Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Организация получила от другого юридического лица по безналичному расчету излишние денежные средства. Вправе ли она вернуть их плательщику путем выдачи наличных средств из кассы? ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 13)



"ЭЖ-Юрист", 2005, N 13

Вопрос: Организация получила от другого юридического лица по безналичному расчету излишние денежные средства. Вправе ли она вернуть их плательщику путем выдачи наличных средств из кассы?

Ответ: Отвечая на поставленный вопрос, необходимо учесть, что расчеты между юридическими лицами регулируются как гражданско-правовым, так и специальным публичным законодательством.

Прежде всего, норма п. 2 ст. 861 ГК РФ допускает возможность расчетов как в безналичном порядке, так и наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Необходимо отметить, что ранее в п. 10 Указа Президента РФ от 18.08.1996 N 1212 содержалась норма, запрещающая "прямую выплату (без зачисления на банковский счет) наличных денежных средств физическим лицам и предприятиям по операциям с векселями либо в целях возврата платежей, поступивших в виде предоплаты (иной аналогичной предварительной выплаты) по контракту, выполнение которого было прекращено". В настоящее время данная норма утратила силу в связи с принятием Указа Президента РФ от 30.10.1998 N 1313.

Отдельные арбитражные суды округов и до отмены этой нормы отмечали противоречие ее п. 2 ст. 861 ГК РФ. В частности, Постановлением ФАС ВВО от 14.04.1998 N А19-9476/97-30-Ф02-311/98-С1 оставлено в силе решение суда первой инстанции, который исходил из того, что п. 10 Указа Президента РФ N 1212 противоречит ст. 861 ГК РФ и, следовательно, надлежит руководствоваться Гражданским кодексом, а не Указом Президента.

Либеральную позицию в вопросе о применении п. 10 Указа "за прошлые периоды" занял и ВАС РФ, указав на невозможность применения ответственности за правонарушение после того, как ответственность за него отменена или смягчена (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.02.2000 N 3562/99).

В настоящее же время арбитражно-судебная практика считает правомерным определение юридическими и физическими лицами любой допустимой формы расчетов (см., например, Постановление ФАС ДВО от 20.02.2001 N Ф03-А59/01-1/166). Аналогичное мнение поддерживается и в юридической литературе (Белов В.А. Денежные обязательства. М., 2001. С. 142).

В то же время ограничения на расчеты наличными деньгами установлены в нормативных актах ЦБ РФ, принятых в соответствии со ст. 34 ранее действовавшего Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке РФ (Банке России) " (в настоящее время аналогичная норма содержится в ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)").

Прежде всего в п. 6 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18, установлена обязанность организаций сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе, а также право организаций, имеющих постоянную денежную выручку, "по согласованию с обслуживающими их банками расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения".

Применение данной нормы было также разъяснено Письмом ЦБ РФ от 17.02.1994 N 14-4/35, в котором дается толкование понятия "организации, имеющей постоянную денежную выручку".

Кроме того, условия и порядок расходования наличных денежных средств из кассы были конкретизированы в п. п. 2.7 и 2.8 Положения от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ".

Представляется, что формулировку о целях получения наличных денежных средств следует понимать расширительно - не как цели, прямо предусмотренные нормативно-правовыми актами, а как любые правомерные цели.

Такая позиция поддерживается и в правовой литературе (см.: Наличные расчеты // Экономико-правовой бюллетень. N 6. 2004; Учет. Налоги. Право. N 41. 2003).

Решение о расходовании денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020.

Правомерность данной нормы была подтверждена Решением ВС РФ от 29.07.1999 N ГКПИ 99-552.

Необходимо также отметить и установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, который в настоящее время составляет 60 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У).

Таким образом, исполнение описанного в вопросе обязательства по возврату суммы неосновательного обогащения путем выплаты наличных денежных средств правомерно при соблюдении следующих условий. Во-первых, в случае если при таком возврате возникает расходование денежной выручки из кассы, он должен соответствовать решению банка о расходовании денежной выручки из кассы. Во-вторых, при этом не должен быть превышен установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами.

И.Алещев

Эксперт "ЭЖ-Юрист"

Подписано в печать

01.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Во многих ситуациях важно знать, где проходит грань между вывеской и наружной рекламой. Каким требованиям должна удовлетворять вывеска, чтобы контролирующие органы не предъявляли претензии о ее якобы рекламном характере? ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 13) >
Вопрос: В связи с переходом полномочий по регистрации юридических лиц налоговым органам предоставляют ли они по запросам третьих лиц паспортные данные учредителей и уставы обществ? ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.