|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Организация получила от другого юридического лица по безналичному расчету излишние денежные средства. Вправе ли она вернуть их плательщику путем выдачи наличных средств из кассы? ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 13)
"ЭЖ-Юрист", 2005, N 13
Вопрос: Организация получила от другого юридического лица по безналичному расчету излишние денежные средства. Вправе ли она вернуть их плательщику путем выдачи наличных средств из кассы?
Ответ: Отвечая на поставленный вопрос, необходимо учесть, что расчеты между юридическими лицами регулируются как гражданско-правовым, так и специальным публичным законодательством. Прежде всего, норма п. 2 ст. 861 ГК РФ допускает возможность расчетов как в безналичном порядке, так и наличными деньгами, если иное не установлено законом. Необходимо отметить, что ранее в п. 10 Указа Президента РФ от 18.08.1996 N 1212 содержалась норма, запрещающая "прямую выплату (без зачисления на банковский счет) наличных денежных средств физическим лицам и предприятиям по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты (иной аналогичной предварительной выплаты) по контракту, выполнение которого было прекращено". В настоящее время данная норма утратила силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 30.10.1998 N 1313. Отдельные арбитражные суды округов и до отмены этой нормы отмечали противоречие ее п. 2 ст. 861 ГК РФ. В частности, Постановлением ФАС ВВО от 14.04.1998 N А19-9476/97-30-Ф02-311/98-С1 оставлено в силе решение суда первой инстанции, который исходил из того, что п. 10 Указа Президента РФ N 1212 противоречит ст. 861 ГК РФ и, следовательно, надлежит руководствоваться Гражданским кодексом, а не Указом Президента. Либеральную позицию в вопросе о применении п. 10 Указа "за прошлые периоды" занял и ВАС РФ, указав на невозможность применения ответственности за правонарушение после того, как ответственность за него отменена или смягчена (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.02.2000 N 3562/99). В настоящее же время арбитражно-судебная практика считает правомерным определение юридическими и физическими лицами любой допустимой формы расчетов (см., например, Постановление ФАС ДВО от 20.02.2001 N Ф03-А59/01-1/166). Аналогичное мнение поддерживается и в юридической литературе (Белов В.А. Денежные обязательства. М., 2001. С. 142). В то же время ограничения на расчеты наличными деньгами установлены в нормативных актах ЦБ РФ, принятых в соответствии со ст. 34 ранее действовавшего Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке РФ (Банке России) " (в настоящее время аналогичная норма содержится в ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)"). Прежде всего в п. 6 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18, установлена обязанность организаций сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе, а также право организаций, имеющих постоянную денежную выручку, "по согласованию с обслуживающими их банками расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения".
Применение данной нормы было также разъяснено Письмом ЦБ РФ от 17.02.1994 N 14-4/35, в котором дается толкование понятия "организации, имеющей постоянную денежную выручку". Кроме того, условия и порядок расходования наличных денежных средств из кассы были конкретизированы в п. п. 2.7 и 2.8 Положения от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ". Представляется, что формулировку о целях получения наличных денежных средств следует понимать расширительно - не как цели, прямо предусмотренные нормативно-правовыми актами, а как любые правомерные цели. Такая позиция поддерживается и в правовой литературе (см.: Наличные расчеты // Экономико-правовой бюллетень. N 6. 2004; Учет. Налоги. Право. N 41. 2003). Решение о расходовании денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020. Правомерность данной нормы была подтверждена Решением ВС РФ от 29.07.1999 N ГКПИ 99-552. Необходимо также отметить и установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, который в настоящее время составляет 60 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У). Таким образом, исполнение описанного в вопросе обязательства по возврату суммы неосновательного обогащения путем выплаты наличных денежных средств правомерно при соблюдении следующих условий. Во-первых, в случае если при таком возврате возникает расходование денежной выручки из кассы, он должен соответствовать решению банка о расходовании денежной выручки из кассы. Во-вторых, при этом не должен быть превышен установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами.
И.Алещев Эксперт "ЭЖ-Юрист" Подписано в печать 01.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |