Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обложение косвенными налогами по соглашению с Республикой Беларусь (Окончание) ("Финансовая газета", 2005, N 14)



"Финансовая газета", 2005, N 14

ОБЛОЖЕНИЕ КОСВЕННЫМИ НАЛОГАМИ

ПО СОГЛАШЕНИЮ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2005, N 13)

Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик должен представить в налоговый орган:

заявление о ввозе товара, составленное по утвержденной форме, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде договора, заключенного с поставщиком, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчет налоговой базы и суммы начисленного налога. Первый экземпляр остается в налоговом органе, второй и третий экземпляры возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). Третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара;

выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

договор (его копию), на основании которого товар ввозится с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны;

транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны.

Кроме того, налогоплательщики Республики Беларусь представляют счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа Российской Федерации; налогоплательщики Российской Федерации - товаросопроводительный документ белорусских налогоплательщиков.

Указанные документы и декларация могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либо направлены по почте заказным письмом с описью вложения. В случае направления документов по почте заказным письмом датой представления в налоговые органы документов считается шестой день начиная с даты его отправки.

Суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из сторон на территорию государства другой стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств сторон.

В соответствии с Письмом ФНС России от 02.03.2005 N ММ-6-03/167@ "О порядке применения налоговых вычетов по НДС по ввозимым с территории Республики Беларусь товарам" при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации налогоплательщики вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на соответствующие налоговые вычеты при:

принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом порядка применения налоговых вычетов, предусмотренных ст.172 НК РФ) на основании соответствующих первичных документов;

использовании ввезенных на территорию Российской Федерации товаров для осуществления операций, облагаемых НДС;

наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС по ввезенным на территорию Российской Федерации товарам, а именно: заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации.

Форма заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов приведена в Приложении N 1 к Письму ФНС России от 12.01.2005 N ММ-6-26/4@, размещена на официальном сайте ФНС России.

Заявление состоит из двух частей, верхнюю часть из которых (до черты) заполняет налогоплательщик, нижнюю часть - налоговый орган. Первый экземпляр остается в налоговом органе страны-импортера, второй и третий экземпляры с отметкой налогового органа возвращаются налогоплательщику-импортеру. Третий экземпляр направляется налогоплательщиком-импортером налогоплательщику-поставщику.

В стр. "Продавец"/"покупатель" для налогоплательщиков, зарегистрированных в Республике Беларусь, указывается УНП, для налогоплательщиков, зарегистрированных в Российской Федерации, - ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) и КПП (код причины постановки на налоговый учет).

В стр. "N контракта (договора)", "Дата контракта (договора)", "N спецификации" и "Дата спецификации" (при ее наличии) заполняются соответствующие реквизиты из контракта (договора), спецификации.

В графе 1 указывается наименование ввозимого товара.

В графе 2 указывается код ТН ВЭД по товарам, по которым согласно законодательству применяется пониженная ставка НДС 10%.

В графе 3 указывается единица измерения товара.

В графе 4 указывается количество в единицах измерения, предусмотренных в графе 3.

В графе 5 указывается код валюты на основании товаросопроводительных документов (счетов-фактур).

В графе 6 указывается стоимость товара из товаросопроводительных документов (счетов-фактур). При ввозе товаров, вывезенных из одного государства одной стороны для переработки в государстве другой стороны, в графе 6 отражается стоимость работ (услуг) по переработке товаров.

В графе 7 указываются принимаемые для определения налоговой базы дополнительные расходы. Сумма расходов отражается на дату принятия товара на учет в валюте, применяемой для заполнения графы "Налоговая база". К таким расходам относятся:

расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;

страховая сумма;

стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

В графе 8 указываются серия, номер и дата товаротранспортного документа с указанием по видам товаров.

В графе 9 при перемещении товаров из Российской Федерации указывается номер и дата счета-фактуры.

В графе 10 указывается дата принятия налогоплательщиком на учет ввезенного товара на основании товаросопроводительных документов, счетов-фактур.

В графах 11 - 12 налоговая база определяется путем суммирования графы "Стоимость товара" и графы "Расходы, принимаемые для определения налоговой базы".

В графах 13 - 14 указывается ставка налога. Если законодательством предусмотрена льгота по косвенным налогам при ввозе товаров, то в графах проставляется слово "льгота". В графе 14 ставки акцизов указываются в абсолютных величинах либо в процентах (в зависимости от установленных национальным законодательством).

В графах 15 - 16 указывается сумма уплаченных налогов. Если законодательством предусмотрена льгота по косвенным налогам при ввозе товаров, то в графах проставляется прочерк.

Налоговый орган в течение 10 рабочих дней производит отметку в случае уплаты налогоплательщиком в полном объеме косвенных налогов и соответствия сведений, указанных налогоплательщиком в заявлении, требованиям, предъявляемым п.п.2 и 6 разд.1 Положения. В случае установления налоговым органом несоответствия заполненных налогоплательщиком реквизитов заявления требованиям Положения налоговый орган производит отметку об уплате косвенных налогов после устранения выявленных несоответствий.

В целях установления единого порядка проставления налоговыми органами на представленных налогоплательщиками заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации), и единого порядка проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей при экспорте товаров в Республику Беларусь, Минфином России утверждены Порядок проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и Порядок проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах (Приказ Минфина России от 20.01.2005 N 3н), вступившие в силу с 1 января 2005 г.

На заявлении о ввозе товаров отметка об уплате косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации) производится посредством проставления на экземплярах заявления суммы НДС и (или) акциза, равной итоговому значению графы 15 и (или) 16 заявления или равной нулю (если в итоговом значении графы 15 и (или) 16 заявления указан прочерк), удостоверяемой подписью должностного лица, с указанием даты проставления им отметки, а также руководителем (заместителем руководителя) налогового органа с указанием даты заверения отметки налогового органа гербовой печатью.

Налоговый орган регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов по форме, приведенной в Приложении к данному Порядку, и проставляет соответствующую отметку на заявлении.

Проставление на экземплярах заявления отметок, подтверждающих уплату косвенных налогов в полном объеме (наличие освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации), производится при соответствии сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в соответствующей налоговой декларации и иных документах, представленных согласно п.6 разд.I Положения, в срок не позднее десяти рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, указанных в п.2 Порядка.

Два экземпляра заявления вручаются налогоплательщику лично либо направляются по почте. Факт вручения (направления по почте) фиксируется в журнале регистрации заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Лицо, получившее два экземпляра заявления с отметкой налогового органа, должно проверить все указанные в журнале данные и поставить свою подпись в графе 12 журнала.

Если налоговый орган установит несоответствие сведений, указанных в заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком документах, предусмотренных п.6 разд.I Положения, то он обязан не позднее рабочего дня, следующего за установленным сроком для проставления отметки, направить налогоплательщику письменное уведомление об отказе в проставлении отметки с приложением второго и третьего экземпляров заявления и указанием выявленных несоответствий, а также предложением об их устранении и представлении нового заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма уведомления не утверждена, поэтому оно направляется налогоплательщику в произвольной форме, но обязательно в установленный Порядком срок.

Проставление налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей при экспорте товаров в Республику Беларусь, производится в соответствии с Порядком проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах.

При обращении налогоплательщика-организации или индивидуального предпринимателя, являющегося собственником товаров, экспортируемых в Республику Беларусь, в налоговый орган по месту учета для проставления отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами товаров для белорусских покупателей, экспортером представляются:

заявление о проставлении отметок на счетах-фактурах (далее - заявление);

счета-фактуры, составленные российскими продавцами товаров для белорусских покупателей.

Заявление составляется экспортером товаров в произвольной форме. Заявление и счета-фактуры могут быть представлены экспортером в налоговый орган лично или его представителем либо направлены по почте заказным письмом с описью вложения. В случае направления документов по почте заказным письмом датой представления в налоговые органы документов считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Налоговый орган должен произвести проставление отметок на счетах-фактурах в срок не более 5 рабочих дней с даты представления в налоговый орган документов, указанных в п.2 Порядка, посредством проставления на каждом счете-фактуре штампа "Зарегистрировано" с указанием даты регистрации и регистрационного номера, удостоверяемых подписью должностного лица налогового органа, проставившего отметку.

Факт проставления отметки налогового органа на счетах-фактурах фиксируется в журнале регистрации отметок на счетах-фактурах. После проставления отметок налогового органа на счетах-фактурах с них снимаются копии, которые остаются на хранении в налоговом органе вместе с заявлениями. Счета-фактуры с отметкой налогового органа вручаются (направляются по почте) экспортеру или его представителю. Факт вручения (направления по почте) счетов-фактур фиксируется в журнале: в графе 10 указывается дата вручения счета-фактуры с отметкой налогоплательщику или его представителю; в графе 11 - дата вручения без отметки (если в графе 10 счета-фактуры, представленного экспортером в налоговый орган, указана страна происхождения иная, чем Российская Федерация).

Лицо, которому лично вручаются счета-фактуры, должно проверить все отраженные в журнале сведения и поставить свою подпись в графе 13 журнала. Если счета-фактуры направляются по почте налогоплательщику или его представителю, то отметки о дате направления ставятся в графах 14 (счета-фактуры с отметкой) и 15 (без отметки).

Взимание косвенных налогов при импорте товаров осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения (уплачивающие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивающие единый сельхозналог). Исключение составляют акцизы по товарам, по которым в соответствии с законодательством государств сторон акцизы взимаются таможенными органами.

Налогообложение при экспорте товаров

Статьей 2 Соглашения определен принцип взимания при экспорте товаров: применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения налогоплательщиком факта экспорта. Данное положение не распространяется на товары, вывозимые с территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Республики Беларусь, которые на территории государства Республики Беларусь не подлежат налогообложению при ввозе их на территорию в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров осуществляется в соответствии с разд.II Положения. При реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных п.2 разд.II Положения. Документы должны быть представлены в налоговый орган в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. Дата отгрузки определяется на основании документов, подтверждающих отгрузку (передачу) товаров белорусскому покупателю или его представителю (например, по товаросопроводительному документу).

Для обоснования применения нулевой ставки или освобождения от уплаты (возмещения) акцизов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера:

договоры (их копии), на основании которых осуществляется реализация товаров;

выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика. Если договором предусмотрен расчет наличными денежными средствами, то налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка (копию выписки), подтверждающую внесение налогоплательщиком полученных сумм на его счет в банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров. В случае внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров, полученных по указанным операциям, на территорию государств сторон и их принятие на учет;

третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, с отметкой налогового органа другой стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства);

копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара;

иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств сторон.

Декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% заполняется налогоплательщиком за тот налоговый период, в котором собран полный пакет документов. Налоговый период установлен по НДС ст.163 НК РФ (календарный месяц либо квартал), по акцизам - ст.192 НК РФ (календарный месяц). На основании п.1 разд.I Положения налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в соответствии со ст.ст.171, 172 НК РФ. Налоговый орган проводит проверку обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов, а также освобождения от уплаты акцизов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. Срок проведения проверки составляет 3 месяца со дня представления налогоплательщиком в налоговый орган декларации и названных документов.

Следует учесть, что в Положении имеется одно условие, при котором налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки НДС и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь в случае непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных п.2 разд.II: при наличии в налоговом органе подтверждения в электронном виде от налоговых органов Республики Беларусь факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов).

Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств сторон обмена информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств сторон, то налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени в размере, устанавливаемом ст.75 НК РФ, а также применять меры принудительного взыскания сумм налогов, пеней согласно ст.ст.46 - 48 НК РФ и меры налоговой ответственности согласно ст.122 НК РФ.

При непредставлении документов, установленных п.2 разд.II Положения, суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет по соответствующим ставкам за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм НДС, уплаченных за приобретенные (принятые на учет) товары, выполненные работы и оказанные услуги, использованные для производства и (или) реализации товаров, в порядке, установленном НК РФ.

В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных п.2 разд.II Положения, по истечении срока, установленного указанным пунктом (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов в соответствии с указанным пунктом), уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возмещению в порядке, установленном ст.176 НК РФ по НДС и ст.203 НК РФ - по акцизам. При этом суммы пени, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат. В случае представления налогоплательщиком документов, предусмотренных п.2 разд.II Положения, по истечении трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов уплаченные суммы НДС и акцизов налогоплательщику не возвращаются.

Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, который является неотъемлемой частью Соглашения. В настоящее время действуют нормы национальных законодательств государств сторон, т.е. для российской стороны - положения ст.148 НК РФ.

И.Белова

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

06.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Учитывается ли в доходной части временная финансовая помощь учредителя - физического лица, доля в уставном капитале которого составляет 50%? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 21) >
Статья: Уплата налогов после наследования бизнеса ("Финансовая газета", 2005, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.