|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Некоторые вопросы исчисления и уплаты транспортного налога ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Деятельность предприятий торговли и общественного питания непосредственно связана с перемещением (доставкой) товаров. Для этих целей многие предприятия приобретают или же берут в аренду автотранспортные средства. В связи с этим возникает вопрос о необходимости исчисления и уплаты такими предприятиями транспортного налога. Рассмотрим порядок исчисления и уплаты транспортного налога организациями торговли и общественного питания, эксплуатирующими автотранспортные средства.
Общие положения
В соответствии со ст. 356 гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ транспортный налог является региональным налогом, т.е. устанавливается и вводится в действие НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Статьей 356 НК РФ установлено, что в региональных законах, вводящих транспортный налог, должны быть определены: - ставки налога в пределах, установленных ст. 361 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 361 НК РФ установленные НК РФ налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств;
- порядок и сроки уплаты налога; - форма отчетности по налогу. Региональным законом могут быть предусмотрены также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Согласно п. 1 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177 (далее - Методические рекомендации), законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ. Налогоплательщики, а также конкретные элементы налогообложения, такие как объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога, установлены непосредственно гл. 28 НК РФ.
Объект налогообложения
Объект налогообложения определен в ст. 358 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи объектом налогообложения признаются следующие зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Минфин России в Письме от 25 августа 2004 г. N 03-06-04-04/01 обращает внимание на то, что понятие "транспортное средство", применяемое в гл. 28 НК РФ, является более широким, чем это установлено Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (код 15 0000000 "Средства транспортные"), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359 (далее - ОКОФ), и используется только для целей налогообложения. Таким образом, ОКОФ может применяться для целей исчисления транспортного налога только с учетом норм, установленных гл. 28 НК РФ. Как отмечается в Письме Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04/14, объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей, в которых они используются (перевозка пассажиров, грузов или иные цели). Перечень транспортных средств, не являющихся объектов налогообложения, установлен п. 2 ст. 358 НК РФ. К объектам налогообложения, в частности, не относятся транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Согласно п. 17.4 Методических рекомендаций документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.
Налогоплательщики
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Согласно п. 4 Методических рекомендаций автомототранспортные средства и прицепы к ним регистрируются только за собственниками транспортных средств - юридическими или физическими лицами, указанными в паспорте транспортного средства, в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство (п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59). Таким образом, предприятия торговли и общественного питания, эксплуатирующие автотранспортные средства, являются налогоплательщиками транспортного налога только в случае, если они являются собственниками этих автотранспортных средств. Признание юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. НК РФ (п. п. 4 и 5 ст. 362) обязывает органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения: - о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации; - о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. В п. 8 Методических рекомендаций разъясняется, что документами, подтверждающими приобретение транспортных средств, могут являться: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату; справка-счет; документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств); документами, подтверждающими передачу транспортных средств, могут являться: расписка в получении транспортных средств; документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю.
Налоговая база и налоговый период
Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу определяется в зависимости от вида транспортных средств. Так, по транспортным средствам, имеющим двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Согласно п. 18 Методических рекомендаций мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах. В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л. с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 x 1,35962). Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (ст. 360 НК РФ).
Ставки налога
Как уже было отмечено ранее, ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных ст. 361 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 361 НК РФ ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. В Письме Минфина России от 28 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/16 разъясняется, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории легковых или грузовых автомобилей следует руководствоваться: ОКОФ; Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII. При этом сообщается, что модели автомобилей, их модификации, исполнение и комплектация, обозначение которых начинается: с 3151, 3153, 3159, 3160, 3162, относятся к легковым автомобилям, так как сертифицированы по категории М1 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя)"; 3741, 3909, 3303, 2360, 2363, относятся к грузовым автомобилям, так как сертифицированы по категории N1 "Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны"; 2206, 3962, относятся к автобусам, так как сертифицированы по категории М2 "Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места для водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн". В Письме от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04/14 Минфин России разъяснил порядок идентификации специальных автомобилей для целей исчисления транспортного налога. В Письме сообщается, что Российская Федерация является договаривающейся стороной международного Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г. Классификация транспортных средств, введенная Женевским соглашением 1958 г., используется в Российской Федерации при сертификации транспортных средств. В отличие от классификации транспортных средств, используемой ОКОФ, а также Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301, в классификации транспортных средств, используемой указанным выше Соглашением, оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. В связи с этим Минфин России считает, что специальные автомобили различных марок, моделей и модификаций, на шасси которых установлено различное оборудование, агрегаты и установки, относятся для целей налогообложения транспортным налогом не к категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу", а к категории "грузовые автомобили" и, соответственно, по отношению к ним следует применять налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей в зависимости от мощности их двигателя (Письмо Минфина России от 30 декабря 2004 г. N 03-06-04-04/17).
Порядок исчисления налога
Порядок исчисления транспортного налога определен ст. 362 НК РФ. Согласно п. 2 указанной статьи НК РФ сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Пример 1. Торговая организация имеет на своем балансе грузовой автомобиль с мощностью двигателя 100 л. с. и легковой автомобиль с мощностью двигателя 64 л. с. Ставка налога и для грузового автомобиля, и для легкового автомобиля данного класса составляет 5 руб. с каждой лошадиной силы. Сумма транспортного налога составит: по грузовому автомобилю - 500 руб. (5 руб. x 100 л. с.); по легковому автомобилю - 320 руб. (5 руб. x 64 л. с.).
Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется по итогам каждого налогового периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению (п. 28 Методических рекомендаций). Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом периоде. Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
Пример 2. По состоянию на 1 января 2005 г. на балансе организации числится легковой автомобиль с мощностью двигателя 90 л. с. В сентябре автомобиль продан. В 2005 г. легковой автомобиль зарегистрирован на организацию в течение девяти месяцев (с января по сентябрь включительно). Ставка транспортного налога для легкового автомобиля данного класса составляет 5 руб. Сумма налога составит: 5 руб. x 90 л. с. x 9 мес. / 12 мес. = 338 руб.
Пример 3. В марте 2005 г. организация приобрела грузовой автомобиль с мощностью двигателя 135 л. с. Ставка налога для автомобилей данного класса составляет 8 руб. Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение десяти полных месяцев 2005 г. (с марта по декабрь включительно). Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2005 г., составит: 8 руб. x 135 л. с. x 10 мес. / 12 мес. = 900 руб.
Пример 4. В феврале 2005 г. организация приобрела легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В июне 2005 г. автомобиль продан. Ставка транспортного налога составляет 5 руб. Автомобиль зарегистрирован на организацию в течение пяти полных месяцев 2003 г. (с февраля по июнь включительно). Следовательно, сумма налога, которую организация должна уплатить за 2005 г., составит: 5 руб. x 80 л. с. x 5 мес. / 12 мес. = 167 руб.
Пример 5. В начале мая 2005 г. организация приобрела и зарегистрировала легковой автомобиль с мощностью двигателя 80 л. с. В конце мая 2005 г. автомобиль снят с учета в связи с продажей. Ставка транспортного налога составляет 5 руб. Поскольку в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц, при расчете налога используется коэффициент 1/12: 5 руб. x 80 л. с. x 1 мес. / 12 мес. = 33 руб.
Согласно п. 30 Методических рекомендаций исчисление транспортного налога по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство находилось во владении налогоплательщика. Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменялся двигатель и (или) изменялась его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца такого изменения. В п. 31 Методических рекомендаций приведен следующий пример.
Пример 6. Транспортное средство имеет мощность двигателя 150 лошадиных сил. 5 мая налогоплательщиком заменен и зарегистрирован двигатель. Мощность двигателя транспортного средства составила 180 л. с. Законом субъекта Российской Федерации установлена ставка транспортного налога для данной категории транспортного средства 50 руб. за 1 л. с. Сумма транспортного налога за год в этом случае составит: (150 x 4 + 180 x 8) / 12 x 50 = 8500 руб.
Порядок представления декларации по транспортному налогу
Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств в срок, установленный законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 363 НК РФ). В Письме Минфина России от 16 июля 2004 г. N 03-05-11/103 отмечается, что контроль за полнотой и своевременностью уплаты в бюджет транспортного налога и ведение карточки лицевого счета осуществляет налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на учете по месту нахождения транспортных средств в соответствии с п. 5 ст. 83 НК РФ. В связи с этим п. 40 Методических рекомендаций установлено, что в случае, если транспортные средства, в отношении которых осуществлена государственная регистрация и получен соответствующий документ о государственной регистрации, поставлены на временный учет в других органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, уплата налога по месту их временного нахождения не производится. Поэтому организация не должна представлять налоговую декларацию и уплачивать транспортный налог в налоговом органе по месту временной регистрации транспортных средств. В настоящее время применяется форма налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденная Приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/724 "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и Инструкции по ее заполнению". Налоговая декларация состоит из титульного листа и трех разделов: разд. 1 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)"; разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному средству"; разд. 3 "Сведения о количестве транспортных средств, зарегистрированных на налогоплательщика". Раздел 2 декларации заполняется отдельно по каждому транспортному средству. Минфин России в Письме от 27 января 2005 г. N 03-06-04-02/03 в связи с изменениями порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", рекомендовал налоговым органам при изготовлении бланков налоговой декларации по транспортному налогу в разд. 1 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)" увеличить разрядность по показателю "Код бюджетной классификации" до 20 знаков. На основании указанного Письма ФНС России в Письме от 14 февраля 2005 г. N ГВ-6-21/120 "О формах налоговых деклараций" сообщила, что изменения в налоговую декларацию по транспортному налогу в связи с Приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" вноситься не будут. Поэтому налоговые органы будут принимать от налогоплательщиков налоговые декларации по транспортному налогу по форме, утвержденной Приказом МНС России от 29 декабря 2003 г. N БГ-3-21/724, с увеличением разрядности по показателю "Код бюджетной классификации" до двадцати знаков.
Некоторые особенности исчисления и уплаты транспортного налога
Уплата налога по месту нахождения филиала
Статьей 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств. При этом согласно ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств признается место государственной регистрации налогоплательщика. В соответствии с п. 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации. Пунктом 77 Правил установлено, что при регистрации транспортных средств по месту нахождения филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В графах "Особые отметки" этих документов делается запись: "филиал (представительство) и его наименование". Таким образом, как отмечается в Письме Минфина России от 9 апреля 2004 г. N 04-05-12/20, в случае регистрации транспортного средства по месту нахождения филиала организации налог подлежит уплате по месту нахождения филиала. В указанном Письме Минфина России обращается внимание на то, что в случае перерегистрации транспортного средства по месту нахождения филиала исчисление сумм транспортного налога должно производиться с учетом количества месяцев регистрации транспортного средства на налогоплательщика. При этом необходимо учитывать, что: - положения п. 3 ст. 362 НК РФ, касающиеся признания месяца регистрации и месяца снятия с регистрации транспортного средства за полный календарный месяц, применяются только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства; - гл. 28 НК РФ не предусматривает порядка исчисления налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства на налогоплательщика (в расчете учитывается полный месяц). Поэтому в случае, если снятие с учета в одном субъекте Российской Федерации и регистрация (перерегистрация) транспортного средства на того же налогоплательщика в другом субъекте Российской Федерации осуществлены в одном месяце, местом нахождения транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца.
Пример 7. В мае организация перерегистрировала принадлежащее ей транспортное средство на свой филиал, находящийся на территории другого субъекта Российской Федерации. Учитывая требования указанного Письма Минфина, местом нахождения автомобиля в мае признается место нахождения организации. Таким образом, сумма налога за январь - май уплачивается в бюджет по месту нахождения организации. При расчете налога применяется коэффициент 5/12. Начиная с июня налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения филиала. При расчете налога применятся коэффициент 7/12.
Утилизация транспортных средств
В соответствии с Письмом ФНС России от 24 января 2005 г. N ММ-6-21/44 "О транспортном налоге" в случае утилизации (уничтожения) транспортного средства, т.е. его физической ликвидации как объекта, объект налогообложения транспортным налогом отсутствует. Основанием для налоговых органов и налогоплательщиков не начислять транспортный налог является документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства, выданный организацией, фактически осуществляющей данные действия.
Ю.Н.Талалаева Подписано в печать 05.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |