Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Отдельные вопросы применения контрольно-кассовой техники ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5)



"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Получение денежных средств по основаниям,

не связанным с расчетами по продаже товаров,

выполнению работ, оказанию услуг

Организации (индивидуальные предприниматели) могут принимать от других лиц наличные денежные средства, не связанные непосредственно с оплатой товаров, работ, услуг, например при возврате неизрасходованных подотчетных сумм, при возврате займа, при получении безвозмездной благотворительной помощи.

В связи с этим возникает вопрос, следует ли применять контрольно-кассовую технику в указанных случаях?

Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) установлено, что контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Как отмечается в Письме Минфина России от 30 ноября 2004 г. N 03-01-20/2-47, принимая во внимание то, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных расчетов обязаны применять контрольно-кассовую технику только в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, ряд юридических фактов или занятие видами деятельности, которые не предполагают продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, исходя из положений Закона N 54-ФЗ не требуют применения контрольно-кассовой техники.

Так, например, контрольно-кассовая техника не применяется при возврате работником организации подотчетных сумм, т.е. денежных средств, принадлежащих организации, ранее выданных работнику и неизрасходованных им.

Согласно вышеуказанному Письму Минфина России контрольно-кассовая техника не применяется и при получении безвозмездной благотворительной помощи, если получение этой помощи не связано с возникновением у получателя обязанности выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги.

Операция возврата займа также не предполагает применения ККТ, поскольку, как отмечено в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 августа 2004 г. N 3009/04, пользование денежными средствами по договору займа без взимания заимодавцем процентов не является отношениями по оказанию услуг. В случае уплаты заемщиком наличными деньгами процентов за пользование займом контрольно-кассовая техника применяется.

Продажа товаров за наличные через посредника

Из положений Закона N 54-ФЗ следует, что обязанность по применению контрольно-кассовой техники возникает у организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) за наличный расчет.

При заключении посреднического договора на продажу товаров продажей товаров, в том числе и за наличный расчет, непосредственно занимается посредник.

Возникает вопрос: на чье имя должен быть оформлен кассовый аппарат, который следует использовать при продаже товара через посредника, действующего от имени собственника товаров?

Из Письма Минфина России от 8 октября 2004 г. N 03-06-05-04/31 следует, что в случае, когда согласно договору посредник действует (заключает договоры с покупателями) от имени и за счет организации - собственника товаров, все права и обязанности, вытекающие из сделок посредника с третьими лицами, возникают непосредственно у собственника. Соответственно, организацией, продающей товары с использованием наличных денежных расчетов, является собственник, поэтому и кассовый аппарат должен быть оформлен на него.

Продажа товаров в кредит

При продаже торговыми организациями товаров в кредит расчеты ведутся либо наличными денежными средствами с использованием контрольно-кассовой техники, либо в безналичном порядке через банковские учреждения.

В Письме Управления МНС России по г. Москве от 8 сентября 2004 г. N 29-12/58110 разъясняется, что в случаях если оплата товара осуществляется на основе авансовых платежей (предоплата, доплата), то кассовый чек пробивается по ККТ на сумму аванса. Затем по мере поступления наличных денежных средств пробивается кассовый чек на оставшуюся сумму покупки.

В Письме отмечается, что полученные таким образом суммы денежной наличности должны ежедневно отражаться в журнале кассира-операциониста и учитываться в кассовой книге организации.

Ответственность за нарушение порядка ведения

кассовых операций

В соответствии со ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда;

на юридических лиц в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Учитывая изложенное, положения ст. 15.1 КоАП распространяются также и на индивидуальных предпринимателей (по данному вопросу см. Письмо МНС России от 12 октября 2004 г. N 14-1-04/4175 "О неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности").

Поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб., размер штрафа по ст. 15.1 КоАП РФ составляет:

- на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - от 4000 до 5000 руб.;

- на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Ответственность за отсутствие на ККТ пломбы

центра технического обслуживания

В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" применяемая организациями контрольно-кассовая техника должна быть исправна, опломбирована в установленном порядке.

Согласно Письму МНС России от 16 сентября 2004 г. N 33-0-11/584 "О наличии на ККТ пломб ЦТО" при решении вопроса о мере ответственности, применяемой к налогоплательщику за отсутствие пломбы центра технического обслуживания, следует руководствоваться Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16, в соответствии с которым использование контрольно-кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти, расценивается как неприменение контрольно-кассовой машины и наказывается по ст. 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин" КоАП РФ.

Согласно указанной статье КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа:

- на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда;

- на должностных лиц - от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда;

- на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Исходя из нормы ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" размер штрафа за неприменение контрольно-кассовой техники, установленный ст. 14.5 КоАП РФ, составляет:

- для граждан - от 1500 до 2000 руб.;

- для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.;

- для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 руб.

Т.Т.Петрова

Подписано в печать

05.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Приобретение и реализация основных средств при применении упрощенной системы налогообложения ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5) >
Вопрос: Организация сдает в аренду помещение. В какие сроки необходимо представить арендатору счет-фактуру на сумму арендной платы? ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.