|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Рассмотрение дел по заявлениям Пенсионного фонда в арбитражном суде ("Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 4)
"Налоговые споры: теория и практика", 2005, N 4
РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО ЗАЯВЛЕНИЯМ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
Согласно ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. Указанная статья регулирует отношения по взысканию недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязанность уплаты которых возникла после 01.01.2002.
Трехлетняя правоприменительная практика не только Арбитражного суда Воронежской области, но и других арбитражных судов показывает, какие значительные неудобства испытывают суды, заваленные заявлениями органов Пенсионного фонда РФ, а также сами пенсионные органы, не имеющие иной, более простой и менее затратной, возможности взыскать с нерадивых страхователей образовавшуюся задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В каждом регионе довольно много организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей, которые являются страхователями согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". В ходе одного из судебных заседаний представитель районного органа Пенсионного фонда РФ пояснил: "...регистрация по нашему району составляет 9 тыс. предпринимателей. В результате проведения вышестоящими органами проверки было установлено, что из указанной численности работники учреждения случайно пропустили трех индивидуальных предпринимателей, не уплативших вовремя страховые взносы, и не обратились в арбитражный суд с заявлениями о взыскании с них недоимки и пени. В связи с чем работа данного учреждения Пенсионного фонда РФ была оценена как неудовлетворительная...". Безусловно, такая позиция объясняет огромное число подаваемых в арбитражные суды заявлений пенсионных органов, их бдительность к любой, даже самой малой, неуплате. Вместе с тем, когда сумма требований по делу, находящемуся на рассмотрении грамотного, опытного судьи, составляет порой 1 руб. и менее, а заявленные требования еще и уточняются заявителем в ходе судебного заседания, поскольку сумма требований не была выявлена при подготовке обращения в суд, становится понятной вся абсурдность подобных заявлений и явная нецелесообразность передачи таких дел в арбитражный суд.
При их рассмотрении арбитражный суд выполняет несвойственные ему функции, он делает работу учреждений Пенсионного фонда РФ, прежде всего по установлению задолженности, по выявлению взаимоотношений пенсионных и налоговых органов. Пенсионные дела - это не споры, а факты, требующие судебного подтверждения. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ. Уплата страховых взносов - прямая обязанность организаций и предпринимателей, закрепленная законом и осуществляемая в пользу государства. Пенсионный фонд РФ - орган, осуществляющий непосредственный контроль за поступлением в бюджет сумм страховых взносов, а также их взыскание в судебном порядке. Данный порядок, установленный Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", в сущности, освободил Пенсионный фонд РФ от обязанности по взысканию страховых взносов, возложив ее на арбитражный суд, не имеющий к начислению и уплате страховых взносов никакого отношения. Ведь суд призван отправлять правосудие в экономической сфере. Рассмотрев материалы дела, суд должен установить, какая сторона, преступив закон, нарушила права и законные интересы другой стороны. В пенсионных делах заранее известно, что одной из сторон является учреждение Пенсионного фонда РФ со своей обязанностью взыскать страховые взносы, а другой - конкретный страхователь, не уплативший их. Суду в подобных случаях нечего устанавливать. Расчет производит пенсионный орган, значит, отсутствует необходимость взыскивать недоимки в судебном порядке. Они подлежат взысканию в бесспорном порядке в случае добровольного неисполнения обязанности плательщиком взносов. Внесудебный порядок взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, во-первых, уменьшил бы количество рассматриваемых дел; во-вторых, сократил бы затраты расходной части бюджета суда, связанные с рассылкой большого количества уведомлений, определений и решений по указанным спорам; в-третьих, обеспечил бы более полное и быстрое поступление страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ. Изложенная позиция связана с юридической природой страховых взносов. До принятия Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" понятие страховых взносов нашло отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 N 7-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 1 и 5 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов. В данном Постановлении Конституционный Суд РФ очень подробно рассмотрел правовую природу и характер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и указал, какими, по его мнению, сущностными признаками должны быть наделены эти платежи. Страховые взносы имеют ряд особенностей, вытекающих из сущности государственного социального страхования, в том числе пенсионного. Страховые взносы работодателей в Пенсионный фонд РФ - обязательная составная часть расходов по найму рабочей силы. Они являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам, которые рассматриваются в качестве страховых рисков и выступают основаниями государственного пенсионного обеспечения. Однако уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений. Указанный целевой характер страховых взносов закреплен в законе: средства Пенсионного фонда РФ, формируемые за счет страховых взносов, могут расходоваться только для выплат трудовых пенсий. Вместе с тем изложенное означает, что трудовая пенсия не будет начислена вовсе или в полном объеме за те периоды, за которые страховые взносы не были уплачены или уплачены не полностью. Как показывает арбитражная практика, многим застрахованным лицам не будет исчислена трудовая пенсия, в частности за 2002 г., а лицам, уплачивающим фиксированный платеж, - и за 2003 г. Чья в этом вина? Вина не законопослушных страхователей, нисколько не заботящихся о судьбе своих работников, неоспорима. Но есть и формальная вина страховщика, т.е. Пенсионного фонда РФ, которая состоит в нарушении последним п. 3 ст. 48 НК РФ, предусматривающего в качестве условия для подачи заявления в суд соблюдение шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Поэтому в ряде решений Арбитражного суда Воронежской области указывается на следующие обстоятельства. "Согласно п. 2 ст. 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке. В силу ст. 2 настоящего Закона правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом. Закон о пенсионном страховании не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, за исключением указания на судебный порядок. Следовательно, подлежат применению нормы Налогового кодекса РФ. Таким образом, в соответствии со ст. 69 НК РФ при наличии у страхователя недоимки по страховым взносам органы Пенсионного фонда РФ направляют должнику требование об уплате установленной задолженности. Согласно абз. 4 п. п. 2 и 6 ст. 24 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" окончательный расчет по страховым взносам за налоговый период производится страхователями не позднее 15 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Орган Пенсионного фонда РФ в силу ст. 70 НК РФ должен направить страхователю требование об уплате страховых взносов не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты страховых взносов, т.е. до 15.07.2003. Фактически требование направлено ответчику спустя три месяца со сроком для добровольного погашения недоимки 10 дней со дня его вынесения. В силу п. 3 ст. 48 НК РФ шестимесячный (пресекательный) срок на обращение органа Пенсионного фонда РФ в суд с заявлением о взыскании недоимки начинает течь с момента окончания срока исполнения требования об уплате налога. Поэтому срок на обращение в суд должен исчисляться с 28.07.2003. В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ и п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" заявление органом Пенсионного фонда РФ должно быть подано в суд до истечения шестимесячного срока. Поскольку заявление предъявлено за пределами пресекательного срока (28.01.2004), в части, касающейся недоимки за 2002 г., оно не может быть удовлетворено". Кроме того, изучение судебных дел показывает, что, обращаясь в арбитражный суд, учреждения Пенсионного фонда РФ очень часто допускают следующие нарушения действующего АПК РФ: 1) не предъявляют доказательства направления заявления ответчику; 2) не представляют свидетельства о государственной регистрации ответчиков в качестве юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и о своей собственной регистрации в качестве юридического лица; 3) подбор первичных, юридически значимых документов должным образом не осуществляется, в большинстве случаев отсутствуют ведомости уплаты страховых взносов (форма АДВ-11) и протоколы к ним, заявления о регистрации в органах Пенсионного фонда РФ, подробные расчеты задолженности по страховым взносам и пени; 4) не представляют учредительные документы и декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование; 5) представляют незаверенные копии документов (в большинстве случаев); 6) неподготовленность дел: - отказ от заявленных требований имеет место в 50% случаев ввиду оплаты задолженности страхователем до подачи заявления в арбитражный суд. Данный факт свидетельствует, что материалы формируются безответственно, без должной подготовки, оплата задолженности страхователем в добровольном порядке учреждением Пенсионного фонда РФ самостоятельно не контролируется, а проверяется лишь по указанию арбитражного суда в определении о назначении дела к слушанию. Итак, органы Пенсионного фонда РФ не выполняют надлежащим образом контрольные функции, возложенные на них государством; - многочисленные уточнения заявленных требований в части взыскания задолженности в связи с постоянными ошибками в расчетах заявленных сумм. Арбитражный суд вынужден проверять и пересчитывать суммы недоимки и пени по каждому второму делу, поступившему от учреждений Пенсионного фонда РФ; 7) требование и решение, датированные разными числами, как правило, направляются страхователю в один день, что автоматически делает требование не исполнимым в специально отведенный 10-дневный срок; 8) в случае реорганизации плательщика учреждение Пенсионного фонда РФ не представляет необходимые сведения для подтверждения факта правопреемства, поскольку этот процесс им не отслеживается; 9) в качестве ответчиков привлекают лиц, снятых с регистрационного учета до предъявления заявления в арбитражный суд, а также не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, с просроченными свидетельствами о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Из вышеизложенного следует вывод о нецелесообразности судебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам органами Пенсионного фонда РФ. Внесудебный порядок взыскания не только не ущемлял права и законные интересы страхователей и застрахованных лиц, но, наоборот, давал последним возможность самостоятельно разобраться в своих неуплатах непосредственно с контролирующим органом, ведущим учет платежей и хорошо знающим их правовую природу. С введением судебного порядка пострадали в основном застрахованные лица, лишенные права на трудовую пенсию в течение одного трудового года по вине нерадивых работодателей. К тому же, как показала практика, органы Пенсионного фонда РФ еще не готовы к сложному порядку судебного взыскания задолженности по страховым взносам.
В.С.Анохин Д. ю. н., Профессор, заслуженный юрист РФ председатель Арбитражного суда Воронежской области
Е.В.Авдеева Секретарь судебного заседания Арбитражного суда Воронежской области Подписано в печать 07.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |