Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Особенности оказания услуг общественного питания через летние кафе ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5)



"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

ЧЕРЕЗ ЛЕТНИЕ КАФЕ

Общие положения

Развитие сферы торговли и услуг общественного питания обусловливает необходимость использования различных форм работы с покупателями, повышения качества предоставляемых услуг, а также обеспечения максимально возможной доступности предоставляемых услуг для их потенциальных потребителей.

Все большее распространение такой формы оказания услуг общественного питания, как летние кафе, обусловлено сравнительно невысоким уровнем затрат по их созданию и обеспечению функционирования, а также возрастающей популярностью среди получателей услуг.

Как явствует из самого названия этой разновидности предприятий общественного питания, они создаются, как правило, ежегодно и действуют в течение ограниченного периода времени (в средней полосе России, как правило, с апреля по октябрь или, как минимум, с мая по сентябрь включительно). При этом какими-либо нормативными документами период действия летних кафе жестко не ограничен и не регламентирован, и, следовательно, их работа определяется погодными условиями.

Право нормативного и законодательного регулирования процессов создания и ликвидации летних кафе, контроля за их деятельностью, а также по установлению документооборота, обеспечивающего жизненный цикл летних кафе, предоставлено органам регионального и местного (муниципального) управления (государственной власти).

Так, Правительством г. Москвы и органами местного самоуправления большинства районных центров Московской области, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления курортных областей и населенных пунктов ежегодно издаются постановления и иные нормативные акты, регулирующие деятельность летних кафе.

Общие требования по организации и функционированию летних кафе аналогичны требованиям к предприятиям общественного питания и установлены следующими нормативными актами:

Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036 (далее - Правила оказания услуг общепита);

Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (далее - Правила продажи отдельных видов товаров). Последние (на данный момент) изменения в данные Правила были внесены Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. N 49. Следует оговориться, что данным Постановлением уточнены правила продажи товаров медицинского назначения и лекарственных средств, которые через систему летних кафе не реализуются. То обстоятельство, что изменения в Правила вносились в текущем году, означает, что они продолжают действовать в полном объеме (с учетом внесенных изменений и дополнений).

В соответствии с п. 3 Правил оказания услуг общепита услуги общественного питания (далее именуются услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый), определяются исполнителем в соответствии с Государственным стандартом ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 5 апреля 1995 г. N 198.

Критерии, по которым предприятия общественного питания причисляются к тому или иному типу - ресторан, бар, кафе, закусочная, столовая, определяются исполнителем услуг общественного питания в соответствии с упомянутым ГОСТ Р 50762-95.

ГОСТ Р 50762-95 содержит минимальный набор регламентов по определению типа и класса предприятия, включающий требования:

- по технической оснащенности (архитектурно-планировочное решение, состав помещений, их оснащение и оформление);

- методам обслуживания, форменной одежде, музыкальному обслуживанию;

- качеству обслуживания (комфортность, эстетика и т.д.);

- ассортименту реализуемой продукции, ее разнообразию и сложности изготовления;

- мебели, столовой посуде, приборам, столовому белью, номенклатуре предоставляемых услуг;

- квалификации персонала.

В соответствии с данным ГОСТом:

кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки.

В отличие от ресторанов кафе (как столовые и закусочные) на классы не подразделяют, но различают по ассортименту реализуемой продукции: кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная.

В соответствии с этими принципами могут классифицироваться и летние кафе. Однако следует подчеркнуть, что подобная классификация не является обязательной, также как и классификация по контингенту потребителей - кафе молодежное, детское и др.

Тем же ГОСТом установлены требования к архитектурно-планировочным решениям кафе, а также к мебели, столовой посуде, приборам, белью, которые в кафе должны быть использованы. Большая часть этих требований в летних кафе выполнена быть не может, и поэтому их рассмотрение представляется нецелесообразным.

Однако прочие требования, по нашему мнению, должны быть выполнены, так как обусловлены необходимостью оказания услуг соответствующего качества и санитарно-гигиеническими требованиями:

к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции:

для кафе обязательно оформление меню и прейскуранта с эмблемой (фирменным знаком) предприятия, отпечатанных машинописным способом;

ассортимент кафе должен представлять собой разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, заказных и с учетом специализации. Причем для кафе и закусочных, специализирующихся на приготовлении блюд из определенного вида сырья, обязательна реализация нескольких наименований этих блюд;

к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию:

обслуживание посетителей в кафе должно осуществляться официантами, барменами, метрдотелями (в отдельных кафе допускается самообслуживание);

обслуживающий персонал кафе должен быть обеспечен санитарной одеждой;

музыкальное обслуживание посетителей в кафе не обязательно.

Основным отличием летних кафе является то, что они фактически являются объектами мелкорозничной торговли и квалифицируются как нестационарная торговая сеть.

Законодательное определение нестационарной торговой сети приведено в ст. 346.27 НК РФ: нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети (для сравнения: стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски).

Основные требования к работе объектов мелкорозничной сети установлены Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (последние изменения вносились Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ), Государственными стандартами Российской Федерации ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", ГОСТ Р 51304-99 "Услуги розничной торговли. Общие требования", Правилами продажи отдельных видов товаров, Правилами оказания услуг общепита, Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1025, Основными требованиями к работе мелкорозничной торговой сети, утвержденными Письмом Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9.

С другой стороны, реализация услуг летними кафе является разновидностью обслуживания посетителей на открытых площадках - специально оборудованных местах, расположенных на земельных участках, предназначенных для организации торговли или общественного питания. Для целей налогообложения (единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности) существенное значение имеет площадь открытой площадки, на которой осуществляется реализация услуг общественного питания.

Основными требованиями, которые необходимо учитывать при организации летних кафе и осуществлении реализации услуг общественного питания, являются следующие.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "О защите прав потребителей" информация о товарах или услугах (общественного питания) в обязательном порядке должна содержать:

сведения об основных потребительских свойствах товаров (услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).

Подчеркнем, что перечисленные требования с 2005 г. действуют в новой редакции - существенно уточненной и скорректированной (в сторону ужесточения) по сравнению с ранее действовавшей.

Правилами оказания услуг общепита, в частности, установлено следующее:

режим работы исполнителя - государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Из этого следует, что предприятия общественного питания (включая летние кафе), не являющиеся унитарными или муниципальными предприятиями, могут самостоятельно устанавливать режим работы исходя из конъюнктуры спроса, а также объема располагаемых ресурсов (прежде всего, трудовых);

в случае временного приостановления оказания услуг (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) исполнитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о дате и сроках приостановления своей деятельности;

предприятие общественного питания вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие);

предприятие общественного питания (летнее кафе или головная организация, если кафе является ее структурным подразделением, не выделенным на отдельный баланс) самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания;

исполнитель (предприятие общественного питания) обязан довести до сведения потребителей фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес), тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске. Необходимость оформления вывески с перечисленной информацией на практике означает, что расходы по изготовлению вывески являются экономически оправданными и должны включаться в издержки обращения (для целей бухгалтерского учета) и приниматься в качестве расходов (для целей налогообложения налогом на прибыль);

исполнитель обязан также в наглядной и доступной форме довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Информация должна содержать:

перечень услуг и условия их оказания;

цены и условия оплаты услуг;

фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости бутылки предлагаемого алкогольного напитка и об объеме его порций;

сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) при организации детского и диетического питания;

обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция общественного питания и оказываемая услуга;

сведения о сертификации услуг.

Информация о продукции и об услугах доводится до сведения потребителей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг.

Таким образом, предприятие общественного питания обязано осуществить расходы по обеспечению требований по доведению необходимой информации до потребителя. Обратим внимание на такую деталь: в соответствии с п. 15 Правил соответствующая информация доводится до сведения потребителей в месте предоставления услуг на русском языке, а дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации. То есть, в принципе, к бухгалтерскому и налоговому учету могут быть приняты расходы по оплате услуг переводчика и иных специалистов, привлеченных для дополнительной обработки информации;

п. 20 Правил допускается оказание услуг на условиях предварительной оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за оказываемые услуги в зависимости от метода обслуживания, типа, специализации исполнителя и других условий. Для летних кафе безналичный порядок расчета, как правило, означает расчеты кредитными и иными картами. Кроме того, может использоваться предварительная оплата услуг - например, при оплате массовых мероприятий. Эти особенности следует учитывать при организации бухгалтерского учета в летних кафе (в частности, при разработке рабочего плана счетов и графика документооборота);

исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды). То есть в общем случае реализация услуг через летние кафе предполагает обязательное использование средств ККТ - за исключением случаев, когда продажа товаров или услуг без применения ККТ прямо установлена постановлением Правительства РФ;

потребителю должна быть предоставлена возможность проверки объема (массы) предлагаемой ему продукции общественного питания. Из этого следует, что кафе должно за свой счет приобрести, как минимум, контрольные весы и осуществлять мероприятия по их регулярной проверке. Расходы, связанные с реализацией данного права потребителей, также относятся в состав издержек обращения;

необходимость и правомерность осуществления дополнительных затрат (включаемых в издержки обращения и учитываемых в качестве расходов при расчете налога на прибыль) вытекают из требований п. п. 22 и 23 Правил, в соответствии с которыми предприятие общественного питания обязано проводить контроль качества и безопасности оказываемых услуг, включая продукцию общественного питания, в соответствии с требованиями нормативных документов, а также проводить специальную подготовку, аттестацию и медицинские осмотры работников в соответствии с обязательными требованиями нормативных документов.

В соответствии с п. 24 Правил оказания услуг общепита кафе имеют право наряду с оказанием услуг общественного питания предложить потребителю другие возмездные услуги. По нашему мнению, их реализация учитывается так же, как и услуги общественного питания - то есть на счете 90 "Продажи" (а не на счете 91 "Прочие доходы и расходы" - как деятельность, не относящаяся к основной). Разумеется, должен быть организован раздельный учет (бухгалтерский и налоговый) различных видов услуг.

Пунктом 27 Правил установлено, что потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Данное требование обусловливает необходимость четкого определения, что включается в состав фактически понесенных расходов - во избежание существенных разногласий как с потребителем, так и с контролирующими органами. Это связано с тем, что, например, при отказе от получения уже приготовленного блюда в качестве фактически понесенных расходов должны учитываться не только стоимость работ и услуг персонала кафе, но и полная стоимость использованных продуктов питания, так как реализация готовых блюд (изготовленных по заказу) вряд ли возможна.

Правилами продажи отдельных видов товаров установлены основные требования по организации розничной торговли. Для летних кафе существенное значение имеют нормы разд. I "Общие положения" и разд. II Правил, которыми установлены особенности продажи продовольственных товаров.

При организации реализации услуг общественного питания через летние кафе целесообразно использовать рекомендации Письма Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" (далее - Письмо). При этом следует иметь в виду, что Письмо вышло до вступления в силу ГК РФ, а в Закон о правах потребителей (основные положения которого были использованы и детализированы в Письме) неоднократно вносились весьма существенные изменения. В части, не противоречащей законодательным актам, Письмо продолжает действовать. Отметим такую деталь: ежегодные постановления (распоряжения) Правительства г. Москвы по организации мелкорозничной торговли (включая летние кафе) содержат ссылку и на это Письмо. Упомянутым Письмом Роскомторга определены основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли (в дальнейшем - предприятия) независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы:

установлены основные правила по обеспечению возможности потребителей ознакомиться с информацией о работе предприятия, рекомендации по определению режима работы, обязанности администрации предприятия при его временном закрытии (на обеденный перерыв, на ремонт и т.п.),

определены правила приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, которые должны соблюдаться всеми организациями розничной торговли;

установлены собственно правила продажи товаров - в части обеспечения покупателей необходимой информацией, порядка отпуска товаров, в том числе детям, порядка продажи продовольственных товаров, товаров наборами и т.д., а также порядок и срок оставления товаров на контроле;

определены основные правила расчетов с покупателями - использование ККТ, запрещение предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги, особенности расчетов за продовольственные товары и в залах самообслуживания;

установлены основные права и обязанности покупателя, сформулированы санитарные требования к содержанию предприятия и его работникам;

в отдельный раздел выделены вопросы контроля за работой предприятия. По нашему мнению, рекомендации именно этого раздела уже неприменимы, так как в условиях неоднократного пересмотра прав и функций органов государственного управления подходы к порядку осуществления контроля существенно изменились.

Дополнительные требования (а также требования, детализирующие общие правила) могут устанавливаться соответствующими нормативными актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В частности, на данном уровне могут быть урегулированы следующие вопросы:

кому предоставлено право определять места для размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на городских и сельских территориях;

кто и в каком порядке должен оформлять документы, подтверждающие размещение летних кафе на территории города или городского (сельского) района;

установлены критерии оценки санитарно-эпидемиологического благополучия каждого типа объекта мелкорозничной сети, включая ассортимент реализуемой продукции, которые будут использоваться при принятии решения о выдаче разрешений и осуществлении контроля за деятельностью летних кафе;

определен перечень документов, которые должны находиться на каждом объекте в течение всего времени работы и предъявляться по требованию органов государственного контроля (надзора);

определен перечень органов, которые могут осуществлять контроль за работой летних кафе;

порядок выдачи разрешений на открытие и размещение летних кафе, а также основания для отказа в выдаче разрешений и порядок обжалования подобного отказа;

другие вопросы, отражающие местную специфику или недостаточно детализированные в законодательных и нормативных актах, принимаемых на федеральном уровне.

Особенности организации летних кафе и оказания ими услуг общественного питания на территории г. Москвы были подробно рассмотрены в журнале "Консультант бухгалтера" N 4 за 2004 г.

Особенности организации и ведения бухгалтерского учета

в летних кафе

Летние кафе относятся к организациям общественного питания, которые наряду с реализацией соответствующих услуг осуществляют розничную продажу товаров (не требующих дополнительной обработки, приготовления).

Таким образом, общие требования по организации и ведению бухгалтерского учета являются стандартными:

фактическая себестоимость услуг общественного питания в части изготовления готовых блюд формируется на счете 20 "Основное производство", расходы, не связанные непосредственно с изготовлением готовых блюд, относятся в дебет счета 44 "Расходы на продажу". Кредитовое сальдо по перечисленным счетам списывается в дебет счета 90 "Продажи", а в кредит этого счета относится рыночная цена продаж;

фактическая себестоимость приобретения товаров (как разновидности материально-производственных запасов) может формироваться на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" либо непосредственно на счете 41 "Товары".

При выдаче товаров со склада делается внутренняя проводка между субсчетами счета 41: дебет счета 41, субсчет "Товары в розничной торговле" кредит счета 41, субсчет "Товары на складах". Стоимость реализованных товаров списывается в дебет счета 90, а в кредит счета этого же счета относится рыночная стоимость проданных товаров;

в том случае, когда летнее кафе не является самостоятельным хозяйствующим субъектом, используются требования нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета в условиях осуществления мелкорозничной торговли. Эти требования, как правило, не касаются вопросов организации и ведения системного бухгалтерского учета (на уровне бухгалтерских проводок по синтетическим счетам бухгалтерского учета), а регулируют документооборот на уровне аналитического учета;

если же летнее кафе является структурным подразделением торговли (или общественного питания), выделенным на обособленный баланс, возникает необходимость открытия и ведения счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" как в кафе, так и в головной организации.

Особенности бухгалтерского учета операций по созданию и осуществлению деятельности летних кафе связаны с отражением затрат по приобретению (первоначальному и последующему) необходимого оборудования, мебели и иных предметов, необходимых для оказания услуг, а также по приобретению или аренде земельных участков, занятых летними кафе.

Что касается затрат по оборудованию летних кафе, а также монтажу и демонтажу тентов и иных легких конструкций, то, по нашему мнению, в данном случае следует руководствоваться общими принципами бухгалтерского учета, закрепленными в учетной политике организации. При этом следует исходить из того, что, как правило, летние кафе не являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, а представляют собой обособленные подразделения (выделенные или не выделенные на отдельный баланс) организаций торговли и (или) общественного питания. В этом случае при организации и ведении бухгалтерского учета подразделение руководствуется нормами учетной политики головной организации. Следовательно, указанные виды расходов могут приниматься к учету либо единовременно - в том отчетном периоде, когда они произведены, либо относиться в состав расходов будущих периодов с последующим распределением в течение срока эксплуатации летнего кафе. То, что все перечисленные виды расходов являются текущими, вытекает из периода, на который они осуществлены, - летнее кафе может использоваться и в течение нескольких лет, но при его создании предположить это с достаточной степенью уверенности вряд ли возможно. То есть летнее кафе создается на сезон (менее одного года), и никакие расходы по его созданию и содержанию не могут быть отнесены к инвестиционным и должны быть погашены до окончания периода фактической эксплуатации кафе.

При этом в первом случае расходы будут учитываться в составе издержек обращения:

дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счетов учета производственных затрат и расчетов (10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и т.п.) - на сумму фактически произведенных затрат.

Во втором - расходы предварительно относятся на счет 97 "Расходы будущих периодов":

дебет счета 97 кредит счетов учета производственных затрат и расчетов - на сумму фактически произведенных затрат;

далее в течение всего срока деятельности летнего кафе эти расходы списываются в состав издержек обращения равными долями в течение всего сезона. Например, для сезона "апрель - октябрь" расходы списываются в размере, равном 1/7, - если расходы будущих периодов сформированы в марте, 1/6 - если расходы произведены в апреле и т.д. Если расходы производятся постепенно, то их списание также целесообразно производить исходя из периода до конца срока эксплуатации летнего кафе.

Расходы по демонтажу конструкций вне зависимости от выбранного метода списания расходов отражаются в учете в последнем месяце. При этом стоимость материалов от разборки, а также мебели, посуды и оборудования, которые могут быть использованы в следующем сезоне или перепроданы, следует оприходовать с отнесением их оценочной стоимости в состав прочих доходов:

дебет счета 10 "Материалы" (по соответствующим субсчетам) кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы".

Например, расходы по монтажу конструкций летнего кафе произведены в апреле 2005 г., составили 20 тыс. руб. (без учета НДС). Монтаж проводился сторонней организацией. Расходы по приобретению оборудования, мебели и посуды составили 10 тыс. руб. в мае и 30 тыс. руб. в июне. Все имущество было приобретено ранее и учитывалось на счете 10 "Материалы" (по соответствующим субсчетам). Период работы кафе установлен (и согласован с органами местного самоуправления) до сентября включительно. В соответствии с учетной политикой организации, которая будет проводить торговлю через летнее кафе, произведенные расходы учитываются в составе расходов будущих периодов. По окончании деятельности кафе конструкции демонтированы. Стоимость демонтированных конструкций составила 10 тыс. руб. Кроме того, принято решение об оприходовании (с целью использования в следующих сезонах) мебели и многоразовой посуды на сумму 5 тыс. руб.

В бухгалтерском учете будут оформлены проводки:

в апреле:

дебет счета 97 кредит счета 60 - 20 тыс. руб. - на сумму стоимости услуг сторонней организации по монтажу конструкций (с учетом стоимости конструкций);

дебет счета 19 кредит счета 60 - 3,6 тыс. руб. - на сумму НДС по стоимости услуг;

в мае:

дебет счета 97 кредит счета 10 - 10 тыс. руб. - на сумму стоимости мебели, посуды и оборудования, переданных в эксплуатацию;

дебет счета 44 кредит счета 97 - 4 тыс. руб. (20 тыс. руб. : 5 мес.) - на сумму стоимости работ по монтажу оборудования в части, относящейся к данному месяцу;

в июне:

дебет счета 97 кредит счета 10 - 30 тыс. руб. - на сумму стоимости мебели, посуды и оборудования, переданных в эксплуатацию;

дебет счета 44 кредит счета 97 - 6,5 тыс. руб. (20 тыс. руб. : 5 мес. + 10 тыс. руб. : 4 мес.) - на сумму расходов будущих периодов в части, относящейся к данному месяцу;

в июле - сентябре:

дебет счета 44 кредит счета 97 - 16,5 тыс. руб. (20 тыс. руб. : 5 мес. + 10 тыс. руб. : 4 мес. + 30 : 3 мес.) - на сумму расходов будущих периодов в части, относящейся к данному месяцу;

в октябре (по окончании деятельности кафе и завершении всех операций, связанных с этой деятельностью):

дебет счета 10 кредит счета 91 - 10 тыс. руб. - на сумму стоимости демонтированных конструкций;

дебет счета 10 кредит счета 91 - 5 тыс. руб. - на сумму стоимости отраженной по учету многоразовой посуды. В начале следующего сезона (если кафе будет вновь функционировать) стоимость конструкций и посуды будет списана на увеличение издержек обращения.

Земельные участки под летние кафе, как правило, в собственность или аренду не оформляются. Это также может быть обусловлено тем, что земля по общему правилу относится к объектам основных средств и должна использоваться в течение периода, как минимум, превышающего 12 месяцев. Исключением является случай, когда летние кафе располагаются на земельных участках, непосредственно прилегающих к помещениям и земельным участкам основных организаций (предприятий общественного питания). При этом оформление участка производится в момент создания организации или приобретения участка. Начисление амортизации на земельные участки в соответствии с действующими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, на издержки обращения могут быть списаны только те дополнительные расходы по содержанию участка, которые обусловлены требованиями законов или иных актов, имеющих нормативную силу.

Еще одной особенностью осуществления деятельности кафе являются значительно большее количество отходов производства и необходимость списания сравнительно больших объемов нереализованной продукции. Это обусловлено особенностями реализации продовольственных товаров вообще и проблемами с обеспечением соответствующих условий длительного (более суток) хранения товаров и готовых блюд в условиях мелкорозничной торговли.

Для минимизации убытков по данному элементу весьма эффективным может оказаться заключение договоров с организациями сельского хозяйства (животноводческая отрасль) или с органами МВД (кормление служебных собак), а также реализация отходов населению для кормления домашних животных (скота). В этом случае должны быть разработаны правила оценки (по пониженной стоимости) списываемых товаров. Их стоимость целесообразно списывать на счет учета прочих расходов (субсчет "Прочие расходы", открываемый к счету 91 "Прочие доходы и расходы"), а в кредит этого же счета зачислять суммы начисленной (поступившей) оплаты.

Порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль, НДС и другим налогам в летних кафе полностью аналогичен порядку, применяемому в организациях торговли и общественного питания.

Особенности обложения летних кафе единым налогом

на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается гл. 26.3 НК РФ, вводится в действие законами субъектов РФ и применяется наряду с общей системой налогообложения.

Летние кафе могут быть переведены на уплату ЕНВД как предприятия общественного питания, оказывающие услуги при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров. При этом под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Открытая площадка - специально оборудованное место, расположенное на земельном участке, предназначенном для организации торговли или общественного питания.

Установленные ограничения по площади зала обслуживания посетителей должны соблюдаться налогоплательщиками по каждому объекту организации общественного питания, используемому ими в предпринимательской деятельности. Налогоплательщики, превысившие данные ограничения хотя бы по одному объекту организации торговли или общественного питания, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Следует иметь в виду, что с 1 апреля 2005 г. определение торгового зала (зала обслуживания) действует в новой редакции (уточненной Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 208-ФЗ). Теперь при определении общей площади зала не должна учитываться площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая исходя из установленных п. 3 ст. 346.29 НК РФ значений базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности и физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, а также значений корректирующих коэффициентов базовой доходности К1, К2 и К3.

При исчислении налоговой базы используется следующая формула расчета:

ВД = (БД x (N1 + N2 + N3) x К1 x К2 x К3),

где ВД - величина вмененного дохода;

БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности;

N1, N2, N3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности, в каждом месяце налогового периода. Показатели N1, N2, N3 применяются, когда организация осуществляет несколько видов деятельности, подпадающих под обложение ЕНВД;

К1, К2, К3 - корректирующие коэффициенты базовой доходности;

К1 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также местах расположения внутри населенного пункта, определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статьей 7.1 Федерального закона от 24 июня 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ) установлено, что корректирующий коэффициент базовой доходности К1 в 2003 - 2005 гг. при определении величины базовой доходности не применяется;

К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности. Коэффициент К2 определяется законами субъектов РФ на календарный год и может быть установлен в пределах от 0,005 до 1,0;

К3 - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.

Приказом Минэкономразвития России от 9 ноября 2004 г. N 298 "Об установлении коэффициента-дефлятора К3 на 2005 год" коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, используемый налогоплательщиками при исчислении единого налога на вмененный доход, установлен на 2005 г. равным 1,104.

В случае изменения в течение налогового периода величины физического показателя налогоплательщик при исчислении налоговой базы учитывает такое изменение с начала того месяца, в котором это изменение имело место.

Вновь зарегистрированные налогоплательщики исчисляют налоговую базу за налоговый период исходя из полных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации.

Базовая доходность (в месяц) для организаций общественного питания с 2005 г. установлена на уровне 1000 руб. за 1 кв. м зала обслуживания (для летних кафе - открытой площадки).

На территории г. Москвы специальный налоговый режим, установленный гл. 26.3 НК РФ, не действует (соответствующий закон не принят). Из этого следует, что ни одно летнее кафе в этом городе на уплату ЕНВД переведено быть не может.

В.Р.Захарьин

Подписано в печать

05.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оптовая торговля - варианты реализации товаров ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5) >
Статья: НДС. Исчисление и уплата по посредническим договорам ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.