Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы задолженности по налоговым платежам в 2004 г. ("Финансы", 2005, N 4)



"Финансы", 2005, N 4

ПРОБЛЕМЫ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ В 2004 Г.

В настоящее время остается актуальной проблема взыскания задолженности по налоговым платежам, особенно это касается налогоплательщиков - хозяйствующих субъектов, обеспечивающих большую часть налоговых доходов бюджета. Используя данные Управления ФНС по Московской области, проанализируем динамику объема и структуры задолженности по налоговым платежам в 2004 г.

Задолженность по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям за данный период уменьшилась на 8,7% по сравнению с 2003 г., причем около 70% всей задолженности составляют федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций), около 20% - региональные и примерно 10% - местные налоги.

Задолженность по пеням и налоговым санкциям в 2004 г. снизилась по сравнению с 2003 г. на 7,7%. При этом в общем объеме задолженность по федеральным налогам составила более 75%, что объясняется их значительным удельным весом в налоговых платежах, осуществляемых налогоплательщиками - хозяйствующими субъектами.

Рассмотрим динамику и структуру задолженности по налоговым платежам в 2004 г. в разрезе отдельных налогов:

- по налогу на прибыль организаций задолженность по платежам в бюджет составляет в общей сумме задолженности около 17%. Следует отметить, что, несмотря на снижение общей суммы задолженности в 2004 г., в федеральный бюджет задолженность увеличилась на 50%;

- по налогу на добавленную стоимость задолженность составляет в общей сумме задолженности около 43%. По сравнению с началом года задолженность по НДС уменьшилась на 15%;

- задолженность по ресурсным платежам составляет около 5% в общей сумме задолженности, при этом произошло ее снижение на 30%, что объясняется, в первую очередь, усилением налогового контроля за уплатой в бюджет налога на добычу полезных ископаемых.

Следует остановиться на причинах изменения структуры и объема задолженности по налоговым платежам в бюджет. Основными факторами, повлиявшими на снижение объема задолженности, являются: рост экономики, развитие предпринимательской активности, уменьшение чистого оттока частного капитала из страны, налоговая реформа, совершенствование системы налогового контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов, а также улучшение взаимодействия с таможенными органами и внебюджетными социальными фондами. При этом рост налоговых поступлений сопровождался не повышением налогового бремени на каждого налогоплательщика, а расширением налоговой базы (увеличением выручки или налогооблагаемой прибыли) по всем хозяйствующим субъектам.

Увеличение задолженности в федеральный бюджет по налогу на прибыль организаций было вызвано рядом обстоятельств:

- неблагоприятная для государства и доходов бюджета судебная практика, которая удовлетворяет большинство исков организаций к налоговым органам по спорным вопросам налогообложения прибыли. Это связано с несовершенством правовой базы, что позволяет судебным органам по формальным признакам признать правоту налогоплательщика;

- рост задолженности также был связан с увеличением суммы приостановленных к взысканию платежей;

- снижение ставки налога на прибыль, по которой рассчитывается сумма налога в федеральный бюджет;

- особенности переноса убытков на будущее. В настоящее время нередки случаи злоупотребления этой льготой при слиянии организаций в целях снижения налоговых обязательств;

- изменилась также структура поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет. При увеличении сумм налога с доходов, полученных в виде дивидендов, процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, произошло снижение сумм налога на прибыль российских организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, которые обеспечивают значительную часть налоговых поступлений;

- использование линейного и нелинейного методов начисления амортизации позволило организациям оптимизировать величину расходов, учитываемых при налогообложении полученной прибыли, что существенно влияет на итоговую сумму налога на прибыль.

По налогу на добавленную стоимость снижение задолженности по платежам в бюджет связано со следующими причинами:

- снижение с 1 января 2004 г. основной ставки с 20% до 18%, что позволило оставить в распоряжении налогоплательщиков дополнительные денежные средства, которые в дальнейшем использовались для развития хозяйственной деятельности, соответственно, это сопровождалось в дальнейшем ростом выручки;

- ужесточение платежной дисциплины и отказ от неденежных способов покрытия дебиторской задолженности (например, взаимный зачет требований) положительно повлияли на своевременное и полное внесение налога в бюджет;

- изменение соотношения сумм налога, уплаченного в бюджет, и налога, возмещенного из бюджета (по экспортным операциям, по объектам с завершенным капитальным строительством, выполненным хозяйственным способом). Например, большое значение имеет уровень цен на приобретаемые товары, используемые при производстве экспортной продукции. Естественно, что если бы НДС, уплаченный поставщикам, не возмещался налогоплательщикам-экспортерам, то доходы бюджета от взимания НДС были бы выше. Но налоговые органы отказывают в возмещении налога только при нарушении установленного порядка возмещения, особенно при отсутствии или ненадлежащем оформлении подтверждающих документов.

Если рассматривать структуру задолженности по отраслям экономики, следует отметить, что около половины всех не поступивших в бюджет платежей приходится на организации жилищно-коммунального хозяйства, которые, как правило, являются убыточными.

Задолженность по налоговым платежам, которая образовалась у строительных организаций, составляет в общей сумме задолженности 14%, а по сравнению с 1 января 2003 г. задолженность уменьшилась на 11%.

По отрасли экономики "промышленность" задолженность значительно уменьшилась, что во многом связано с оживлением промышленного производства и расширением торговых связей.

Задолженность по налоговым платежам хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, снизилась примерно на 10%, что связано с изменением налогового законодательства (переход многих налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения и т.д.).

В целях мобилизации налоговых поступлений в бюджеты и снижения размера задолженности, проводится комплекс мероприятий, предусмотренных законодательством.

На расчетные счета налогоплательщиков выставляются инкассовые поручения, а также с расчетных счетов налогоплательщиков в бесспорном порядке взыскиваются денежные средства, из которых около 70% поступило в погашение задолженности по федеральным налогам.

В 2004 г. организациям-недоимщикам были направлены требования о погашении недоимки, которые погашены должниками только на треть. Отсутствие юридического лица по адресу его регистрации является одной из главных причин, которая препятствует вручению должникам требований о погашении задолженности, следовательно, и ее погашению.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 100 производится списание безнадежной к взысканию задолженности. Для решения вопроса о погашении задолженности перед бюджетом руководители организаций-должников вызываются в налоговые органы по месту регистрации. Руководители также приглашаются на заседания комиссии по ликвидации недоимки при администрации, которые проводятся совместно с представителями органов внутренних дел.

Положительным моментом является увеличение (в два раза) в 2004 г. объема доначислений, а также объема поступлений в бюджетную систему. В то же время одновременно с ростом выездных налоговых проверок увеличилось число результативных проверок на 15%. Постоянно ведется работа по взысканию недоимки и розыску неотчитывающихся организаций.

Большую роль в снижении задолженности по налоговым платежам в бюджет играет совершенствование контрольной работы налоговых органов.

Эффективность функционирования системы налогового администрирования существенно сдерживается большим объемом трудоемких, ручных и рутинных операций, выполняемых работниками налоговых органов всех уровней. В значительной мере это вызвано тем, что основной поток информации поступает в налоговые органы на бумажных носителях. Для эффективного применения автоматизированных процедур контроля и анализа, для ускорения принятия решений требуется предварительное преобразование входящей информации в электронную форму. Но доля ручного труда высока при формировании и рассылке налогоплательщикам требований и уведомлений на уплату налогов, планировании и подготовке налоговых проверок, учете платежей и составлении налоговой отчетности. Поэтому особого внимания требуют процедуры автоматизации работы налоговых органов с целью ускорения обработки полученной информации и оперативного реагирования на выявленные нарушения.

Важной частью работы налоговых органов по обеспечению собираемости налоговых платежей в бюджет является обмен информацией с налоговыми и таможенными органами государств ближнего зарубежья, особенно для уменьшения возможностей ухода от уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении экспортно-импортных операций.

Следует отметить и необходимость повышения квалификации работников налоговых органов, осуществляющих работу с налогоплательщиками, ведь подчас неточное или несвоевременное составление документов может привести к судебному разбирательству с налогоплательщиком и вынесению решения не в пользу налогового органа.

Существенной частью работы по взысканию задолженности по налоговым платежам является совершенствование средств и методов работы с крупнейшими налогоплательщиками, включая организации в сфере естественных монополий, которые обеспечивают основную часть налоговых поступлений в бюджет. Критерии отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденные Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-20/290@, позволяют более четко организовать работу налоговых органов с организациями, в первую очередь, с плательщиками акцизов (по табачной продукции, по алкогольной продукции). Необходима разработка эффективных методов оценки отраслевых особенностей, а также выявления сокрытия налоговой базы в зависимости от организационных и отраслевых особенностей крупнейших налогоплательщиков.

Повышение эффективности работы налоговых органов по взысканию недоимки может осуществляться в части развития процессов персонифицированного уведомления плательщиков об образовавшейся задолженности, индивидуальной работы с вкладчиками проблемных банков, совершенствования механизма реструктуризации задолженности и проведения банкротства.

Е.В.Смирнова

К. э. н.

Подписано в печать

04.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
"ЕСН И ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ С УЧЕТОМ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ" (Волкова Ю.В.) ("Главбух", 2005) >
Вопрос: Каков порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных в виде дивидендов? ("Финансы", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.