Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Во многих ситуациях важно знать, где проходит грань между вывеской и наружной рекламой. Каким требованиям должна удовлетворять вывеска, чтобы контролирующие органы не предъявляли претензии о ее якобы рекламном характере? ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 13)



"ЭЖ-Юрист", 2005, N 13

Вопрос: Во многих ситуациях важно знать, где проходит грань между вывеской и наружной рекламой. Каким требованиям должна удовлетворять вывеска, чтобы контролирующие органы не предъявляли претензии о ее якобы рекламном характере?

Ответ: К сожалению, нормы действующего законодательства и подзаконных актов не содержат прямого ответа на поставленный вопрос. Ни в определении понятия рекламы, данном в ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", ни в иных нормах этого Закона не сделано специального изъятия из понятия "реклама" для информации, размещаемой на вывеске.

В то же время в п. 8 Положения о фирме (утв. Постановлением ЦИК СНК СССР от 22.06.1927) указано, что право на фирму заключается в том числе в праве исключительного пользования фирменным наименованием на вывесках, а п. 9 Положения обязывает его обладателя размещать в каждом "заведении, открытом для доступа публики" надпись с обозначением полного фирменного наименования. Аналогичное требование содержится в ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В связи с этим для разрешения выявленной неопределенности целесообразно обратиться к сложившейся по данному вопросу арбитражно-судебной практике.

Например, в п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" суд признал, что указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в местонахождении не является рекламой, подчеркнув при этом, что "размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или на территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота".

Такая позиция ВАС РФ допускает возможность признания вывески не имеющей статуса рекламы, однако не раскрывает критериев разграничения вывески и рекламы в зависимости от включенной в нее информации. За этими критериями обратимся к практике арбитражных судов округов.

В частности, в Постановлении ФАС ВВО от 07.08.2002 N А79-330/02-СК2-375 суд, сославшись на изложенную выше позицию ВАС РФ, также указал, что назначение информации, включаемой в вывеску, состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

В другом деле (Постановление ФАС СЗО от 06.08.2004 N А05-1222/04-30) суд, рассмотрев вопрос о признании рекламой вывесок "Продовольственный магазин "Помор" и "Продовольственный магазин "Помор" приглашает вас сделать покупки", подтвердил отсутствие в этих вывесках признаков рекламы.

В то же время в одном из рассмотренных ФАС ПО дел судом, напротив, было указано, что, поскольку в спорной вывеске содержалась информация о предлагаемых товарах с указанием номеров телефонов, то она "безусловно, размещена с целью формирования у неопределенного круга лиц интереса к указанным товарам и услугам и призвана способствовать их реализации, следовательно, подпадает под понятие рекламы" (Постановление ФАС ПО от 13.07.2004 N А65-695/2004-СА2-11). Как видно, суды при решении вопроса о том, относить ли каждую конкретную вывеску к рекламе или нет, руководствуются содержанием включенной в нее информации. Если такая информация сводится лишь к той, которую обладатель вывески обязан доводить до сведения третьих лиц в силу закона, и не содержит более подробной информации о предлагаемых товарах, вывеска не признается рекламой.

Аналогичная позиция отражена и в нормативных актах г. Москвы. Так, из п. 3.2.1 Правил размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве (утв. Постановлением Правительства Москвы от 22.01.2002 N 41-ПП) следует, что вывеска (включающая в себя информацию о "профиле предприятия, его фирменном наименовании и зарегистрированном товарном знаке") к рекламе не относится.

Кроме того, косвенным подтверждением изложенных выше выводов можно признать и Письмо Управления МНС по г. Москве от 29.11.2001 N 06-12/6/54947, в котором указывается, что вывеска с названием организации, расположенная у входа в здание, занимаемое этой организацией, относится к информационной вывеске и затраты на ее изготовление не облагаются налогом на рекламу. Вместе с тем вывески (кроме вывесок, расположенных у входа и внутри зданий и помещений, занимаемых этими предприятиями), установленные в общественных местах, относятся к наружной рекламе.

Как видим, не признается рекламой вывеска, содержащая в себе лишь такую информацию, обязанность по доведению которой до третьих лиц возложена на обладателя этой вывески законом (и, напротив, может быть признана рекламой вывеска, которая дополнительно содержит сведения, направленные на формирование или поддержание интереса к обладателю вывески или к реализуемым им товарам, работам или услугам).

И.Алещев

Эксперт "ЭЖ-Юрист"

Подписано в печать

01.04.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Акционер, владеющий более 10% акций АО, хочет созвать внеочередное общее собрание акционеров. В каком порядке он может уведомить акционеров АО о проведении собрания, если данные из реестра, предоставляемые регистратором акционерам - владельцам более 1% голосующих акций, не включают их адреса? ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 13) >
Вопрос: Организация получила от другого юридического лица по безналичному расчету излишние денежные средства. Вправе ли она вернуть их плательщику путем выдачи наличных средств из кассы? ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.