|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Бухгалтерия на колесах ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 14)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 14
БУХГАЛТЕРИЯ НА КОЛЕСАХ
Неумолимая смена времен года накладывает отпечаток на эксплуатацию автомашин. По меньшей мере два раза в год организации, использующие автомобили, меняют шины. Сейчас наступил момент, когда нужно установить летнюю резину, а зимние шины вернуть на склад. Казалось бы, что может быть сложного в замене одних колес на другие? Но только не для бухгалтера! Как раз у него и возникает масса вопросов.
Как учесть шины - в составе основных средств или материалов? Как расценивать их замену - как ремонт или обслуживание автомобиля? А что делать, если куплен автомобиль с дополнительным комплектом резины? Именно эти вопросы мучают бухгалтера в межсезонье, когда началась пора переукомплектации машин. Разберемся вместе в перипетиях учета автомобильных шин.
Купили шины для машины
Начнем распутывать клубок колесного учета с покупки шин. Здесь есть вариантность. Во-первых, организация, покупая автомобиль, вместе с ним приобретает и покрышки. Машина - основное средство. Причем как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Следовательно, стоимость шин уже включена в его первоначальную стоимость. Но автотранспорт можно купить и с двумя комплектами резины (летним и зимним). В этом случае дополнительный комплект также формирует первоначальную стоимость машины. В бухгалтерском учете это позволяет сделать Инструкция к Плану счетов <*>. В налоговом учете - п.1 ст.257 НК РФ. ————————————————————————————————<*> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Во-вторых, шины можно купить и отдельно после ввода автомобиля в эксплуатацию. С налоговым учетом особых проблем нет. Если стоимость одной шины превышает 10 тыс. руб., а срок использования - более 12 месяцев, ее учитывают как отдельный объект основных средств. В противном случае стоимость шин относится на расходы (пп.3 п.1 ст.254, пп.11 п.1 ст.264 НК РФ). Единственная трудность, которая может возникнуть на этом этапе, - определение срока службы шин. Дело в том, что Классификация основных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) не включает автомобильные шины ни в одну амортизационную группу. Следовательно, срок службы для них отсутствует. Но его организация может установить сама на основании технической документации (п.5 ст.258 НК РФ, п.20 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). А вот в бухгалтерском учете не все так просто. До сих пор ведутся споры о том, можно ли признать автопокрышки в бухучете основным средством. С одной стороны, если срок службы шины больше года, она должна быть включена в основные средства. Ведь все четыре условия признания объекта основным средством выполняются (п.4 ПБУ 6/01). С другой - основным средством является сам автомобиль вместе с шинами. Это и есть инвентарный объект. Поэтому купленные про запас шины не могут быть отдельным инвентарным объектом. И должны относиться к запасным частям. По нашему мнению, обе точки зрения имеют право на существование. Выбор, по какому пути пойти, за бухгалтером. Если вы решите, что автопокрышки не подпадают под определение основных средств, в бухучете они будут учтены в составе материалов как запасные части (п.2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов"). Для этих целей как раз и предназначен счет 10 "Материалы", на отдельном субсчете которого "Запасные части" и учитываются шины. Чтобы отделить в учете зимнюю резину от летней, советуем завести к счету 10 субсчет второго уровня. Например, счета 10-5-1 "Летние шины" и 10-5-2 "Зимние шины". Итак, мы разобрались с тем, как следует принять к учету покрышки. Теперь настал черед разложить по полочкам непосредственно сам процесс замены резины с зимней на летнюю.
Пришел сезон, заменим "обувь"
Когда меняют шины, учтенные как основные средства, эта операция не вызывает никаких проблем. Она никак не отразится ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Ведь стоимость шин будет списываться на расходы через амортизацию. Дело обстоит иначе, если покрышки были изначально отнесены в состав материалов. В бухучете стоимость резины единовременно списывается на расход в момент установки (п.16 ПБУ 5/01). В налоговом учете шины также списываются на расход единовременно. Вопрос только, по какой статье это можно сделать. Сразу скажем, что нельзя списать шины как ремонт основного средства. Суть этой операции совсем иная. Ведь в нашем случае шины меняются не из-за того, что они износились или повреждены. Налоговый кодекс не дает прямого указания, к какой группе расходов относить замену сезонных шин. В этом случае действует следующее правило. По затратам, которые можно отнести одновременно к нескольким группам расходов, организация самостоятельно решает, как отразить такую операцию (п.4 ст.252 НК РФ). Поэтому мы предложим два варианта. А организация уже может выбрать тот вариант, который для нее наиболее выгоден. Первый - признать замену шин материальными расходами (пп.3 п.1 ст.254 НК РФ). Некоторые бухгалтеры используют именно этот вариант. Однако, по нашему мнению, это не совсем корректно. Ведь по сути шины являются запасными частями, а не сырьем и материалами. Более правильным будет второй вариант - отразить замену покрышек по статье "расходы на содержание служебного транспорта" (пп.11 п.1 ст.264 НК РФ). Ведь такие расходы направлены на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. И стоимость шин, отвечающих наступившему сезону, и затраты на их замену организация списывает единовременно на дату установки. А как быть, если организация меняет на автомобиле не отдельно шины, а колеса полностью? Здесь также будет играть роль стоимость комплекта и срок его службы. Если он стоит более 10 тыс. руб., а срок использования превышает год, его учитывают как основное средство. И списывают в расходы через амортизацию. При несоответствии этим признакам "колесный комплект" относят в расходы по содержанию служебного транспорта.
Внимание на документы
Чтобы у налоговиков не возникло лишних вопросов по поводу правильности списания шин, бухгалтер должен самым тщательным образом оформить всю первичку. Отметим, что здесь не обойтись только первичными документами, которые даны в альбомах унифицированных форм по учету основных средств и материалов. Кроме них, организация заводит на каждую шину карточку учета работы автомобильной шины. Ее форма, как и Правила эксплуатации автомобильных шин, утверждена Распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 N АК-9-р. Причем не имеет значения, как фирма учитывает купленные покрышки: как основные средства или материалы. В карточке записывается информация о техническом состоянии шины, пробеге, дефектах. Она ведется до выхода шины из строя. Этот документ поможет обосновать списание старых покрышек. Также он подтвердит необходимость ввода в эксплуатацию новых колес.
А.В.Тиванов Ведущий аудитор ЗАО "Юстас Аудит" Подписано в печать 08.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |