Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы налогообложения финансово-хозяйственной деятельности туристских фирм ("Налоги и финансовое право", 2005, Приложение к N 4)



"Налоги и финансовое право", 2005, Приложение к N 4

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКИХ ФИРМ

Туристские фирмы как предприятия и организации, осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность, обязаны согласно действующему законодательству по состоянию на 1 января 2004 г. платить следующие налоги:

- налог на добавленную стоимость (НДС) - 18%;

- единый социальный налог (ЕСН) - 35,6%;

- налог на прибыль - 24%;

- налог на имущество - 2,2%;

- налог на рекламу - 5%.

В настоящее время в связи с проводимой в нашей стране налоговой реформой сокращено количество налогов, снижены ставки налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, единого социального налога. Последний, как предполагается, снизится в 2005 г. до 26%. Однако, для того чтобы эффект изменения налогов стал очевиден, отмечает профессор Лисин В.С., необходимо определенное время, а также, что особенно важно, уверенность потребителей в длительности действия новых налогов. Например, за последние 10 лет законодательство по подоходному налогу менялось более 20 раз <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Лисин В.С. Макроэкономическая теория и политика экономического роста: Монография - учеб. пособие. М.: Экономика, 2003. С. 81.

Как показал опрос руководителей туристских фирм, их больше всего беспокоит именно нестабильность налоговой политики и вновь вводимые изменения в правилах налогообложения и учета, которые часто требуют дополнительного разъяснения. Так, с 2002 г. туристские фирмы, как и все организации, обязаны применять новый План счетов.

В соответствии с новым Планом счетов рекомендуется вести учет фактической себестоимости туристского продукта на счете 43 "Готовая продукция", а расходы, связанные со сбытом туристского продукта, отражать на счете 44 "Расходы на продажу" (к ним относятся: комиссионные отчисления, уплачиваемые турагентам; рекламные и представительские расходы). Эмпирические наблюдения показывают, что многие турфирмы по-прежнему собирают все затраты на 20-м счете, так как ведение учета по 43-му счету подразумевает наличие складских помещений, где хранится готовая продукция. У турфирм, основной деятельностью которых является туризм, склада готовой продукции, как правило, не имеется.

Выручку от реализации туристского продукта, отдельных услуг, посредническое вознаграждение следует учитывать на счете 90 "Продажи". На 90-м счете открываются субсчета: 90/1 - выручка от реализации услуг; 90/2 - себестоимость реализованных услуг; 90/3 - НДС. Прибыль турфирмы необходимо отражать на счете 99 "Прибыли и убытки".

По нашему мнению, турфирмы, действуя в рамках закона, должны стремиться к организации учета таким образом, чтобы он отражал особенности хозяйственной деятельности и был легок, прозрачен и прост в обращении. Использование множества счетов затрудняет работу по учету, в то же время на 20-м счете производственная схема туроператора может быть отражена в полном объеме. В целях раздельного учета разных затрат на 20-м счете могут быть открыты субсчета (услуги третьих лиц, заработная плата, единый социальный налог, амортизация, командировочные расходы, комиссионное вознаграждение и т.д.).

На основе типового Плана счетов турфирмы разрабатывают свой рабочий план счетов с учетом современных экономических условий и нормативных требований. В своей учетной политике они дают разъяснения, какие счета используются для учета финансово-хозяйственных операций.

В 2002 г. вступила в силу гл. 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ) "Налог на прибыль организаций", которая ввела понятие налогового учета. Порядок признания доходов и расходов, а также отражения ряда хозяйственных операций, определенных гл. 25 НК РФ в целях налогового учета, во многом отличается от порядка, установленного для бухгалтерского учета. Это осложняет работу бухгалтеров туристских фирм, которым теперь надлежит утвердить две учетные политики - бухгалтерскую и налоговую. Опытные бухгалтеры стараются максимально их приблизить, чтобы не было разночтений и попросту чтобы не запутаться.

В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить учет выручки от реализации туристского продукта и посреднических услуг в целях исчисления НДС (ст. 167 НК РФ). Турфирма имеет выбор отражения выручки по мере:

- поступления денег на счета в банках или в кассу турфирмы (метод "по оплате");

- передачи путевки и полного комплекта документов, исполнения поручения по продаже туристского продукта (метод "по отгрузке").

В п. 51 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта, указано, что "моментом определения выручки от продажи туристского продукта служит дата окончания тура" <2>. Однако это зависит от конкретных условий реализации услуг. Например, турфирмы, работающие на прием иностранных туристов, выбирают момент отгрузки по дате начала тура. Метод "по оплате" используется довольно редко, так как в туристской деятельности платежи, как правило, значительно опережают предоставление услуг.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Приказ от 4 декабря 1998 г. N 402 "Об утверждении Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью".

Особенность налогообложения по налогу на добавленную стоимость (НДС) состоит прежде всего в определении налоговой базы при осуществлении туроператорских или турагентских операций. В деятельности туристских фирм наиболее часто встречаются отношения, построенные на комиссионных началах. В том случае, если туроператор осуществляет реализацию своих туров через турагентов или иных посредников, по договорам комиссии или поручения, плательщиками налога на добавленную стоимость являются как комиссионеры, так и комитенты. По договору комиссии турагентство получает комиссионное вознаграждение. Оно может быть установлено в фиксированной сумме или в процентах от продажной стоимости туров. Также вознаграждение может составлять разницу между стоимостью туров, по договору и ценой реализации.

Для налогообложения имеет значение тип договора, заключаемого при реализации турпутевок. Если это договор комиссии, то облагаемым оборотом у этих организаций являются:

а) у комитента - стоимость путевок, передаваемых комиссионеру без налога на добавленную стоимость;

в) у комиссионера - сумма комиссионного вознаграждения.

Но если заключается договор купли-продажи, что бывает довольно часто, то турагент уплачивает НДС с полной стоимости реализованной путевки. С другой стороны, договор комиссии определяет размер комиссионного вознаграждения, но не ограничивает право турагента продать тур и по более высокой цене по сравнению с ценой туроператора. Туроператор как собственник права на тур, должен знать цену реализации своего продукта конечному потребителю, и турагент обязан представить отчет о продажах туроператору. Туроператор берет на свои расходы только сумму комиссионного вознаграждения по договору, посреднические вознаграждения в налоговом учете уменьшают налогооблагаемую прибыль как расходы на реализацию (пп. 1 п. 1 ст. 253 НК РФ). Турагент обязан начислить НДС как на сумму комиссионного вознаграждения, так и на сверх полученные от реализации суммы, если договором не определен способ деления сверх полученных сумм.

Утвержденный Постановлением Правительства РФ <3> порядок оформления покупок-продаж посредством счетов фактур представляется достаточно сложным для туристской деятельности.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 и от 15.03.2001 N 189 "Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур".

Согласно данному Постановлению при реализации турагентом путевки туроператора от своего имени он выписывает счет-фактуру в двух экземплярах: один подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж, второй экземпляр передается покупателю. Это противоречит п. 6 ст. 168 НК, где указывается, что при реализации конечному потребителю сумма НДС не выделяется, а включается в цену.

Туроператор выставляет свой счет-фактуру турагенту. В книге покупок турагента этот счет-фактура не регистрируется. Показатели счета-фактуры, выставленного турагентом покупателю, отражаются в счете-фактуре, выставляемом туроператором турагенту и регистрируемом в книге продаж у туроператора.

Турагент выставляет туроператору отдельный счет-фактуру на сумму своего вознаграждения по агентскому соглашению. Этот счет-фактура регистрируется в установленном порядке у турагента в книге продаж, а у туроператора - в книге покупок.

В этом процессе есть проблемы, в том числе сложность выполнения требования выписки счета-фактуры не позднее пяти дней с момента отгрузки путевки, причем в своем счете-фактуре Туроператор должен указать показатели счета-фактуры, выставленного турагентом покупателю. Возникает вопрос: во-первых, какую дату считать моментом отгрузки у туроператора и турагента? Туроператор и турагент, как самостоятельные юридические лица, имеют право выбирать свой метод определения выручки - "по отгрузке" или "по оплате", о чем должно быть указано в учетной политике турфирмы. Таким образом, мы не можем утверждать, что у туроператора и турагента дата отгрузки совпадает. Каким образом в таком случае Туроператор может соблюсти требование выписки счета-фактуры с указанием показателей счета-фактуры турагента, если последний этот счет-фактуру еще не выписал? Во-вторых, возникает вопрос: каким образом туроператор узнает показатели счета-фактуры, выписанного турагентом, если у него пока этого счета не имеется?

Как следует из эмпирических наблюдений, у бухгалтеров турфирм имеется мнение, что система выписки счетов-фактур специально так усложнена и детализирована, чтобы было к чему придраться во время налоговой проверки. Так, один из практикующих бухгалтеров привел в пример незачет НДС налоговыми органами на том основании, что в счете-фактуре вместо юридического адреса был указан фактический адрес местонахождения турфирмы. При рассмотрении разногласий по этому вопросу турфирма обосновала законность своих действий соответствующей статьей НК РФ, а налоговая инспекция ссылалась на письмо МНС России. Турфирма в данном случае поступила разумно и представила счета-фактуры в таком виде, как этого требовали налоговики, чтобы избежать излишних расходов в связи с судебным разбирательством.

Эмпирические наблюдения показывают, что для получения счетов-фактур от продавцов необходимо приложить усилия, делать телефонные звонки, посылать письменные просьбы. Это отнимает много времени. Как правило, это происходит к концу отчетного периода, бухгалтерия должна проконтролировать, чтобы все необходимые счета-фактуры были на месте. По всей видимости, необходимо внести изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, где указать, что туроператор выставляет счет на имя турагента по мере поступления счетов-фактур от последнего. В таком случае у него будет документ, на основании которого могут быть внесены показатели счета-фактуры турагента.

Также необходимо ввести в практику и установить законодательно порядок передачи счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на примере порядка представления налоговой декларации в электронном виде в налоговые органы.

Туристские фирмы, имеющие небольшие обороты, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Однако способ предоставления этой льготы нуждается в совершенствовании. Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 145 Налогового кодекса возникает в том случае, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. руб. <4>

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Приказ МНС России от 17 сентября 2002 г. N ВГ-3-03/491 "О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447".

Если сумма выручки от реализации услуг превысит 1 млн руб., то налогоплательщики начиная с первого числа месяца, в котором имело место такое превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение. В связи с этим начиная с первого числа месяца, в котором утрачено право на освобождение, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке. В целях совершенствования системы обложения туристской деятельности налогом на добавленную стоимость необходимо, на наш взгляд, учесть неравномерность поступления доходов в связи с фактором сезонности. Считать, например, сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) не за три предшествующих месяца, а в среднем в месяц за весь налоговый период, то есть начиная с 1 января текущего года.

Туристские услуги, оказываемые за границей, не облагаются НДС (ст. ст. 147 и 148 НК). Чтобы воспользоваться правом освобождения от НДС по услугам, предоставляемым за рубежом, турфирма должна представить документы, о которых говорится в п. 4 ст. 148 НК РФ, в частности контракт с иностранным поставщиком услуг (например, с гостиницей), а также документ, подтверждающий, что услуги были действительно оказаны (акт, заверенный подписями и печатями). В Законе об основах туристской деятельности таким документом является ваучер <5>. В части подписания контракта с иностранным партнером возникают проблемы с теми фирмами, которые имеют свои представительства в России. Если в контракте с иностранным партнером указывается не заграничный, а российский адрес, у налоговых органов могут возникнуть сомнения в соответствии документов требованиям закона.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ, ст. 1.

В первом варианте НК РФ было нечетко определено понятие "место оказания услуга как основание освобождения от НДС услуг, оказываемых за рубежом. В течение полутора лет не было разъяснений, в перечне операций, не облагаемых НДС (ст. 149 НК), отсутствовали туристские путевки за границу. Эксперты утверждали, что если факт передачи путевки происходит в России, то нужно начислять НДС на всю ее стоимость <6>. У турфирмы было две альтернативы, ни одна из которых ее не устраивала. Если турфирма начисляла НДС с разницы между ценой путевки и себестоимостью входящих в нее услуг, оказываемых за границей, у нее возникали споры с налоговыми органами. Но если турфирма начисляла НДС на всю стоимость путевки, то это завышало цену путевки и ее продукт оказывался неконкурентоспособным.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Главбух. Отраслевое приложение к журналу "Учет в туристической деятельности". 2002. N 3.

Разъяснения были даны только в июле 2002 г. в Методических рекомендациях по применению гл. 21 главы НК РФ, где было четко указано, что для турфирм местом реализации является место оказания услуг.

В 2002 г. туроператоры, организующие чартерные перевозки туристов за рубеж, столкнулись с проблемой исчисления налога на добавленную стоимость в части оплаты услуг авиаперевозчика. В сентябре 2002 г. Министерство по налогам и сборам издало Приказ, в котором было дано разъяснение по поводу того, что считать местом реализации услуг авиаперевозки. Ранее считалось, что если один из пунктов перевозки находится за пределами территории России, то перевозка считается заграничной и освобождается от НДС. Теперь согласно Приказу МНС России "местом реализации услуг по предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или судов внутреннего плавания по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации" <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Пункт 15 Приказа МНС России от 17 сентября 2002 г. N ВГ-3-03/491 "О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447".

Таким образом, стоимость авиаперевозки за границу из Москвы стала объектом налогообложения по НДС. Это вызвало большие затруднения, особенно у тех фирм, которые продают туры единым турпакетом и по единой цене, в которую входит авиаперевозка. Эти цены уже фигурируют во всех каталогах и агентских договорах. Турфирмы должны были принять решение: либо отнести увеличение цены на свою себестоимость, либо сообщить всем своим агентам о повышении цены.

Наибольшую проблему для туристских фирм представляет требуемые НК авансовые платежи по НДС. Закон не учитывает особенность хозяйственной деятельности туристских фирм, что платежи осуществляются заблаговременно в счет предстоящего оказания услуг, а услуги оказываются через период времени, который может исчисляться неделями и месяцами. Факт производства услуг может и не состояться по разным причинам - например, если клиент откажется от поездки. Однако со всех поступлений турфирма должна авансом начислить НДС. Фактически для этого турфирма должна изъять средства из своего оборота. Например, в ноябре 2004 г. турфирма, специализирующаяся на въездном туризме, по договору с гостиницей должна осуществить авансовый платеж в сумме 300 тыс. руб., чтобы получить право пользования определенным количеством номеров. Турфирма просит своего зарубежного партнера перевести указанную сумму, чтобы обеспечить размещение его клиентов в гостинице в июне 2005 г. С полученной от партнера суммы в 300 тыс. руб. турфирма должна заплатить НДС в размере 1/6, т.е. 50 тыс. руб. Это означает, что турфирма должна изъять сумму для покрытия НДС из своего оборота. Более того, оплаченный НДС осядет на счете казначейства, даже если сделка не состоится или состоится в меньшем объеме и партнеру нужно будет вернуть полученный аванс. А если обратиться в налоговый орган с просьбой вернуть уплаченные суммы, то будет такая комплексная проверка, утверждают практические работники турфирм, что мало не покажется.

Установленный законодательством порядок начисления НДС с авансовых платежей в деятельности туристских фирм противоречит ст. 167 НК РФ: начисление НДС производится по дате реализации услуг.

С 2002 г. турфирмы производят исчисление и уплату налога на прибыль в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ. В учетной политике турфирмы указывают один из двух предлагаемых НК способов начисления налога на прибыль: авансовые платежи в размере 1/3 от прибыли, полученной в предшествующем квартале, либо начисление по фактически полученной прибыли, рассчитываемой ежемесячно нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Способ начисления по фактически полученной прибыли позволяет в большей степени учитывать сезонный характер деятельности туристских фирм, но неудобен тем, что отчеты нужно представлять ежемесячно.

Если турфирма выбирает способ начисления налога на прибыль авансовыми платежами, то довольно часто возникают такие ситуации, что налог начислен, а средств у предприятия не имеется в связи с сезонным характером производства. Следует отметить, что если предприятие берет кредит в банке, чтобы рассчитаться с государством по налогам, налоговые органы их не принимают к зачету, так как считают, что налоги должны быть уплачены непосредственно за счет собственных средств предприятия.

Статья 270 НК РФ содержит перечень расходов, которые не уменьшают базу по налогу на прибыль. В отнесении затрат на себестоимость турфирмы имеют много проблем, так как Особенности состава затрат <8> были разработаны на основе Положения о составе затрат N 552. Как известно, этот документ утратил силу с 1 января 2002 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2002 г. N 121. Поэтому турфирмы в настоящее время должны руководствоваться гл. 25 НК РФ при начислении налога на прибыль.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта. Утверждены Приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. N 210, согласованным с Министерством финансов РФ и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 24 августа 1998 г. (регистрационный N 1595).

В данной главе предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму технологических потерь, но они должны быть обоснованы и утверждены сметой технологического процесса. Таким образом, чтобы уменьшить свой налогооблагаемый доход на стоимость непроданных гостиничных номеров или авиабилетов, турфирма должна рассчитать предполагаемый процент потерь. Смета технологического процесса должна быть утверждена приказом руководителя предприятия.

По-прежнему действуют ограничения, затрудняющие принятие решений на основе свободного предпринимательского выбора. Так, представительские расходы, связанные с производственной деятельностью туристской организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, могут быть учтены при расчете налога на прибыль в размере не более 4% от расходов турфирмы на оплату труда (п. 2 ст. 264 НК РФ). Сверхнормативные представительские расходы налогооблагаемую прибыль не уменьшают.

Расходы по использованию Интернета как средства связи уменьшают налогооблагаемую прибыль турфирмы (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). В бухучете затраты на оплату пользования Интернетом отражаются по счету 26. Расходы на использование Интернета в целях рекламы (создание Web-страницы, регистрация в базах данных популярных туристских порталов) также уменьшают налогооблагаемую прибыль (п. 4 ст. 264), но с этих расходов необходимо заплатить налог на рекламу.

Состав коммерческих расходов установлен в п. 26 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью, утвержденных Приказом Государственного комитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декабря 1998 г. N 402. Данный документ можно использовать только в части, не противоречащей действующим положениям по бухгалтерскому учету <9>.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Главбух. Отраслевое приложение к журналу "Учет в туристической деятельности". 2002. N 3.

В бухгалтерском учете коммерческие расходы отражаются на счете 44 "Расходы на продажу" и списываются на реализацию путевок. В налоговом учете нет такого понятия, как коммерческие расходы. Чтобы определить, как их учитывать при налогообложении прибыли, необходимо рассматривать каждый вид затрат отдельно.

Затраты на рекламу в налоговом учете относятся к прочим расходам (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако не все расходы на рекламу можно учитывать при исчислении налога на прибыль (п. 4 ст. 264 НК РФ). Налоговый кодекс разрешает учитывать в полном объеме только затраты:

- на рекламу в СМИ и Интернете;

- на наружную рекламу, включая изготовление стендов и щитов;

- на участие в выставках, ярмарках, на оформление витрин изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Остальные рекламные расходы можно учесть при исчислении налога на прибыль только в размере 1% от выручки (без НДС) за отчетный период. При этом "входной" НДС можно возместить только по тем рекламным расходам, которые учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 7 ст. 171 НК РФ).

Известно, что в России действует Закон о рекламе. Он регулирует отношения рекламодателей и изготовителей рекламы. Со всех сумм, выплачиваемых туристскими фирмами на рекламу, выплачивается налог на рекламу; конкретные ставки и порядок уплаты этого налога утверждаются законами субъектов Российской Федерации.

Расходы по изготовлению рекламных буклетов и других рекламных материалов уменьшают налогооблагаемую прибыль, причем если раньше расходы на рекламу нормировались в зависимости от объема выручки, то с 2002 г. на основании Закона <10> (8, п. 69) турфирма имеет право относить на расходы на продажу все средства, потраченные на рекламу в СМИ. Однако со всех сумм, расходуемых на рекламу, турфирма обязана уплатить налог на рекламу по соответствующей ставке, в Москве, например, взимается налог по ставке 5%. Налог на рекламу тормозит развитие турбизнеса и ставит российских предпринимателей в менее выгодные условия по сравнению с иностранными.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Пункт 69 Федерального закона от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ".

Проведение маркетинговых исследований вошло в хозяйственную деятельность турфирм относительно недавно. По мнению экспертов, затраты на маркетинговые исследования можно также отнести к коммерческим расходам турфирмы <11>. В налоговом учете расходы на исследование рынка в полном объеме включаются в прочие расходы предприятия (пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Приказ МНС России от 17 сентября 2002 г. N ВГ-3-03/491 "О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447".

Внешнеэкономическая деятельность туристского предприятия строится на расчетах с партнерами в иностранной валюте. В связи с тем что российский рубль еще не стал полностью конвертируемой валютой, покупка иностранной валюты для оплаты услуг иностранных поставщиков осуществляется через банковскую систему и валютные биржи. Между датой перечисления рублевых денежных средств для покупки валюты, датой зачисления приобретенной валюты на валютный счет предприятия и датой оплаты услуг иностранных поставщиков существует временной лаг, в течение которого происходят колебания в курсах валют.

В бухгалтерском и налоговом учете турфирм возникают в связи с этим так называемые курсовые разницы, которые включаются во внереализационные доходы или расходы. Причем в налоговом учете положительные курсовые разницы увеличивают налогооблагаемую прибыль турфирмы (п. 11 ст. 250 НК РФ), а отрицательные - уменьшают ее (пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Необходимо отметить, что в налоговом законодательстве не содержится инструментов стимулирования въездного туризма. Турфирмы, занимающиеся привлечением иностранных туристов в Россию, способствуют увеличению валютных поступлений, 25% от которых по действующему законодательству подлежит обязательной продаже государству. Фактически НДС в этом случае оплачивается нерезидентами. Известно, что высокие косвенные налоги, к числу которых мы относим НДС, являются факторами сдерживания спроса. Таким образом, обложение НДС операций по въездному туризму перекладывает сумму налога на нерезидентов, увеличивает стоимость туристских путевок в Россию, снижает конкурентоспособность отечественных туристских фирм, сдерживает развитие въездного туризма в нашу страну.

Отмеченные в настоящей статье проблемы налогообложения финансово-хозяйственной деятельности туристских фирм могут и должны быть устранены, что будет способствовать созданию лучших экономических условий для туристской деятельности.

Р.А.Юрик

К. э. н.,

доцент кафедры "Менеджмент"

Высшей коммерческой школы

Минэкономразвития России

г. Москва

Подписано в печать

11.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Выявление природы публичных платежей как метод оценки конституционности правового акта ("Налоги и финансовое право", 2005, Приложение к N 4) >
Статья: Некоторые проблемы организационного регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации (административно-правовой аспект) ("Налоги и финансовое право", 2005, Приложение к N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.