Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Приостановление выездной налоговой проверки ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 4)



"Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 4

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

16 июля 2004 г. Конституционный Суд РФ вынес Постановление N 14-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева", которым признал положения ч. 2 ст. 89 НК РФ, регулирующие сроки и продолжительность выездных налоговых проверок, не противоречащими Конституции РФ. Принятое решение вызвало неоднозначную реакцию в юридических и предпринимательских кругах <1>.

     
   ———————————————————————————————
   
<1> Материалы по данной теме см.: Налоговые споры: теория и практика. 2004. N N 4, 5, 8, 9, 11; 2005. N N 1 - 3. (Примеч. ред.)

Несмотря на то, что поводом обратиться в КС РФ явилась неопределенность в вопросе о возможности приостанавливать выездные проверки, суд по данному основанию не высказался и проблему толкования ст. 89 НК РФ не устранил.

Однако суды <2>, налоговые органы, налоговые юристы <3>, трактуя Постановление N 14-П в логической связи с предметом обращения граждан, пришли к выводу о возможности для налоговых органов приостанавливать выездные налоговые проверки.

     
   ———————————————————————————————
   
<2> См., например, Постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2004 по делу N Ф09-4123/04-АК.

<3> Карасева Р.В., Мокрышев И.Ю. Налоговикам календарь не писан // Учет. Налоги. Право. 2004. N 27.

Между тем подобная трактовка данного Постановления должна быть признана необоснованной. КС РФ указал, что срок проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика. Следовательно, если проверяющие там не находятся, но проверочные мероприятия продолжаются, период их проведения в срок проверки не включается.

Как отражено в абз. 2 п. 3.2 мотивировочной части Постановления N 14-П, КС РФ различает время проверки и ее срок. Если проверяющие не находятся на территории налогоплательщика, время проведения проверки может не приостанавливаться. При этом налоговые органы вправе осуществлять контрольные мероприятия, не связанные с нахождением на территории налогоплательщика, и такие мероприятия считаются проведенными в рамках выездной проверки.

По мнению Суда, в срок проверки не включается время анализа документов в налоговом органе, проведения встречных проверок, подготовки акта по результатам проверки и т.п. в тех случаях, когда проверяющие в этот же период не находятся на территории налогоплательщика.

Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на возможность приостановки срока проверки, а не самой проверки как таковой. По смыслу Постановления N 14-П выносить какое-либо отдельное решение о приостановке срока не требуется.

В настоящий момент регулированию процедуры приостановления проверки посвящен только п. 1.10.2 Инструкции МНС России N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138. В нем говорится, что если по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка была приостановлена, то в акте по результатам проверки приводится дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка приостанавливалась.

Исходя из буквального толкования положений Инструкции, речь идет о приостановлении именно проверки, а не только ее срока.

В Инструкции N 60 налоговые органы обосновали саму возможность приостановления проверки. Вынося соответствующее решение, они указывали в нем на приостановку проведения выездной налоговой проверки, а не только ее срока.

На практике налоговые органы после вынесения подобного решения продолжают осуществлять мероприятия выездной проверки, не находясь при этом на территории налогоплательщика. Данный подход налоговыми органами, судами и отдельными юристами признается законным, ведь, по существу, не делается различий между приостановкой исчисления сроков проверки и приостановкой проверки как таковой.

Вместе с тем правовые последствия значительно различаются.

Под выездной налоговой проверкой понимается совокупность правомочий, которые может осуществлять налоговый орган после вынесения соответствующего решения (ст. ст. 31, 82 - 105 НК РФ). Следовательно, говоря о приостановлении собственно проверки, нужно исходить из буквального толкования понятия "приостановление" как приостановление осуществления всех действий, проводимых в рамках выездной проверки. Проверка не будет считаться приостановленной, если налоговый орган откажется от осуществления только одного из возможных прав, продолжая реализовывать иные.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 82 НК РФ налоговые органы осуществляют налоговый контроль только в формах, прямо закрепленных в НК РФ. Установление иных форм контроля не предусмотрено и проведение мероприятий вне данных рамок признается незаконным <4>.

     
   ———————————————————————————————
   
<4> Определение кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26.08.2003 N КАС 03-383.

В соответствии с НК РФ часть правомочий налоговых органов может быть реализована ими только в рамках налоговых проверок. Речь идет, например, о встречной проверке (ст. 87), истребовании документов (ст. 93), инвентаризации имущества налогоплательщика (ст. 89), осмотре производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий (ст. 92) и др.

Необходимо отметить, что ряд правомочий может осуществляться без нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, но только в рамках налоговой проверки.

Таким образом, после вынесения отдельного Решения о приостановлении налоговой проверки налоговый орган обязан прекратить осуществление всех мероприятий налогового контроля, проводимых в рамках данной проверки.

Однако налоговые органы, вынесшие отдельное решение о приостановлении проверки, продолжают осуществлять в ее рамках контрольные мероприятия. В подавляющем большинстве случаев сама приостановка обосновывается необходимостью проведения контрольных мероприятий выездной проверки, в частности встречной проверки.

Проведение встречной проверки в период приостановки выездной проверки (а не ее сроков) означает, что налоговый орган осуществляет налоговый контроль вне рамок проверки, а значит, в форме, не предусмотренной ст. ст. 31, 82 НК РФ. То же относится и к вынесению требований о запросе документов и иным действиям, если они могут быть реализованы только в рамках выездной налоговой проверки или из их существа следует, что они проводятся именно в ее рамках.

Таким образом, обоснование приостановления выездной проверки необходимостью осуществления в ее рамках мероприятий налогового контроля незаконно и влечет признание решения о приостановлении проверки недействительным.

Например, обоснование приостановления выездной налоговой проверки потребностью в проведении встречных проверок незаконно, потому что налоговый орган обуславливает приостановку проверки необходимостью осуществления действий, которые могут быть проведены только в рамках выездной проверки и являются ее составной частью. То, что приостановление проверки обосновывается необходимостью ее проведения, противоречит даже элементарной логике.

В этом существенное отличие собственно приостановления проверки от приостановления в смысле Постановления N 14-П, т.е. приостановления только ее сроков. В случае приостановки сроков сама проверка не приостанавливается и, следовательно, налоговый орган вправе проводить мероприятия налогового контроля в рамках выездной проверки. Когда же приостанавливается проверка как таковая никакие мероприятия налогового контроля, осуществляемые в рамках выездной проверки, проводиться не могут.

Аналогичные доводы применимы и к мероприятиям налогового контроля, осуществляемым налоговым органом по выездной проверке в случае ее приостановки. Указанные мероприятия должны быть признаны незаконными. Такие действия налогового органа свидетельствуют о произвольном правоприменении, избыточности налогового контроля, что несопоставимо с принципами правового государства.

В подобных ситуациях следует обратить внимание на замечание Конституционного Суда РФ, призвавшего налогоплательщиков, которые считают свои права нарушенными, обжаловать соответствующий акт или действия налогового органа в судебном порядке.

А.А.Евсеев

Налоговый юрист

Подписано в печать

07.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Рассмотрение дел по заявлениям Пенсионного фонда в арбитражном суде ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 4) >
Статья: Авансовые платежи по налогам: проблемы привлечения к ответственности ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.