного уведомления кредитной организации, в том числе по вопросам соблюдения ею требований законодательства РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так, при появлении у банка информации о возможном назначении в отношении него проверки рекомендуется предложить провести совещание, уже в рамках которого многие вопросы могут быть закрыты (например, сотрудники банка могут предоставить необходимые объяснения и документы представителям подразделений ЦБ, у которых возникли вопросы о соблюдении кредитной организацией требований действующего законодательства). Важно учитывать, какие лица вправе принимать участие в таких совещаниях между представителями ЦБ и проверяемого банка. К ним, в частности, относятся: - представители и участники кредитной организации (руководитель банка или его филиала; председатель или член совета директоров; акционеры (участники); клиенты и банки-корреспонденты или их представители; руководители и члены временной администрации по управлению кредитной организацией); - представители ЦБ (руководитель и члены рабочей группы; куратор кредитной организации; представители территориального учреждения ЦБ, осуществляющего надзор за деятельностью банка (его филиала); служащие ЦБ, участвующие в предпроверочной подготовке; работники структурного подразделения ЦБ, на основании предложения или ходатайства которого проводится проверка банка (его филиала). Должностное лицо ЦБ, обладающее правом поручать проведение проверки, в случае необходимости направляет письменное приглашение представителям на участие в совещании с предложением о подготовке необходимых документов для обсуждения вопросов его деятельности. По результатам совещания с представителями кредитной организации составляется протокол, один экземпляр которого передается руководителю рабочей группы. Для банков подчас весьма актуальным является вопрос об участии своих юридических консультантов в проведении такого рода совещаний, в первую очередь адвокатов, обладающих опытом представления интересов финансовых организаций перед ЦБ и органами государственной власти. Толкование нормативных актов ЦБ о возможности участия данных лиц в совещаниях может быть неоднозначным. На наш взгляд, считать, что представителями банка в данных совещаниях могут являться только его сотрудники, было бы неверным. Прежде всего, исходя из п.2 ст.2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 20 декабря 2004 г.) клиент вправе поручить адвокату представлять его интересы в любых органах власти и организациях. Поскольку федеральный закон имеет большую юридическую силу, чем нормативные акты ЦБ, любые противоречия между ними должны решаться в пользу федерального закона. Далее, толкование установленного нормативными актами ЦБ перечня лиц как закрытого может привести к абсурдным выводам. Так, буквальная формулировка п.5.4 Инструкции N 105-И означает, что совещание проводится с участием руководителя кредитной организации. Но на практике во многих случаях это попросту невозможно, поэтому руководителя может представлять его заместитель, член правления или руководитель крупного структурного внутреннего подразделения банка. Таким образом, установленный ЦБ перечень нельзя толковать как закрытый. Участие адвоката как третьего лица в подобных совещаниях само по себе не приводит к нарушению требований о сохранении банковской тайны и иной информации конфиденциального характера, поскольку адвокат обязан соблюдать режим адвокатской тайны в отношении сведений, полученных от клиента или в связи с исполнением его поручений (ст.8 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). В связи с этим адвокаты как представители банка могут участвовать в совещаниях, организуемых ЦБ.
Права проверяющих. Предоставление документов
Среди многочисленных прав проверяющих, установленных п.2.5 Инструкции N 105-И, особое внимание следует обратить на право руководителя и членов рабочей группы получать доступ к документам (информации) кредитной организации, необходимым для проведения проверки. Такие документы предоставляются руководителю и членам рабочей группы на основании заявки на предоставление документов (информации) в срок, устанавливаемый в заявке. Неисполнение заявки сотрудников инспекционной группы влечет составление акта о противодействии. Для избежания такого рода спорных ситуаций следует соблюдать положение Инструкции N 105-И о том, что в случае отсутствия запрашиваемых ЦБ документов (информации) или возникновения иных обстоятельств, препятствующих их предоставлению в установленные заявкой сроки, руководитель и главный бухгалтер банка (его филиала), лица, их замещающие, должны представить руководителю рабочей группы до истечения установленного срока предоставления документов (информации) письменное объяснение причин неисполнения заявки. В таком случае банк может, во-первых, избежать составления акта о противодействии, а во-вторых, получить отсрочку в предоставлении документов. Если данные документы отсутствуют по уважительным причинам, то данный факт при наличии мотивированных объяснений не будет фиксироваться в акте проверки ЦБ как допущенное банком нарушение и не будет служить основанием для привлечения кредитной организации к ответственности.
Требования к акту проверки
Результаты проверки кредитной организации (ее филиала), определенные п.1.12 Инструкции N 105-И, отражаются в акте проверки или сводном акте проверки <*>. При составлении и предоставлении акта банку, в отношении которого проводилась проверка, должны быть соблюдены следующие условия. ————————————————————————————————<*> Такой акт составляется при проведении проверки кредитной организации, имеющей филиалы, при условии одновременного проведения проверки головного офиса кредитной организации, ее филиалов или внутренних структурных подразделений вне местонахождения головного офиса или филиала кредитной организации. В случае составления сводного акта проверки кредитной организации, имеющей филиалы, акт проверки головного офиса кредитной организации может не составляться.
1. Акт составляется по завершении проверки, кроме случаев составления промежуточного акта. Промежуточный акт проверки может составляться до ее завершения при выявлении фактов и обстоятельств, требующих незамедлительного применения к кредитной организации мер в соответствии с законодательством РФ (отзыв лицензии, назначение временной администрации и т.д.), а также при наличии: - оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации (за исключением случаев, когда проверка банка проводится в порядке, предусмотренном нормативным актом ЦБ, регламентирующим порядок осуществления мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций); - оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций; - данных об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ; - нарушений валютного законодательства РФ; - нарушений законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; - нарушений кредитной организацией нормативов обязательных резервов; - нарушений Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России; - недостоверности данных учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), обусловливающей появление оснований, предусмотренных настоящим пунктом. Во всех остальных случаях составление промежуточных актов проверки недопустимо. 2. Акт проверки оформляется на бумажном носителе в двух экземплярах по типовой форме. 3. Акт должен соответствовать определенным требованиям как к форме, так и к содержанию, установленным п.7.4 Инструкции N 105-И. В акте отражаются сведения о фактах выявленных нарушений и недостатков в деятельности кредитной организации, не устраненных к моменту их выявления (с указанием места и времени совершения нарушений и конкретных положений федеральных законов и нормативных актов ЦБ, требования которых были нарушены кредитной организацией). Кроме того, в акте должны указываться документы и информация, на основании которых был сделан такой вывод. Согласно Инструкции N 105-И акт проверки представляется должностному лицу ЦБ, подписавшему поручение на проведение проверки, с приложением в необходимых случаях копий документов кредитной организации, подтверждающих выявленные в ходе проверки недостоверность учета (отчетности) кредитной организации, нарушения и недостатки в ее деятельности, для принятия решения по итогам проверки. Таким образом, приложение данных документов к акту не является обязательным. Обязательным приложением к промежуточному акту проверки являются заверенные в установленном порядке документы (информация) либо их копии, подтверждающие выводы о наличии оснований для составления промежуточного акта проверки. В том случае, если такого рода документы будут отсутствовать, банк вправе в возражениях к акту проверки ссылаться на его немотивированность. 4. Акт проверки должен быть подписан руководителем и членами рабочей группы. В случае невозможности подписания акта проверки отдельными членами рабочей группы (болезнь, отпуск, служебная командировка и иные объективные причины) руководитель рабочей группы делает отметку о причине отсутствия подписи. 5. Кредитная организация должна быть ознакомлена с актом проверки. Акт проверки передается руководителем рабочей группы или членом рабочей группы на ознакомление руководителю кредитной организации (ее филиала) либо вручается ответственному работнику ее внутреннего структурного подразделения, в том числе руководителю дополнительного офиса, руководителю кредитно-кассового офиса, заведующему операционной кассой вне кассового узла, кассовому работнику обменного пункта или иному ответственному работнику проверенного внутреннего структурного подразделения кредитной организации (ее филиала), представившему доверенность на совершение действий по приему акта проверки для передачи его на ознакомление руководителю кредитной организации (ее филиала). Передача акта проверки для ознакомления органов управления банка осуществляется на основании протокола приема-передачи акта проверки, который составляется в двух экземплярах по типовой форме. Протокол приема-передачи акта проверки подписывается руководителем рабочей группы и руководителем кредитной организации (ее филиала) или уполномоченным ответственным работником внутреннего структурного подразделения кредитной организации. Руководитель кредитной организации (ее филиала) должен ознакомиться с актом проверки в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания протокола приема-передачи акта проверки или дня вручения заказного почтового отправления. Срок ознакомления с актом проверки в отношении соблюдения нормативов обязательных резервов не должен превышать 2 рабочих дней. В случае проведения проверки кредитной организации, имеющей филиалы, срок ознакомления с актом проверки может быть увеличен должностным лицом ЦБ, подписавшим поручение на проведение проверки, до 10 рабочих дней. Факт ознакомления с актом проверки удостоверяется подписью руководителя кредитной организации (ее филиала) и оттиском печати банка (его филиала) на обоих экземплярах акта проверки с указанием даты ознакомления. В случае несогласия с достоверностью, полнотой сведений или выводами рабочей группы по результатам проверки кредитной организации (ее филиала), отраженными в акте проверки, руководитель банка (его филиала) вправе представить письменные возражения или замечания по акту проверки. Срок принесения возражений на акт проверки нормативными актами ЦБ не установлен, однако такие возражения рекомендуется составлять и представлять весьма оперативно. Данные замечания играют существенную роль, поскольку уполномоченное должностное лицо ЦБ принимает решение по результатам проверки, в том числе о применении санкций к кредитной организации согласно ст.74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 23 декабря 2004 г.), на основании акта и возражений, представленных проверенной кредитной организацией. Участвовать в подготовке замечаний к акту проверки могут не только сотрудники самого банка. Согласно ст.2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" такие возражения могут подготовить адвокаты, которые как представители банка вправе знакомиться с актом проверки с учетом соблюдения конфиденциальности содержащихся в нем сведений адвокатской и банковской тайны. Согласно Письму ЦБ РФ от 29 мая 2003 г. N 83-Т "О возможности предоставления актов инспекционных проверок кредитных организаций" Банк России считает возможным предоставление кредитными организациями актов инспекционных проверок также аудиторским организациям, осуществляющим аудит банка. Таким образом, аудиторы тоже имеют возможность участвовать в составлении замечаний к акту проверки. Возражения по акту проверки должны быть составлены в двух экземплярах, заверены подписями руководителя и главного бухгалтера кредитной организации (ее филиала), лиц, их замещающих, и оттиском печати. Возражения представляются руководителю рабочей группы на бумажном носителе и в необходимых случаях также на электронном носителе. Следует учесть, что при проведении проверок кредитных организаций по вопросам деятельности внутренних структурных подразделений вне местонахождения кредитной организации (ее филиала) либо без предварительного уведомления кредитной организации (ее филиала), в том числе при проведении проверок обменных пунктов и операционных касс вне кассового узла уполномоченных банков, совершающих отдельные виды операций с наличной иностранной валютой, уполномоченный ответственный работник внутреннего структурного подразделения банка вправе представить собственное объяснение относительно достоверности и полноты сведений или выводов рабочей группы по результатам проверки, отраженным в акте проверки. Такое объяснение является неотъемлемой частью акта проверки. В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть: грамотное планирование кредитной организацией действий своих сотрудников в ходе проверки и после ее завершения, эффективное использование института контактных лиц банка в отношениях с проверяющей группой и проведение совещаний с представителями ЦБ, грамотные и своевременные замечания на акт проверки позволят избежать нарушения инспекционной группой действующего законодательства в ходе проверки и минимизировать риск необоснованного привлечения банка к ответственности.
Н.Пиксин Адвокат, партнер Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle
Т.Оксюк Адвокат Международная юридическая фирма CMS Hasche Sigle Подписано в печать 13.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |