![]() |
| ![]() |
|
Интервью: Налог на прибыль организаций ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 13)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 13
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ
Галина Валентиновна Лазарева - заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) УФНС России по г. Москве.
- Добрый день. У меня вопрос по расходам на вневедомственную охрану <*>. Можно ли их учесть? ————————————————————————————————<*> Подробнее читайте статью в этом номере "УНП" на с. 6 "О расходах на вневедомственную охрану".
- К сожалению, я не могу дать вам однозначного ответа на этот вопрос. На сегодня он остается открытым. - Так я не могу учесть их при расчете прибыли? - Есть постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда <**>, по которому средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны за услуги по охране объектов, нужно рассматривать как целевое финансирование. И соответственно компании, у которых есть такие расходы, не вправе их учитывать при определении налоговой базы. ————————————————————————————————<**> Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10.2003 N 5953/03.
- Где я могу об этом прочитать? - Посмотрите Письмо Минфина России от 21.12.2004 N 03-03-01-02/58. - Есть ли по этому вопросу разъяснения налоговых органов? - Нет, до окончательного принятия решения по этому вопросу мы не даем никаких разъяснений.
* * *
- В арендованном помещении мы провели телефонную линию и подключили телефонный номер. Можно ли учесть при налогообложении прибыли плату телефонному узлу за подключение номера? - Телефонный номер принадлежит вам или арендодателю? - Договор с телефонным узлом заключила наша фирма и телефонный номер числится за нами. - Собственник помещения разрешил вам проводить новую телефонную линию? Как этот момент отражен в договоре аренды? - Арендодатель дал нам разрешение - это отражено в договоре аренды. - Тогда вы можете учесть эти расходы при расчете налоговой базы. - Сразу или в течение срока аренды? - Все зависит от того, установлен в договоре с телефонным узлом срок пользования телефонным номером или нет. - Срок не указан. - В таком случае расходы нужно учитывать единовременно. - Но мы хотели на основании приказа руководителя списывать такие расходы частями. Можно ли так сделать? - Не путайте бухгалтерский и налоговый учет. В первом случае вы можете так поступить, во втором - нет. Налогоплательщику не дано право самостоятельно на основании внутренних распорядительных документов устанавливать сроки для признания расходов в целях налогообложения. - На основании каких документов можно сделать такой вывод? - Это ст.272 НК РФ.
* * *
- В нашей фирме три учредителя практически с равными долями в уставном капитале. Двое из них решили оказать нам безвозмездную финансовую помощь. С нее нужно будет заплатить налог на прибыль? - Да. - Но есть же ст.251 НК РФ. В ней сказано, что налогом на прибыль не облагают имущество, полученное от физических лиц, у которых вклад в уставный капитал более 50 процентов. Если сложить доли двух учредителей, то это будет больше, чем 50 процентов. - Вы правы, такая норма в Кодексе есть. Но в ней речь идет о доле каждого из учредителей, в том числе физических лиц. И эта доля в уставном капитале организации должна составлять более 50 процентов. При применении пп.11 п.1 ст.251 НК РФ доли учредителей, решивших оказать безвозмездную финансовую помощь, складывать нельзя.
* * *
- Галина Валентиновна, помогите заполнить декларацию по налогу на прибыль за первый квартал... - В чем у вас трудности? - В первом квартале мы получили прибыль. Как правильно заполнить в декларации строку по авансовым платежам? Читаю ст.286 НК РФ и не могу разобраться. - Давайте вашу ситуацию рассмотрим на цифрах. - Давайте. Предположим, налог на прибыль за первый квартал составил 300 000 руб. - Вы вносите ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного квартала? - Да. - Значит, в строке 250 листа 02 налоговой декларации вы указываете сумму 300 000 руб. И эту же сумму проставляете в строке 390 листа 02. - А мне нужно заполнять и разд.1.1, и разд.1.2? - Да. В разд.1.1 указывают суммы налога к доплате или уменьшению за отчетный период. Их рассчитывают на основании данных листа 02 декларации. А разд.1.2 заполняют те организации, которые вносят ежемесячные авансовые платежи в течение отчетного периода. Ведь вы же так платите авансы в бюджет... - Да, именно так. - Значит, в разд.1.2 вы переносите данные из строк 390 - 420 листа 02. То есть в декларации за первый квартал по строкам 120 - 240 разд.1.2 вы показываете сумму ежемесячного авансового платежа на второй квартал с разбивкой по бюджетам.
* * *
- В связи с тем что с 2005 г. мы не платим налог на прибыль в местный бюджет, надо ли нам теперь отчитываться по обособленным подразделениям? Они у нас все расположены в Московской области, только в разных районах. - Порядок расчета и оплаты в бюджет налога обособленными подразделениями, изложенный в ст.288 НК РФ, никто не отменял. Поэтому декларацию вы сдаете по местонахождению как головной организации, так и обособленных подразделений. И соответственно так же вы вносите авансовые платежи по налогу на прибыль. - Даже если они расположены в одном субъекте Российской Федерации? - Да, даже в том случае, если головная организация и структурные подразделения находятся на территории одного субъекта. Тот факт, что с этого года налог надо распределять по двум, а не по трем бюджетам, не влияет на порядок представления отчетности и уплаты налога на прибыль компаниями, имеющими обособленные подразделения.
* * *
- Беспокоит бухгалтер московской организации. Летом 2004 г. я допустила ошибку в налоговом учете. Но она никак не повлияла на расчет суммы налога. Нужно ли в этом случае править декларацию? - Исходя из требований ст.54 НК РФ нужно. - А если я все откорректировала в годовой декларации, то "уточненки" за полугодие и девять месяцев мне сдавать не надо? - По той же ст.54 Кодекса при обнаружении ошибки в исчислении налоговой базы перерасчет производят за тот период, в котором эта ошибка допущена. Например, если вы ошиблись в первом квартале, а обнаружили это в четвертом, то нужно сдать уточненную декларацию за предыдущие периоды, а не уточнять налоговую базу по году. - Что нам будет, если мы не сдадим уточненную декларацию? - Если ошибка привела к увеличению суммы налога на прибыль, начисленной за соответствующий отчетный период, то платят недостающую часть налога и пени. Но в вашем случае не придется ничего платить, так как сумма налога у вас не изменилась.
* * *
- У нашей организации была доля в уставном капитале другой компании. Сейчас мы ее продали. В какой строке налоговой декларации нужно показать эту операцию? - Выручку от реализации принадлежащей вам доли в уставном капитале другой компании вы показываете по строке 030 Приложения N 1 к листу 02 декларации. - А расходы куда отнести? - Расходы отражают по строке 100 "Другие расходы" Приложения N 2 к листу 02. Только имейте в виду, что если вы являлись первичным владельцем доли, то у вас не будет расходов, учитываемых в целях налогообложения. - Это я знаю. Мы вторичные держатели.
* * *
- Мы передали по договору лизинга автомобиль. Но он продолжает числиться у нас на балансе. Мы ежегодно проходим в ГАИ техосмотр. Можно эти расходы учесть в составе прочих или нет? - Все зависит от того, имеет ли право лизингополучатель проходить в ГАИ техосмотр? - Не имеет. Мы с этим вопросом уже разобрались. Ежегодный технический осмотр может проходить только собственник транспортного средства. - Если эта обязанность лежит на вас, то вы можете учесть расходы по прохождению техосмотра для целей налогообложения прибыли.
* * *
- Можно ли списать на расходы средства гигиены? Например, моющие средства, туалетную бумагу, полотенца. - По Трудовому кодексу работодатель обязан за свой счет проводить санитарно-гигиенические мероприятия. Поэтому вы имеете полное право учесть такие расходы. - А по какой статье Налогового кодекса можно их учесть? - В налоговом учете их расценивают как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Это пп.7 п.1 ст.264 НК РФ, по которому учитывают расходы на обеспечение нормальных условий труда.
* * *
- Руководство вашей организации приняло решение о ликвидации основного средства. Но оно еще полностью не самортизировано. Скажите, мы можем учесть остаточную стоимость списанного основного средства? - Да, вы можете списать на расходы остаточную стоимость ликвидированного основного средства. Это прямо предусмотрено в пп.8 п.1 ст.265 НК РФ. Главное - обратите особое внимание на документальное оформление этой операции. - А на что конкретно нужно обратить внимание? - Во-первых, у вас должен быть приказ руководителя о создании ликвидационной комиссии. Во-вторых, должен быть в наличии акт ликвидации основного средства. И вот в нем должны быть сведения о ликвидируемом основном средстве, причина списания и возможность использования отдельных деталей списываемого объекта.
* * *
- При заполнении бланка строгой отчетности допустили ошибку. Получается, что мы испортили бланк, а он стоит 25 руб. Можно ли его стоимость отнести на расходы? Я понимаю, что сумма смешная, но здесь вопрос принципа... - Виновник известен? - Конечно. - Я думаю, что стоимость испорченного бланка нужно стребовать с него.
"Прямой разговор" подготовили Л.В.Клименкова Эксперт "УНП"
С.В.Новиковская Менеджер по внешним связям "УНП" Подписано в печать 01.04.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |